издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Каменная виолончель для уличных музыкантов

В преддверии 350-летнего юбилея Иркутск начали заполнять памятники, скульптуры и архитектурные композиции, которые разные умельцы решили подарить областному центру. 9 августа «дорогим иркутянам и гостям нашего города» была презентована «Виолончель» – объёмно-пространственная композиция чёрного цвета, изготовленная из искусственного камня.

Самой частой репликой, звучавшей в связи с новостью о наделении улицы Урицкого новым символом – виолончелью, стал вопрос: «А почему, собственно, виолончель?» «Какой же это символ улицы? – недоумевали некоторые иркутяне на интернет-форумах, ещё не видя скульптуры, а только прочитав новость в СМИ. – Тогда уж гитара. А вообще, шлагбаум нужно было в бронзе отлить – вот это реальный символ Урицкого». « Ну скрипка… ну флейта в конце концов! Но виолончель???» – вторили им другие. На открытии композиции, состоявшемся 9 августа, с вопросом о смысле «Виолончели» на Урицкого озадаченные прохожие обступили уже самого автора, иркутского скульптора Илью Ставского. «Можно, да, с вами пообщаться? А почему вы именно этот инструмент решили сделать? – угрожающе напирал на мастера мужчина лет 40, оттесняемый журналистами, которых, впрочем, интересовали примерно такие же вопросы. – Я что-то не вижу тут смысла. Я понимаю, если бы перед музыкальным театром скульптуру поставили, а тут-то почему?» 

Илья Ставский застенчиво улыбался и терпеливо объяснял, что ему тоже известно о том, что на Урицкого на виолончели особенно не играют (хотя на самом деле по крайней мере одного виолончелиста на этой улице периодически видели). «Но я выбрал этот струнный инструмент в качестве символа уличных музыкантов на нашем местном бродвее потому, что он очень нравится мне и по форме, и по звучанию, – признался скульптор. – Я обожаю слушать, как играет виолончель, хотя, конечно, готов к тому, что эта композиция будет воспринята неоднозначно». 

Скульптура, презентованная улице Урицкого, выполнена в смешанной технике из тонированного искусственного камня с коваными элементами. «Там такая штука, называется полиэфирная смола…  – попробовал объяснить собравшимся скульптор, однако, глядя в непонимающие глаза, вздохнул: – Ну, в общем, искусственный камень. В него добавляются разные наполнители, и этот материал приобретает такое же свойство, как у камня или у металла». Весит скульптура более центнера, тогда как вес настоящего инструмента не превышает пяти килограмм. 

Соавтором «Виолончели» значится отец Ильи Ставского, Евгений Анатольевич, он, по словам сына, «работал как архитектор: выбирал место для скульптуры, смотрел, чтобы она гармонично «сидела» в городской среде».  Кроме того, в создании композиции поучаствовала и жена Ильи Ставского. «Она у меня музыкант, поэтому могла консультировать меня, и к тому же я ходил в музыкальную школу, где она работает преподавателем, и подробно рассматривал, как выглядят настоящие виолончели, фотографировал их». 

На взгляд эксперта, студентки третьего курса Иркутского музыкального колледжа Феодоры Соколовой, которая играла во время открытия композиции на настоящей виолончели, скульптура мастеру удалась, хотя и «похожа на настоящую процентов на 70». «Замысел очень хорош, и «Виолончель» правда красивая, но если говорить о сходстве, то… Ну, я не знаю, посмотрите на мой смычок, какой он аккуратненький, и на тот, что у скульптуры, – смущённо пыталась объяснить девушка. – Честно говоря, она больше на контрабас похожа. Такая… массивная». 

«Естественно, я не мог сделать виолончель, соблюдая все пропорции, иначе она была бы слишком тонкая и её через день уже обломали бы, – согласился Илья Ставский. – Ведь мой замысел как раз в том и состоял, чтобы скульптуру можно было трогать, фотографироваться с ней, садиться на стульчик, который сделан рядышком, и чувствовать себя уличным музыкантом». 

Почувствовать себя музыкантом тут же захотело множество прохожих, которые принялись позировать, обнимая «Виолончель» и улыбаясь в камеры, и даже кидать в шляпу, которая тоже является одним из элементов композиции, деньги. За десять минут набралось рублей 25. Стоимость «Виолончели» этот заработок не отбил – она обошлась бюджету города в сто тысяч рублей, – зато позволил собравшимся предположить, что такими темпами автор быстро наберёт средства на новые скульптуры. «Новые композиции действительно будут», – рассказал Илья Ставский.  Например, в сентябре на пересечении улиц Карла Маркса и Литвинова появится ещё одна работа мастера под названием «Турист»: человек в шляпе, с рюкзаком и фотоаппаратом, замерший, чтобы полюбоваться зданиями Иркутска. 

Вслед за «Виолончелью», уже установленной на улице Урицкого в качестве одного из подарков Иркутску к его 350-летию, в различных местах города скоро появятся ещё десять скульптурных композиций, презентованных юбиляру. 

Памятник основателям Иркутска на Нижней набережной Ангары, в районе пересечения с улицей Сухэ-Батора. Бронзовый монумент высотой около шести метров (вместе с постаментом) будет изображать мужчину с ружьём в руках – это собирательный образ сибирского казака. 

Памятник жёнам декабристов в сквере имени Волконского. Это будет бронзовая скульптура княгини Волконской высотой три метра, изображающая собирательный образ собственно жён декабристов. Установить её планируется в первой декаде сентября этого года.  

Скульптура «Бабр» появится на пересечении улиц Чкалова и Степана Разина, в месте съезда с Глазковского моста, в том круге, где установлена стела «Кировский район». Высота бабра, несущего в зубах соболя, составит 2,5 метра.  

Памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов установят на площади Труда в районе цирка. В скульптурный комплекс войдут два бронзовых монумента: сам знаменитый режиссёр на стуле, а напротив него Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. 

Памятник Юрию Ножикову планируют поставить на пересечении улиц Сухэ-Батора и Горького, в сквере имени первого губернатора Иркутской области. Сейчас это место занято металлической скульптурой дракона. 

Московские ворота – эта каменная арка размером с трёхэтажный дом появится на набережной реки Ангары, в районе пересечения с улицей Декабрьских событий. 

Памятник изыскателям и геодезистам поставят в сквере, расположенном на пересечении улиц Нижней набережной, Франк-Каменецкого и Рабочей, в сентябре этого года. С инициативой создания такого памятника выступила компания «ВостСибАГП». 

Скульптура «Турист», которую придумал и реализует иркутский мастер Илья Ставский, будет установлена на пересечении улиц Карла Маркса и Литвинова. 

«Киноманы»  –  мраморная композиция, изображающая двух зрителей, которые смотрят кино. Рядом с ними поставят пустое кресло для желающих отдохнуть или сфотографироваться с персонажами. 

Композиция «Солнечные часы» – их плоский циферблат диаметром около трёх метров предполагается изготовить из керамогранита. В него будет вставлена кованая стрелка.

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector