издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сантиметры малой родины

Столицу Восточной Сибири нанесли на карты

«Атлас развития Иркутска» выпустил к 350-летию города Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. В альбоме на 131 страницу 65 карт. Учёные составили карту транспортной доступности Иркутска и карту аварийности на дорогах. Как оказалось, ДТП больше там, где дороги лучше, – водители позволяют себе большую скорость, и как итог – аварии. Из атласа можно узнать, что в Иркутске «уровень феминизации» на 1,5% выше, чем в регионе, в Академгородке и Зелёном дружно идут на выборы, а в периферийных районах типа предместья Марата выборам не верят. Тираж издания – две тысячи экземпляров, и написана книга таким языком, что читать и рассматривать её интересно будет любому жителю Иркутска.

«Одна из задач этого атласа – будить мысль, – заявил заместитель директора Института географии СО РАН доктор географических наук, профессор Леонид Корытный. – Нельзя учесть все картографические и прочие факторы, но атлас, его сюжеты заставляют задуматься». Над изданием работали в «авральном режиме» более 50 специалистов в течение 3-4 месяцев. Хотя, как подчеркнул Леонид Корытный, исследования развития Иркутска ведутся институтом на протяжении многих лет. Причём материалы для атласа предоставили ИрГТУ, Институт земной коры СО РАН, Сибирский институт физиологии и би-

охимии растений, ИГУ, мэрия Иркутска и региональный минздрав. Как рассказал один из авторов «Атласа развития Иркутска» кандидат географических наук Виктор Богданов, в книге несколько разделов и помимо традиционных физических карт, карт ландшафтов, растительности, экологической обстановки в городе, которые интересны в первую очередь профессионалам, есть и карты, которые могут привлечь простых горожан.   

Людей всегда интересуют сами люди, и потому взгляд сразу останавливается на картах, иллюстрирующих демографическое состояние города. Официально на январь 2011 года в Иркутске жили 589283 человека. 87% – русские, 3% – украинцы, 2% – буряты, 1% – татары и другие этносы, занимающие менее 1% каждый. Однако учёные отмечают: официальная статистика не отражает наличия так называемого «временного» населения – гастарбайтеров, и «дневного» населения – людей, которые учатся и работают в городе, а живут за его пределами. Интересно, что центр города заселён меньше, чем окраинные районы, а плотность женского населения в столице Восточной Сибири на 1,5% выше, чем в среднем по региону. Особенно феминизирован Октябрьский округ. Правда, с чем это связано, учёные не поясняют. 

Впервые в атласе в качестве пилотного проекта появилась карта политической активности населения. За основу были взяты выборы мэра Иркутска 2010 года. Как показали исследования, в группах избирательных округов периферийных районов, таких как Кая, Батарейная, посёлки им. Кирова, Горького, Жилкино, предместье Марата, на выборы ходить совсем не  любят – явка тут от 18 до 24%. Учёные отмечают: в тех районах, где все люди имеют примерно одну сферу приложения трудовой деятельности (к примеру, военнослужащие в Зелёном или учёные в Академгородке), явка традиционно выше – до 38–44,3%. Люди, живущие в зоне многоквартирных застроек, обычно не любят ходить на выборы, тогда как в спальных и центральных районах, а также в коттеджах явка около 24–44,3%.

Особое внимание журналистов привлекла карта аварийности на дорогах. Учёные взяли временной период 1999–2007 годов, как оказалось, именно на этом отрезке смертность от ДТП в Иркутске превышала средние показатели по России на 10%. Самым неблагополучным как по общему количеству ДТП, так и по числу происшествий со смертельным исходом является Октябрьский округ. Если судить по общему числу ДТП, то самый «удачный» – Ленинский округ, а по смертям – Правобережный. Учёные взяли за основу такой параметр, как отношение количества происшествий к длине дорог. «Чаще всего аварии случаются там, где дороги лучше, – констатировал Виктор Богданов. – Это интересный параметр. Сколько бы мы ни говорили, что дороги хуже, а аварий больше, на самом деле всё как раз наоборот. Где качество дорог выше, там скорость выше, соответственно, аварий и смертей на этих дорогах больше. Особенно выделяется Октябрьский округ, где при очень малом общем количестве дорог качество их высокое. Там наибольшее количество асфальтированных широких магистралей, но при этом аварийность на эту длину дорог большая». Журналисты-водители тут же возмутились, что в центре нет парковок. Но учёные возразили: этот фактор не главный, просто на плохих дорогах водители не рискуют газовать, опасаясь за машины.  

Впервые в атласе в качестве пилотного проекта появилась карта политической активности населения. За основу были взяты выборы мэра Иркутска 2010 года. Как показали исследования, в группах избирательных округов периферийных районов, таких как Кая, Батарейная, посёлки им. Кирова, Горького, Жилкино, предместье Марата, на выборы ходить совсем не  любят – явка тут от 18 до 24%. Учёные отмечают: в тех районах, где все люди имеют примерно одну сферу приложения трудовой деятельности (к примеру, военно-служащие в Зелёном или учёные в Академгородке), явка традиционно выше – до 38–44,3%. Люди, живущие в зоне многоквартирных застроек, обычно не любят ходить на выборы, тогда как в спальных и центральных районах, а также в коттеджах явка около 24–44,3%. «Надо сказать, что чем выше уровень образования, чем меньше процент рабочего населения, тем выше политическая активность», – заметил Виктор Богданов. Однако стоит учитывать, что эти выводы не действуют, к примеру, в тех районах, где специфическое население. К примеру, работники крупных предприятий идут на выборы, скорее ориентируясь на внутренние корпоративные установки, уровень образования тут не показателен. «Это только начало настоящего анализа. В наших планах проанализировать политическую активность населения в отношении экологических проблем», – сказал Леонид Корытный. 

В атласе есть масса любопытных карт и показателей. К примеру, можно увидеть карту Иркутской агломерации или узнать, как повлиял ЕГЭ на миграционные процессы. Как рассказал заведующий лабораторией картографии, геоинформатики и дистанционных методов профессор, доктор географических наук Александр Батуев, специалисты-географы констатируют: ЕГЭ уже влияет на отток из Иркутска лучших выпускников. «Качественный состав молодых кадров уменьшается», – говорит он. Отток молодых уже почувствовали многие районы города – если в Свердловском средний возраст горожан 34 года, то Правобережный, Ленинский округа гораздо «старше». 

Эта книжка является частью крупного проекта института по созданию атласа развития Байкальского региона. В будущем откроется крупный портал, где будут доступны все карты в интерактивном режиме, сейчас на подготовительном этапе их насчитывается более 350. Пока же «Атлас развития Иркутска» издан в бумажном варианте, часть тиража уйдёт в библиотеки, другую часть уже со следующей недели можно будет купить в магазинах. 

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector