издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Немецкие колёса для Братской ГЭС

«Иркутскэнерго» определилось с поставщиком рабочих колёс для шести гидроагрегатов Братской ГЭС. Им стала немецкая компания Voith Hydro, контракт с которой будет заключён во время VII Байкальского экономического форума (пройдёт в Иркутске с 12 по 14 сентября). Пока он не подписан, сумма инвестиций в реконструкцию шести гидроагрегатов не разглашается, однако «Сибирскому энергетику» удалось узнать другие подробности проекта.

Рабочие колёса на Братской ГЭС меняют не первый раз. В 2004–2010 годах на станции уже реконструировали шесть первых гидроагрегатов, запущенных во время наполнения водохранилища. Как пояснил директор Братской ГЭС Сергей Кузнецов, их рабочие колёса износились из-за кавитации и большого объёма проведённых ремонтов, в результате этого произошли изменения в геометрии – проще говоря, изменились форма лопастей и расстояние между ними. Как следствие, их КПД оказался в среднем равен 86%, что ниже заложенных проектом 93%. Замена рабочих колёс позволила повысить его до 95,3%. Благодаря реализации этого проекта компания стала одним из победителей состоявшегося в 2010 году первого конкурса проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола, ведь реконструкция позволила увеличить выработку электроэнергии на ГЭС, за счёт чего произошло сокращение генерации на тепловых электростанциях и, следовательно, снижение выбросов СО2 в атмосферу.

Если проект по замене первых шести рабочих колёс относился к разряду эффективных, то работы на оставшихся гидроагрегатах будут проводиться по программе повышения надёжности, правда, в этом случае компания всё равно рассчитывает на реализацию проекта в качестве киотского, если будет продлён срок действия протокола. Изменился и поставщик: если в прошлый раз в его роли выступил Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), входящий в состав ОАО «Силовые машины», то в 2011 году выбор пал на немецкую компанию Voith Hydro. По словам Кузнецова, их предложение в наибольшей степени удовлетворяло тем требованиям, которые были изложены в техническом задании «Иркутскэнерго». Помимо немецкой компании заявки на участие в конкурсе подали «Силовые машины» (точнее, ЛМЗ, предложивший сразу два варианта рабочего колеса), ОАО «Тяжмаш» и французская Alstom. Технические предложения последних двух не удовлетворили «Иркутскэнерго»: у «Тяжмаша» нет опыта в производстве рабочих колёс больших диаметров, а в Alstom предложили слишком большую цену. Остались только ЛМЗ и Voith Hydro, выбор между которыми в конечном счёте пал на немецкую компанию, рабочие колёса от которой отличаются более высоким КПД и в большей степени соответствуют 

предъявленным требованиям по регулировочному диапазону. Она была признана победителем конкурса, состоявшегося в июле, однако контракт, как ожидается, будет подписан только 13 сентября, во время Байкальского экономического форума. 

Объём средств, которые будут затрачены на реализацию проекта, до этого момента не разглашается. «Это коммерческая тайна, до заключения контракта называть сумму инвестиций мы просто не имеем права», – подчеркнул директор Братской ГЭС. Тем не менее он рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика», что по условиям договора срок изготовления первого рабочего колеса с учётом проектирования и всех необходимых испытаний составляет 25 месяцев. Приступить к реконструкции гидроагрегатов предполагается в сентябре 2013 года, а завершиться работы на них должны в ноябре 2016-го. Рабочие колёса заменят на агрегатах под номерами 7, 8, 9, 10, 11 и 12, которые были запущены уже тогда, когда водохранилище Братской ГЭС было наполнено до проектных отметок. Прибавка в КПД за счёт этого будет относительно невелика – около 1,5–2%, однако в долгосрочной перспективе она даст значительный прирост в выработке. «Решение о замене турбин оставшихся шести гидроагрегатов будет принято после того, как будет накоплен опыт эксплуатации рабочих колёс  ЛМЗ и Voith Hydro», – резюмировал Кузнецов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры