издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Неравная битва

Правительство РФ снова борется с дефицитом топлива

  • Автор: Дмитрий ШИБАНОВ, по материалам СМИ

7 сентября состоялось заседание президиума правительства РФ, в ходе которого были приняты изменения в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Из технического регламента будет исключён показатель «октановое число автомобильного бензина». Он характеризует потребительские свойства топлива и не связан с его экологичностью и безопасностью. Таким образом, можно будет продавать бензин с октановым числом 80, но 4-го, 5-го классов.

Теперь в техрегламент будет включено требование информировать автомобилистов о качестве топлива через маркировку на АЗС и внесение соответствующей информации в товарные чеки.

Классификация топлива, принятая в России, определяется количеством серы в его составе. Например, в бензинах 3-го класса содержится серы 150 мг/кг, 4-го класса – 50, а 5-го – всего 10 мг/кг. Чем выше класс топлива, тем ниже концентрация вредных веществ как в его составе, так и в продуктах сгорания. Эта классификация соответствует международной европейской классификации «Евро». 

Правительство ввело следующие сроки перехода на экологические классы топлива: переход на Евро-2 должен состояться до 31 декабря 2012 года, на экологический класс Евро-3 – до 31 декабря 2014 года, Евро-4 – до 31 декабря 2015 года. Срок перехода на Евро-5 не ограничен. Напомним, ранее предполагалось, что на Евро-2 Россия перейдёт с начала этого года. Срок перехода на  Евро-3 отложен на три года и Евро-4 – на год.

С требованием продлить сроки выпуска этих видов топлива в Министерство энергетики обратились нефтяные компании. Они не успели ввести на своих НПЗ установки, необходимые для выпуска топлива более высокого качества. Кроме того, ряд экспертов считает, что запрет на продажу бензина класса 2 в РФ с начала 2011 года стал одной из причин топливного дефицита, возникшего весной в ряде регионов страны.

Как отметил министр энергетики РФ Сергей Шматко, необходимость введения изменений обусловлена тем, что более половины всех автомобилей российского автопарка потребляет топливо качества ниже класса 3. Министерство энергетики считает, что предпринятые меры позволят исключить возникновение угрозы дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке и помогут обеспечить потребителей высококачественным топливом в соответствии с темпами обновления отечественного автопарка.

Кроме того, президиум правительства заслушал доклад о ситуации, сложившейся на рынке авиационного топлива.

В начале сентября Росавиация заявила, что в аэропортах московского авиаузла могут начаться проблемы с поставками керосина, произошло снижение запасов ниже допустимого минимума. Следом с просьбой выделить запасы топлива из государственного резерва обратился аэропорт Толмачёво в Екатеринбурге. Эксперты связывают дефицит топлива с резким снижением производства авиационного керосина в России и переориентацией производителей на выпуск зимнего дизельного топлива.

Заместитель председателя правительства Игорь Сечин 5 сентября провёл совещание, по итогам которого было поручено обеспечить резерв топлива в основных аэропортах на десять суток. Минтранс за сутки подготовил соответствующий приказ. В проекте документа, опубликованном на официальном сайте ведомства, указано, что организации, осуществляющие топливообеспечение воздушных перевозок, обязаны сообщать в уполномоченный орган в области гражданской авиации о снижении запаса авиатоплива, обеспечивающего бесперебойную работу аэропорта не менее десяти суток вместо трёх суток. Также необходимо будет сообщать и о снижениях количества противообледенительной жидкости в уполномоченный орган в области гражданской авиации. В проекте приказа указано, что объём запасов противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов в осенне-зимний период должен гарантировать возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков.

По информации, опубликованной Министерством энергетики,  сегодня ситуация с топливом находится под контролем, а сложности, возникшие в аэропортах московского авиаузла, носили, скорее, логистический характер. Авиакеросина в этом году произведено даже больше, чем в прошлом, почти на 4%, притом что cреднегодовые темпы роста спроса составляют 3,2%. Проработка с Минтрансом и Росавиацией вопроса увеличения запасов авиатоплива в аэропортах с трёх до семи дней позволит окончательно снять напряжённость.

Между тем требование увеличить неснижаемый резерв топлива до десяти суток может только усугубить дефицит, утверждает газета «Ведомости». Как рассказал газете «менеджер одного из аэропортов Москвы», «все побегут скупать топливо, которого и так не хватает», а это даст возможность продавцам взвинтить цены. «Кроме того, в аэропорту будет круглогодично лежать 20–30 млн. долларов замороженных денег (столько стоит керосин на 10 дней). В итоге всё будет компенсироваться за счёт пассажиров», – считает источник «Ведомостей».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры