издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заглянули в «окно возможностей»

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Параметры энергетического сотрудничества крупнейшей частной российской энергокомпании «ЕвроСибЭнерго» (входит в Еn+ Group) с китайской China Yangtze Power Company (СYPC) представил во время VII Байкальского экономического форума президент En+ Group Олег Дерипаска. В Восточной Сибири должны появиться три электростанции общей мощностью более 2,4 тысячи МВт, в том числе Ленская ТЭС в Иркутской области. Удастся ли сибирякам воспользоваться «окном возможностей» и интегрироваться в стремительное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона – один из основных вопросов текущей повестки дня для регионов, считают бизнесмен и другие участники форума.

На пленарном заседании в понедельник участники БЭФа вновь обратились к сценариям развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. По словам академика РАН Андрея Кокошина, активное экономическое развитие этих регионов должно сопровождаться более тесным взаимодействием со странами АТР. С учёным солидарен и бизнесмен Олег Дерипаска, главный вопрос, которым стоит задаться властям и крупному бизнесу, по его мнению, – как интегрироваться в развитие стран Азии: «Нужно принимать решение, каким образом конкурировать на внешнем рынке, с каким продуктом, какой глубины переработки, какая инфраструктура нам нужна для этого, какие производства можно создать».

Несмотря на общепринятое мнение, что Сибирь – это кладовая страны, реальная доля Сибирского федерального округа в ВВП достаточно скромная – чуть более 10%, напомнил Дерипаска. Темпы экономического роста с 1997 года отстают от среднероссийских, идёт постоянный отток населения из регионов. «Лошадь идёт туда, куда направлена голова. Если голова Москвы направлена в Европу, мы никакими стимулами, ожиданиями, возможностями не сможем продвинуться в азиатском направлении. Надо внимательно смотреть на идеологию нашего развития», – сказал бизнесмен. 

Быстрое индустриальное развитие Китая, Кореи и других азиатских соседей порождает спрос на различные ресурсы, которые есть в Сибири. В том числе на электроэнергию. Напомним, в прошлом году «ЕвроСиб-Энерго» и CYPC создали совместное предприятие  – YES Power – для реализации энергетических проектов в Восточной Сибири. Речь шла о строительстве до 10 ГВт новых мощностей. В понедельник на БЭФе были обнародованы параметры трёх проектов: к 2020 году планируется построить две гидроэлектростанции – Нижне-Ангарскую в Красноярском крае мощностью 660 МВт (ввод в эксплуатацию в 2019-2020 годах) и Транссибирскую на реке Шилке в Забайкалье мощностью 516 МВт (ввод запланирован на 2014–2018 годы). Кроме того, в Приангарье должна появиться Ленская ТЭС, работающая на попутном нефтяном газе. Мощность этой станции составит 1260 МВт, запуск состоится ориентировочно в 2014–2018 годах. Объём инвестиций в строительство ГЭС составит 1,08 млрд. и 1,55 млрд. долларов соответственно, ТЭС обойдётся в 1,14 млрд. долларов. 

Строительство энергетической инфраструктуры, которая свяжет Сибирь и Азию, необходимо в том числе для оптимизации режимов, отметил Олег Дерипаска: «Сотрудничество с Китаем позволит оптимизировать сегодняшние режимы, заработать средства для дальнейшего развития энергетической инфраструктуры». Пока это сотрудничество остаётся слабым: запущен лишь один энергомост в виде нефтепровода, два газовых проекта достаточно долго обсуждаются, однако они ещё не начаты. При этом вопросы опережающего развития инфраструктуры в регионе должны решаться незамедлительно, полагает бизнесмен: «Без серьёзного плана, без ясных процедур и стимулов, опережающих инвестиций в инфраструктуру мечты так и останутся мечтами. А цикл [экономического развития] – не вечен, через 15 лет экономики Азии перейдут в другую фазу, с другим объёмом потребления ресурсов». 

Развитие Восточной Сибири тормозит отсутствие инфраструктуры: «тяжёлой» – в виде всевозможных сетей и дорог, социальной и недостаток опытных специалистов. «Для того чтобы железнодорожный транспорт соответствовал тем проектам, которые развиваются в нашем регионе, инвестиции в следующие пять лет должны быть до 60 миллиардов рублей», – заявил Олег Дерипаска. Вложений только РЖД недостаточно. При этом сегодняшний механизм формирования инвестиционной составляющей за счёт тарифа, когда потребитель оплачивает инвестпрограммы монополий, не годится для Сибири, считает бизнесмен. «Невозможно тот объём инвестиций, который сегодня стоит перед нами, переложить на потребителей. Решение – привлечение внешних займов, федерального бюджета, средств Пенсионного фонда, которые могут размещаться в долгосрочные бумаги». Кроме нового механизма финансирования крупных инвестпроектов, необходимы долгосрочные тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки, а также прозрачные и стабильные правила доступа иностранных инвесторов. «Нужны продуманные долгосрочные программы, – подчеркнул Дерипаска. – Они [страны АТР] уже строят новые города, а мы всё думаем, что они будут вечно зависеть от наших ресурсов». 

В ближайшие 20 лет Азия сохранит высокие темпы экономического роста за счёт продолжающейся индустриализации и урбанизации. Каким будет этот рост, есть несколько точек зрения, напомнил другой участник заседания – Пётр Щедровицкий, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГК «Росатом». Если страны АТР пойдут по западному пути, то спрос на ресурсы будет расти по экспоненте. Однако они могут выстраивать и свой ресурсный портфель, стремиться как можно быстрее перейти к эффективному потреблению ресурсов, тогда экономический рост не будет требовать того кратного увеличения потребления, как на предыдущих фазах развития. В пользу этого пути свидетельствует тот факт, что практически все страны и крупные компании приняли долгосрочные программы по наращиванию доли возобновляемых ресурсов. «Сегодня именно азиатские метрополии демонстрируют самые современные решения в области энергоэффективных зданий, городской мобильности и стараются войти в международные экологические рейтинги», – подчеркнул эксперт. Вероятно, азиатские страны будут одним из мировых центров применения современных технологий и, возможно, перейдут на технологическую платформу новой энергетики в течение 15–20 лет. «Окно возможностей по встраиванию в эту систему достаточно ограниченно», – заключил Щедровицкий. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры