издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лети – не хочу

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Количество желающих улететь за границу из Иркутска в прошлом месяце увеличилось почти в два раза. В сопоставимых размерах возросло в этом году и число регулярных и чартерных рейсов за рубеж. В сумме за последние полгода из столицы Приангарья было выполнено почти 650 полётов в разные точки мира – как до бывших стран СНГ, так и до европейских и азиатских городов. В ближайшее время самолёты из Иркутска начнут летать ещё по нескольким направлениям. Что в новом сезоне станет ближе иркутянам – Европа или Азия, – выясняла ТАТЬЯНА ПОСТНИКОВА.

Поехали

На 96% вырос по итогам августа пассажиропоток иркутского аэропорта на международном направлении. Для сравнения: количество желающих перемещаться воздушными путями внутри страны за тот же месяц выросло всего на 3%. Впрочем, абсолютные показатели свидетельствуют о том, что в пределах России в любом случае передвигается большее количество человек. Так, если всего за прошлый месяц через аэропорт «Иркутск» улетели больше 150 тыс. пассажиров, то четвёртая часть из них, или 38,8 тыс., отправились за рубеж, а остальные 112 тыс. человек выбрали внутрироссийские направления полётов.

Если взять статистику за последние четыре месяца в целом, то получится, что с мая по сентябрь через аэропорт «Иркутск» улетели за рубеж почти 120 тыс. человек. Это примерно на 74% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2010 году с мая по сентябрь за границу вылетели около 68 тыс. человек).

Причин подобного прироста несколько. По данным центра общественных связей ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», в этом году существенно возросло количество чартерных и регулярных рейсов, вылетающих по различным направлениям из столицы Приангарья. Так, по словам специалистов центра, с апреля по октябрь из аэропорта вылетело 209 чартеров и 447 регулярных рейсов. Среди чартерных направлений самым массовым был турецкий курортный город Анталья, куда было организовано наибольшее количество чартеров. Также большое количество рейсов вылетело из Иркутска в Бангкок, Пхукет и Манчьжурию. Реже самолёты летали по новым для Иркутска направлениям в Ираклион (Греция) и Барселону (Испания), которые были открыты весной этого года. «Если в Турцию в пик сезона самолёты летали иногда и по два раза в день, то в Испанию чартерный рейс набирался примерно два раза в месяц», – говорят участники местного туррынка. 

Заметно возросло в этом году и количество регулярных рейсов из Иркутска по зарубежным направлениям. Впрочем, самым востребованным всё же оказался маршрут до Пекина. По нему в этом году летают две компании – S7 Airlines и Hainan Airlines, которые в общей сложности выполнили туда боле 150 рейсов. На втором месте по частоте оказался маршрут Иркутск – Улан-Батор, куда самолёты вылетели 79 раз. 47 регулярных рейсов выполнили авиакомпании «Якутия» и Tajik Air в столицу Таджикистана Душанбе. 36 раз перевозчики слетали с апреля по октябрь в узбекский Ташкент и южнокорейский Сеул, 32 раза – в Мюнхен (Германия) и 27 раз – в киргизский город Ош.

Ближе, чем кажется

В следующем году специалисты туротрасли прогнозируют дальнейший рост числа рейсов по самым популярным направлениям, а также появление новых маршрутов. Так, по данным центра общественных связей иркутского аэропорта, сейчас специалисты коммерческой дирекции ведут переговоры с рядом авиакомпаний о запуске рейса Иркутск – Берлин на лето 2012 года. По имеющимся у «Конкурента» сведениям, ранее о возможности выполнения полётов по этому направлению заявляла компания S7 Airlines. Однако в самой авиакомпании ответили, что пока «планов по открытию рейса Иркутск – Берлин у S7 Airlines нет». 

Продолжит с мая следующего года выполнять полёты по маршруту Иркутск – Мюнхен и авиакомпания «Якутия». Правда, с момента запуска этого рейса в его расписании произошли существенные изменения: если предварительно планировалось, что в летний период авиакомпания будет выполнять полёты по этому направлению два раза в неделю, а в зимний период – один, то по факту получилось, что перейти на выполнение одного полёта в неделю перевозчик решил уже спустя два месяца с момента запуска рейса. В зимний период самолёты в Мюнхен из Иркутска летать не будут. В компании «Гранд Байкал», являющейся организатором  рейса, ответили, что решение о прекращении полётов на зимний период было принято перевозчиком. «В связи с убытками авиакомпании», – объяснил начальник управления туризма компании «Гранд Байкал» Александр Андреев. По его словам, средняя загруженность рейсов в Мюнхен по итогам первых пяти месяцев полётов по данному маршруту составила около 30%. 

Представители авиакомпании «Якутия» пока никак не объяснили, с чем связано решение о временном прекращении полётов по этому направлению. Без комментариев в компании оставили и информацию о том, что ранее перевозчик планировал начать из Иркутска прямые перелёты в Болгарию, Иорданию и в Симферополь (Украина).  Впрочем, как пояснили «Конкуренту» в центре общественных связей иркутского аэропорта, пока авиакомпания «Якутия» не запрашивала слоты на Болгарию, Иорданию, Симферополь из Иркутска.

– Чтобы открыть регулярный рейс по новому направлению, должны быть соответствующие договорённости между властями обеих стран, – объясняет суть процесса начальник отдела развития авиационной деятельности ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» Александр Касьянов. – Речь идёт о межправительственном соглашении, в котором указано, в какие города той или иной страны и какие именно авиакомпании могут летать. В случае с чартером организовать перелёты гораздо проще: для этого нужно только желание авиакомпании, которая вместе с туроператором организует перелёты по тому или иному маршруту. Однако в этом случае загрузку самолёта обеспечивает консолидатор рейса.

Однако это не значит, что в ближайшее время иркутянам не стоит ожидать открытия новых рейсов. Так, по данным отдела развития авиационной деятельности ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», в настоящее время польская авиакомпания LOT рассматривает возможность открытия рейсов из Иркутска в Варшаву на лето 2012 года. «Стоит отметить, что развитая маршрутная сеть авиакомпании LOT позволит пассажирам Иркутского аэропорта передвигаться по всей Европе с удобными стыковками», – пояснил Александр Касьянов.

Также в начале сентября власти Иркутской области заявили о возможном скором открытии рейса в Карловы Вары (Чехия). По словам Александра Касьянова, так как этого города в межправительственных соглашениях нет, скорее всего, туда будет организован чартерный рейс. Однако никакой другой конкретики относительно того, какой перевозчик и в течение какого срока начнёт выполнять полёты по данному направлению, нет. По-прежнему под вопросом стоит и анонсированное год назад открытие прямого рейса из Иркутска в Иорданию, проработкой которого занимается компания «Гранд Байкал».

Цены греют

Зато точно известно, что уже этой осенью из столицы Приангарья начнут летать чартеры по двум новым направлениям – во Вьетнам и в Египет. Выполнять их будут два перевозчика – Nord Wind Airlines и «Оренбургские авиалинии», являющиеся партнёрами компании «Пегас Туристик». Первые вылеты по этим направлениям запланированы уже на конец октября – начало ноября этого года.

По словам директора агентства «Вояж Тур» Софьи Мореходовой, несмотря на то что направления новые, клиенты уже интересуются турами в эти страны. Впрочем, Александр Андреев уверен, что главным туристическим направлением ближайшей зимы всё равно останется Таиланд. 

– На втором месте по популярности у иркутян, пожалуй, стоит остров Хайнань, – рассказывает он. – Также уже пользуется спросом вьетнамское направление. Что касается Египта, то тут могут возникнуть проблемы из-за неспокойной политической обстановки, которая до сих пор сохраняется на Ближнем Востоке. Поэтому, возможно, у наших жителей он будет всё же менее популярен, чем курорты Юго-Восточной Азии.

В целом же участники местного туррынка отмечают, что иркутяне по-прежнему отдают предпочтение пляжному отдыху. «Это хорошо видно на примере нового мюнхенского направления, спустя два месяца после запуска которого авиакомпания решила сократить количество рейсов. Мы тоже замечаем, что наши люди культурной программе охотнее предпочтут море, солнце и пальмы, например, в Испании и Турции», – объясняет директор агентства Cheap Travel Максим Милютин. 

Интересно, что вопрос получения виз, который был одним из самых обсуждаемых при открытии первого рейса в Европу, оказался далеко не самым существенным. «Конечно, определённый процент тех, кого останавливает необходимость получения шенгенской визы для полёта хоть в Германию, хоть в Испанию, сохраняется. Но тех, кто действительно настроился и хочет полететь, как правило, это не останавливает. И получить визу сегодня отнюдь не проблема», – говорят специалисты.

– Скорее решающим остаётся вопрос цены, – считает Милютин. – Если появляется возможность улететь из Иркутска в Европу прямым рейсом за 14–18 тысяч рублей, то люди её не будут упускать. Если ту же услугу предлагать за 30 тысяч рублей, то здесь уже многие задумаются и попытаются найти более дешёвые варианты. Хотя, конечно, в каждом случае с каждым клиентом всё индивидуально. 

Немаловажным, по мнению Александра Андреева, является и наличие удобных стыковок рейсов по международным направлениям. «Когда, к примеру, человек прилетает в один из городов Европы, а оттуда летит в США, Южную Америку, на Кубу или в Канаду. Но для этого нужно, чтобы авиакомпания имела «интерлайн-соглашение» с другими перевозчиками. Тогда можно планировать перелёты и бронировать билеты одной авиакомпании по всему маршруту», – объясняет он. И говорит, что пока не у всех авиакомпаний, выходящих на рынок международных перевозок, такие соглашения есть. При этом есть и обратные примеры востребованных перевозок за рубеж маршрутам, когда, к примеру, с одной авиакомпанией пассажиры летят до Бангкока, а оттуда с пересадкой отправляются в Индонезию. 

В целом профессионалы туррынка уверены, что летать иркутяне будут всё больше и больше.  «В первую очередь потому, что количество прямых рейсов по зарубежным направлениям будет расти, а также из-за всё более доступных цен на отдых за рубежом, которые снижаются из-за растущей конкуренции между игроками», – приводит аргументы Софья Мореходова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры