издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нужно искать новые подходы»

В Минэнерго собираются изменить взаимоотношения потребителей и энергетиков

  • Интервью взяла: Лариса ШЕЛЕХОВА

Минэнерго РФ готовит сразу несколько стратегических документов, которые определят направления развития отрасли до 2020 года. Чиновники работают над «Концепцией совершенствования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности», а также «Программой модернизации отрасли до 2020 года». Какие изменения предусматривают эти документы для энергокомпаний и потребителей, «ВСП» рассказал заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Егор Гринкевич.

– Потребители и энергокомпании сейчас активно обсуждают изменение правил рынка электроэнергии и выходят со своими предложениями на государство. Какие инициативы сторон могут быть поддержаны правительством? Как в данном случае удастся соблюсти баланс интересов всех участников сектора? 

– Совместно с экспертной группой по подготовке предложений в социально-экономическую стратегию России на период до 2020 года мы разрабатываем «Концепцию совершенствования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности». Документ формируется в рамках направления «Реформа естественных монополий». Он уже прошёл первый этап обсуждений с представителями потребителей, производителей электроэнергии, сетевыми компаниями, а также с НП «Совет рынка» и ОАО «СО ЕЭС России». 

Проект концепции предусматривает ряд существенных изменений на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности. К примеру, предлагается обеспечить конкуренцию за потребителя на розничном рынке среди энергосбытовых компаний. Кроме того, планируется изменить принципы регулирования деятельности гарантирующего поставщика. Так мы хотим создать стимулы для снижения стоимости электроэнергии и организовать эффективный сбор платежей. Ещё одно предложение – сделать основным способом торговли электроэнергией и мощностью на оптовом и розничном рынках двусторонние договоры между поставщиками и покупателями, которые будут заключаться в основном на год и более. Причём планируется развивать все виды двусторонних договоров – физические, финансовые, производные – стандартизированные. Но основу рынка должны составлять финансовые договоры поставки электроэнергии с мощностью как наиболее развитый и эффективный способ торговли. Баланс интересов удастся соблюсти, если усилить вовлечённость потребителей в процесс формирования цен и условий поставки электроэнергии и мощности. В этом как раз помогут двусторонние договоры. 

– Как государство оценивает инициативу потребителей, которые обратились в правительство Российской Федерации с просьбой перейти на одноставочные тарифы для производителей энергии, внедрить прямые свободные договоры между поставщиками и потребителями? Какие риски заложены в этих предложениях? 

– Суть предложений не в том, чтобы переходить на одноставочный тариф. А в том, чтобы выстроить такую модель рынка, когда при наличии двух товаров (электроэнергии и мощности) генерирующие компании конкурируют за одноставочную цену электроэнергии и мощности. Минэнерго России поддерживает эту позицию. Что касается договоров между поставщиками и потребителями, то, как уже было сказано, мы предлагаем сделать основным способом торговли электроэнергией и мощностью на оптовом и розничном рынках двусторонние договоры между поставщиками и покупателями на долгосрочный период.

– Почему участники сектора с таким нетерпением ожидают изменения правил рынка? В каком направлении государство, на ваш взгляд, может изменить правила рынка электроэнергии в ближайшее время?

– О степени нетерпения участников сектора лучше спросить у них самих. А по изменениям правил рынка электроэнергии можно сказать, что государство будет оптимизировать стоимость электроэнергии и мощности на оптовом и розничном рынках. При формировании цен и условий поставки электроэнергии будут учитываться особенности и индивидуальные предпочтения потребителей. Мы также намерены продолжить формирование условий для инвестиционной активности в отрасли, развития инноваций. Немаловажно и повышать надёжность энергетики и клиентоориентированость компаний. 

– Какие факторы, по вашему мнению, повлияли на доверие частных инвесторов электроэнергетическому сегменту? С чем может быть связано желание инвесторов продавать свои активы в данной отрасли? 

– Возможно, не совпали ожидания инвесторов, связанные с получением прибыли.

– Чем вызвано стремление генерирующих компаний параллельно с производством электроэнергии заниматься её распределением? 

– Стремление генерирующих компаний параллельно с производством электроэнергии заниматься её розничной продажей – это естественное стремление производителя довести свой товар до конечного потребителя.

– Оправдывает ли себя применение схемы ДПМ? Какие изменения могут быть внесены в данную модель? 

– Применение схемы договоров о предоставлении мощности (ДПМ) себя оправдывает. Говоря об этом, необходимо отметить, что ещё в 2006–2008 годах правительство Российской Федерации запустило программу модернизации генерирующих мощностей. Был взят курс на приватизацию генерирующих компаний в обмен на инвестиции в строительство новой генерации. В 2010 году поставлена точка в дискуссии о введении долгосрочного рынка мощности. Инвесторам были созданы все условия для выполнения их обязательств по строительству 30 000 МВт генерирующих мощностей, а также заключены договоры о предоставлении мощности, гарантирующие выполнение обязательств со стороны инвесторов, которые они взяли на себя при покупке генерирующих компаний. На данный момент механизм запущен в полном объёме, проведена работа по снижению стоимости ДПМ, договоры заключены и оплачиваются, инвесторы строят объекты, Минэнерго осуществляет контроль достигнутых результатов. Менять эту модель пока не планируется. Но необходимо более чётко понимать, какие объекты строить и по какой цене.

Однако в 2017 году программа, связанная с использованием инструментария ДПМ, заканчивается. Конечно, нужно будет искать новые подходы к созданию условий по стимулированию строительства генерирующих мощностей взамен выбывающих. Отработанный механизм модернизации через ДПМ не может быть применён в условиях ограничения роста цен на электроэнергию, поскольку является дорогим.

Новые механизмы будут описаны в комплексном плане по модернизации электроэнергетики. Этот документ мы разработали совместно с ЭНИН (Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского. – «ВСП»), соавторами выступили и другие научно-исследовательские институты в области энергетики и экономики. План называется «Программа модернизации отрасли до 2020 года». Сейчас документ дорабатывается и будет представлен на утверждение в правительство РФ в первом квартале 2012 года.

– По какому пути, на ваш взгляд, сейчас будет уместнее пойти: создавать в сжатые сроки новую модель рынка или доработать существующую? 

– Уместнее и разумнее дорабатывать существующую модель, оставляя в ней всё лучшее.

– Каковы перспективы и роль Восточной Сибири, по вашему мнению, в развитии энергетического комплекса страны? В чём заключаются конкурентные преимущества данной территории в части развития энергетики? 

– Роль Восточной Сибири в развитии энергокомплекса страны определяется энергетическими, минерально-сырьевыми и иными богатствами, которые имеются на её территории. На восточно-сибирских реках построены гидроэлектростанции, не имеющие себе равных в России по мощности. Во многом с их развитием связаны перспективы надёжного обеспечения энергией здешних жителей и промышленных предприятий. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры