издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проверка зноем

Засуха не помешала хлеборобам вырастить приличный урожай

Два хлебных поля, разделённые узкой грунтовой дорогой, выглядят впечатляюще. Ровные, чистые на вид, с медленно покачивающимися колосьями. Но выдёргиваешь один стебель, другой и видишь, что вместо двух-трёх продуктивных стеблей колос несёт всего один. Значит, поле даст меньше хлеба, чем рассчитывал хлебороб.

– В мае и июне дождей не было вообще, – говорит Пётр Евдокимов, директор хозяйства «Петровское», что входит в Белореченское агрообъединение. – И если бы не апрельские снегопады, то сгорели бы начисто.

СХ ОАО «Белореченское» имеет три отдельных производственных хозяйства (ОПХ). «Петровское» посеяло нынче почти 16,5 тысячи гектаров зерновых, «Сибирь» – около 14,9 тысячи, «Хайта» – 1,4 тысячи гектаров. Но у «Хайты» ещё 700 гектаров картофеля, а также плантации различных овощей. Словом, масштабы огромные. Огромны и затраты на производство растениеводческой продукции. Одних минеральных удобрений внесено было на миллионы рублей, но отдача оказалась меньшей, чем ожидалось. 

– Ячмень мы сеяли в два срока, – говорит бригадир хозяйства Сергей Валиулин. – Ранние посевы – а это половина всей их площади – крепко подвели. Урожайность колеблется от 11 до 15 центнеров. Поздние же посевы давали до 40 центнеров зерна.

Примечательно, что новейший сорт Виом прекрасно себя показал даже в условиях жестокой засухи. Посеянный тоже в ранние сроки, он дал 25 центнеров. Однако главной культурой является всё-таки пшеница. Она занимает в хозяйстве 7700 гектаров и сегодня радует своими намолотами, 27 центнеров выходит на круг. И это после природных капризов.

Но как ни тяжело ударила июньская засуха по полям, в этом году «Белоречка» уже имеет двухгодовой запас кормов. Поскольку здесь никто не верит, что в 2012-м будет конец света, предприятие готово организовать их продажу всем желающим.

Поражают не только огромные площади хлебных полей сами по себе. Уборка колосовых на 16,5 тысячи гектаров требует огромного напряжения сил и средств. В «Петровском» две бригады. У Валиулина в подчинении отряд, состоящий из 8 немецких комбайнов «Доминатор» и 13 автомобилей. Во втором отряде 16 комбайнов. По прежним меркам нагрузка на зерноуборочную машину чрезвычайно большая. Но это по прежним меркам. 

– Сегодня на поля пришла новая зарубежная технология, – утверждает Евдокимов. – Ежедневно убираем в среднем по полтысячи гектаров. Узким же местом продолжают оставаться зерносклады. Мы в день завозим где-то полторы тысячи тонн зерна. А там технология «дедовская». Нужно дней десять, чтобы обработать зерно. Однако я не могу останавливать уборку, это же хлеб. Придётся везти на центральную усадьбу, в «Белоречку». Один склад завалили сухим зерном, другой подготовлен.

Слова специалиста требуют некоторого пояснения. Сев в хозяйстве ведут высокоскоростными комплексами «Джон Дир». В сутки одна такая машина засевает 200 гектаров. Но дело не только в скорости. Сев ведётся по невспаханной земле, по стерне. Причём эти комплексы за один проход выполняют все требуемые операции. Благодаря такой технологии резко сокращаются потери влаги на весеннем поле. В нашем случае именно такая технология и позволила пережить лето и намолачивать в среднем по 23-24 центнера зерна с гектара. А ведь год выдался ох каким нелёгким для южных районов Приангарья. Острый дефицит влаги, возникший ещё в конце лета и осенью 2010 года, сухая и жаркая погода в мае и июне крайне негативно сказались на урожае. Но «Белоречка» с честью выдержала эти испытания. Причём во многом благодаря внедрению наиболее современной технологии. Только модернизация растениеводства, создание высокоэффективной технической базы потребовали громадных капиталовложений.  

– За последние 11 лет Белореченское агрообъединение затратило на покупку техники свыше миллиарда рублей собственных средств, – говорит старший инженер хозяйства Павел Гом. – Огромная сумма. Но возьмите такой прекрасный посевной комплекс, как «Джон Дир». Вместе с посевным агрегатом он стоит 18 миллионов рублей. Прибавьте «Рубин-гигант», которым обрабатываются поля после уборки. Он заделывает  солому, разделывает почвенный покров. В 5,6 миллиона рублей обходится такая машина. Мы имеем 9 комбайнов «Джон Дир» и один посевной комплекс «Хорш-Союз», который стоит 21 миллион.

Современные отечественные и западные комбайны, конечно, дешевизной не отличаются. Словом, куда ни кинь  – везде миллионы и миллионы рублей. Но если мы желаем свой хлеб иметь на столе, потреблять своё молоко, мясо, то надо тратиться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры