издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поймать крокодила в Байкале

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Новые мифы о Байкале веселят и поражают одновременно. Кто-то считает, что зимой он никогда не замерзает, поэтому в нём можно плавать круглый год практически в любом месте. Другие уверены, что с юга до севера озера можно доехать за три часа, а по периметру его окружает скоростной автобан. Самым оригинальным можно считать предположение, что в Байкале живут крокодилы. Туроператоры тем временем вполне серьёзно объясняют, что всё это не шутки: многие люди действительно имеют размытые представления о самом глубоком озере планеты. Что нужно сделать, чтобы эти представления обрели конкретные очертания и сыграли на увеличение количества туристов в нашем регионе, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.

Интересная точка

Существует мнение, что о Байкале сегодня знают не более 2% населения планеты. То есть примерно столько же человек, сколько живёт в России. Эксперты, впрочем, уверены, что в действительности эта цифра несколько больше. 

— Вам повезло, вы живёте в интересной точке планеты, возле самого глубокого озера Земли. Даже если у человека проблемы с географией и он может не знать, где именно находится Байкал — здесь или где-то на Украине, – всё равно о том, что такое озеро есть, он слышал, — уверен известный эксперт по маркетингу территорий генеральный директор брендинговой компании ArtGraphics.ru Андрей Пуртов (Москва). Такое предположение он высказал в ходе состоявшейся на прошлой неделе конференции, посвящённой разработке единого бренда Байкала, инициаторами проведения которой выступили участники ассоциации туроператоров Иркутской области и Республики Бурятия «ПроБайкал», созданной в начале сентября этого года. 

Впрочем, инициатор создания ассоциации генеральный директор компании-туроператора «Байкалов» (ООО «Байкальские приключения») Анатолий Казакевич утверждает, что, по различным оценкам, посещением Байкала с туристическими целями сегодня интересуется всего 0,06% экономически активного населения. А в связи с тем, что в ближайшее время на обоих берегах озера предполагается ввод ряда новых крупных туристических объектов, уже сейчас необходимо задуматься о проведении комплексной рекламной кампании отдыха на Байкале.

Генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров тоже считает, что только таким путём можно реально увеличить турпоток на Байкале. «Официальная статистика регионального агентства по туризму показывает, что с 2004 года количество туристов, приезжающих в Иркутскую область, увеличилось почти в три раза. Но, думаю, те туроператоры, которые здесь работают, могут сильно удивиться этим данным», — говорит он. В действительности, по мнению Виктора Григорова, средняя по году загрузка объектов туристической инфраструктуры в регионе за последние несколько лет выросла не более чем на треть. Более реальная в этом смысле картина по потоку иностранных туристов в Иркутской области, который с 2004-го увеличился на 25% и по итогам прошлого года составил 49,6 тыс. человек. 

При этом участники местного туррынка уверены, что главным препятствием для роста турпотока в регион является отсутствие соответствующей инфраструктуры. «По сравнению с остальным миром мы неконкурентоспособны в этом вопросе», — считает Григоров. И в качестве примера делится своим опытом проживания в новой гостинице в Тункинской долине: «Очень оригинально. Цены чуть ниже «Хилтона», но двери не закрываются, из крана с холодной водой течёт горячая и так далее».

Впрочем, есть и другая точка зрения. Так, по мнению Анатолия Казакевича, начинать заниматься продвижением Байкала надо уже сегодня. В качестве примера он приводит горнолыжный курорт «Гора Бычья» (проект резидента ОЭЗ «Байкальская Гавань» компании Rusresorts. — «Иркутский репортёр»), расположенный на территории Республики Бурятия, первые объекты которого могут быть запущены уже в 2012 году.

Сила мысли

Специалисты по брендингу территорий между тем утверждают, что у Байкала есть все шансы стать одним из наиболее привлекательных туристических центров страны наряду с Карелией, Горным Алтаем, Сочи и даже Петербургом. «Иркутск также должен быть привязан к Байкалу, я не думаю, что сам по себе он является достаточно интересным, чтобы поддерживать турпоток сюда», — уверен Андрей Пуртов. С целью создания и развития единого регионального бренда в ближайшее время должна быть подготовлена концепция продвижения Байкала до 2016 года.

Однако для начала, считает Пуртов, важно организовать рабочую группу, которая станет формировать бренд территории. «Хорошо, если это будет такая междисциплинарная группа. В неё обязательно должны входить представители власти, туристических фирм, маркетологи, экономисты, а также люди, которые хорошо знают местную историю и культуру. Плюс представители СМИ, те же самые блогеры, креативные сотрудники из рекламных агентств и дизайнерских компаний», — объясняет он. Общую стоимость работ по созданию единого бренда Байкала никто из экспертов пока не рискнул оценить. Впрочем, на первом этапе, когда будет идти исследование предпочтений на потенциально перспективных рынках, создаваться дизайн, стилистические стандарты, сумма может составить около 100 тыс. евро.  «Оценить стоимость работ по коммуникациям нельзя, потому что для этого нужно знать, на скольких рынках продукция будет производиться и на какие аудитории она будет рассчитана», — объясняют специалисты.

— В конечном варианте, — рассказывает Андрей Пуртов, — это должно привести к тому, чтобы, к примеру, житель Японии, у которого недельный отпуск раз в год и полный кошелёк денег, выбирая между Парижем и Байкалом, выбрал Байкал. Но для этого он должен знать о его существовании, а также понимать, какое качество отдыха и за какие деньги он получит, если прилетит сюда.

Ориентироваться в процессе продвижения единого бренда Байкала, по его мнению, нужно прежде всего на потенциально перспективные зарубежные страны, к примеру азиатские, а также на российские регионы. «Причём работать на положительный имидж Байкала должны все — от туроператоров и авиаперевозчиков до водителей такси и продавцов сувениров», — говорит он. Пока же, по мнению участников местного туррынка, большинство людей за пределами нашей страны всего лишь слышали о Байкале, но по-прежнему не понимают, какого плана отдых они могут здесь получить, как сюда приехать и сколько это будет в итоге стоит.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры