издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гарри Бардин: «Люблю ручную работу и живой звук»

  • Автор: Светлана МАЗУРОВА, Санкт-Петербург, специально для «иркутского репортёра»

Исполнилось 70 лет Гарри Бардину, всемирно известному режиссёру-мультипликатору, снявшему «Летучий корабль», «Серый волк энд Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Приключения Хомы», «Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Чуча», «Адажио» и много других замечательных мультиков. Роли в них озвучивали Зиновий Гердт, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Армен Джигарханян, Марина Неелова, Константин Райкин, «Хор Турецкого» и даже Владимир Спиваков (Петух в «Гадком утёнке»). Его фильм «Выкрутасы» в 1988 году победил в Каннах. Он лауреат Государственной премии, нескольких «Ник», «Триумфа», престижных международных наград.

На «Мосфильм» Бардина привёл в 1960 году Ролан Быков, хотел снять юношу в картине «Семь нянек». Но строгий отец, военный моряк, сказал, что сначала надо пойти в армию. После армии Гарри окончил Школу-студию МХАТ (руководителем курса был народный артист СССР Павел Массальский), работал в театре актёром. Первым «крёстным отцом» в режиссуре Бардин считает Сергея Образцова, благословившего его на постановки в своём кукольном театре.

Не все знают, что Бардин раньше озвучивал мультфильмы и писал сценарии для них. Уже позже поставил 15 картин на «Союзмультфильме», а 20 лет назад создал собственную студию «Стайер» и снял там ещё несколько фильмов. Вырастил сына-режиссёра. Павел Бардин снял «Россию 88», а недавно – «Гоп-стоп».

Не так давно Гарри Бардин представлял на кинофестивале VOICES в Вологде свой новый полнометражный мультфильм «Гадкий утёнок». Увидев, каких малышей привели в кинотеатр, режиссёр даже расстроился: как же они высидят час с лишним, да и рановато им смотреть такое сложное кино… Ни один зритель не ушёл из зала, никто не бегал, не шумел. За происходящим на экране следили с удивлением, восторгом и слезами. Тихонечко всхлипывали, вполголоса восхищались красотой: 

«А-а!». Выйдя на сцену, потрясённый Бардин обратился к родителям: «Спасибо вам за то, что воспитали таких замечательных ребят!». В ответ услышал детские голоса: «Спасибо за фильм. Спасибо!».

– Когда у вас появилась идея снять знаменитую сказку Андерсена?

– Одна известная актриса, посмотрев мой фильм «Гадкий утёнок», сказала мне: «Как вовремя вы сняли его, он очень актуален сегодня». А я снимал его шесть лет. Актуальность не исчезла. Задуман фильм был семь лет назад как продолжение идеи «Адажио» – о толерантности. Наличие ксенофобии в стране побуждает высказаться. Но не плакатно, а образно. И тогда я понимаю, что как нельзя лучше подходит для этого «Гадкий утёнок». Инородец на птичьем дворе, негативное отношение общества к нему. Мне нравятся детские оценки фильма, они обычно очень точные. От французского мальчика я услышал: «В конце фильма, когда лебеди пролетают над птичьим двором и там все оголяются, я понял: под перьями мы все пластилиновые». В Питере фильм смотрели 10-11-летние школьники. «А для кого вы сняли фильм?» – спросили они меня. – «Есть у вас в классе кто-то, кого вы шпыняете?» И хор радостно: «Да-а-а! А, так вы для него сделали?» – «Нет, для вас, чтобы вы почувствовали себя в его шкуре, каково ему». 

При этом есть многоадресность фильма, чему я рад. Я показывал картину в московском клубе «Эльдар». Ко мне подошли три старушки, зарёванные: «Большое спасибо вам. Это фильм о нас. Мы дети расстрелянных в 37-м году родителей». В Марселе пожилая пара заявила: «Это про нас. Мы – князья Шаховские, дети тех Шаховских, не по своей воле улетевших с вашего птичьего двора». У каждого есть скелеты в шкафу, какие-то обиды, полученные в детстве, юности, свои счёты к школе, к государству. Оказывается, они всплывают на поверхность, и в финале, когда гадкий утёнок всё-таки взлетает, зрители обливаются слезами и обретают надежду.

– Когда вы приступили к работе над «Гадким утёнком», мы ещё не знали, что такое фильмы в 3D.

– Не знали. А я и знать не хочу. Я буду делать так, как мне нравится (а уж вы кушайте то, что я приготовлю), не подчиняясь моде. На мой взгляд, фильмы в 3D – это мода, стремление к аттракциону. Я люблю ручную работу и живой звук. 

– Как вы относитесь к тому, что фильмы скачивают из Интернета?

– Большое спасибо этим людям. Моя жена очень рада, это такое «обогащение» для нашей семьи, продолжайте! Наш сын продаёт однокомнатную квартиру и снимает на эти деньги картину «Россия 88». Денег она не возвращает. Но скачиваний – более двух с половиной миллионов! Хорошо, что столько людей посмотрело его работу, он снимал для них. А проката у фильма не было. А сколько скачиваний «Гадкого утёнка»! Доволен ли я? Люди интересуются моим кино, но возврата денег нет. Нашлась одна фирма, которая собралась показать фильм, я доверился ей, подписал договор. Более того, меня поддержало Министерство культуры – мы отпечатали 117 копий, что для России неплохо. Дальше происходит следующее. Я смотрю отчёты, по ним выходит всего 5 человек на сеансе, а я как раз там был и видел полный зал! «А-а-а, это у нас девочка напутала, – говорят мне, – мы её уже уволили». – «А как остальные девочки? – спрашиваю. – Остались?» Выплатили мне малую сумму и… пропали. Звоню – не могу дозвониться. Выясняется: фирма «Аргумент Кино» переоформилась, называется теперь «Базис». Вроде правопреемница той, но за прошлое не отвечает.

Для того чтобы закончить картину, я продал права – на корню – «Союзвидео», на выпуск DVD. Интересно, пройдут ли они барьер той суммы, что дали мне? Чтобы что-то пошло на мою студию, потому что с июля прошлого года я не плачу зарплату людям. Ни с проката, ни с DVD денег мы не получили. Звоню в «Союзвидео», интересуюсь: «Перешли барьер?» – «Гарри Яковлевич, о чём вы говорите?». Та же схема. По всей стране разбросаны должники «Союзвидео», но они переоформляются в другие фирмы, и всё это уходит в песок. В какой стране мы живем? Что за бандитизм такой? Говорят, что художник должен быть голодным, тогда он сможет творить. Но до какой степени голодным?

Недавно мы, режиссёры-мультипликаторы, рассказали о нашем положении Путину. Два с половиной часа он с удивлением выслушивал наши стенания. Для него всё это было внове. Но бумага уже была заготовлена, Владимир Владимирович зачитал её в конце: правительство дополнительно выделяет студии «Союзмультфильм» в этом году 500 миллионов рублей. Дай бог, чтобы они не разошлись на ерунду.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры