издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Испытание на прочность

Дмитрий Мезенцев демонстрирует приверженность принятому однажды курсу – даже когда обстоятельства, казалось бы, требуют пойти на компромисс

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Одни только лесные пожары в Братске и Братском районе дали бы другому чиновнику встряску на год вперёд. Сейчас, спустя месяц после событий, можно, конечно, сказать, что реакция областных властей была запоздалой: пожары начались в двадцатых числах сентября; 26 сентября на сессии Законодательного Собрания депутат Ирина Рычкова передала губернатору письмо с просьбой разобраться в происходящем в городе; 29 сентября губернатор заявил о том, что группировка сил, занятых в тушении пожара, будет усилена; 30 сентября Дмитрий Мезенцев вылетел в Братск, чтобы лично разбираться в ситуации.

Стоит заметить, что проблема была не только в лесных пожарах, которых на территории области каждый год бывают тысячи, но и в том, что до вмешательства губернатора ни один крупный чиновник (включая министра лесного комплекса и первого заместителя председателя правительства) и ни одно ведомство (включая региональное управление МЧС, главное управление внутренних дел и прокуратуру) не могли или не хотели взять на себя координацию усилий разных уровней власти и заинтересованных в сохранении порядка и стабильности ведомств. После вмешательства губернатора, проведённых им совещаний с участием местных властей и местных управлений федеральных ведомств потребовались ещё неделя времени, ещё одна поездка губернатора, дополнительная авиационная и наземная техника и несколько миллионов рублей премий пожарным и добровольцам, чтобы сначала локализовать, а затем и ликвидировать лесные пожары. 

«Пожары» в системе управления продолжают тлеть. Увольнение исполняющего обязанности главы администрации Братска Александра Туйкова и формирование комиссии по проверке работы администраций города и прилегающего района – логичное следствие очевидного провала системы местного самоуправления в двух муниципальных образованиях. 19 октября стало известно о создании межведомственной комиссии для проверки деятельности администраций Ангарска и Ангарского района, причём по поводу дел в районе губернатор разговаривал с местными ветеранами. Хотя и не совсем понятно, почему точно такая же комиссия не создаётся для администрации любого района, который, к примеру, в течение года внёс в создание «дымовой завесы» в области самую большую долю, тенденция налицо. 

Любая работа приносит плоды только в том случае, если она проводится системно и если глава администрации будет знать, что к нему неизбежно приедет спецкомиссия правительства, уполномоченная делать выводы и принимать решения, чиновники точно побегут в леса – затаптывать пожары лакированными ботинками, а со временем научатся и с жителями территорий разговаривать без напоминаний из правительства. Впрочем, если рекомендации комиссий будут ограничиваться только увольнением неудачливых руководителей, довольно скоро эта мера утратит свою эффективность: множество бывших руководителей и депутатов муниципального уровня продолжают свою (разрушительную по сути) «трудовую деятельность» на новых постах – и ничего. 

О воде – с уважением

В перерывах между разбором откровенного форс-мажора в Братске губернатор вынужден был заниматься «тлеющим торфяником» в очередной раз замедлившегося строительства «Иннокентьевской слободы». Злосчастный жилой комплекс, конечно, не дотягивает по своему возрасту до многих других долгостроев, но эпопея тянется с 2007 года, да и сам Дмитрий Мезенцев без запинки выговаривает это название вот уже два года подряд. Парадокс в том, что губернатор встречается с полуобманутыми дольщиками (часть из них всё-таки надеются ещё на получение жилья) чаще, чем руководители муниципального образования, на территории которого расположена «Слобода». Отношения с администрацией и городской Думой Иркутска и соответствующими структурами Иркутского района, похоже, будут отнимать у губернатора всё больше времени. Несмотря на то что ещё 29 сентября Дмитрий Мезенцев встретился с активистами общественного движения «За сохранение Кайской рощи» и обещал посетить реликтовый лесной массив лично, городские власти старательно уклоняются от необходимости комментировать происходящее и уж тем более от принятия каких-либо решений. 

Митинг, проведённый едва ли не десятком общественных организаций при участии активистов КПРФ, «Единой России» и «Общероссийского народного фронта» (да, сочетание абсурдное, но таковы факты) 23 октября, обозначил не одну болевую точку, а сразу множество. В списке оказались сад Томсона, водоохранная зона Ершовского залива, Мельничная падь, лес на Синюшиной горе, падь Топка и многое другое, о чём для депутатов городской Думы даже заготовили проект постановления, объявляющего эти территории особо охраняемыми. Кончится же дело тем, что город – во избежание дальнейших народных волнений – каким-либо способом лишат очередного куска полномочий и объявят территории, к примеру, памятниками природы областного значения. 

К этому всё и идёт. 29 сентября губернатор подписал концепцию долгосрочной целевой программы «Чистая вода» на 2012 – 2014 годы. Программа, финансирование которой запланировано пока в размере 700 млн. рублей, предусматривает создание условий «для обеспечения населения Иркутской области в достаточном количестве водой, соответствующей гигиеническим нормативам, а также для очистки коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня и охраны источников питьевого водоснабжения от загрязнения». Слово «пока» тут вовсе не случайно: 84% потребностей в воде обеспечивается из поверхностных водоёмов, в которые всякий желающий невозбранно сливает и сбрасывает всякую дрянь – от отработанных нефтепродуктов с прогулочных судов до самой невообразимой химии с промышленных предприятий. Иркутск благодаря своему положению некоторое время мог рассчитывать на сравнительно чистую воду, но массированная застройка водоохранных зон явно вскоре приведёт к ухудшению качества воды, а резервными подземными источниками никто пока не занимается. Так что когда чиновники оценят объём проблемы в конкретных цифрах, финансирование программы придётся увеличивать, и наверняка очень существенно. 

В развитие экологической темы укладывается и презентация проекта «Международный центр водных ресурсов под эгидой Организации Объединённых Наций», которую 25 октября провёл в Нью-Йорке Дмитрий Мезенцев. Презентация состоялась в рамках международного форума «Россия – ООН» во время встречи с Генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном – уровень такой, что выше уже некуда. Чем будет заниматься международный центр, пока не очень понятно. В официальном сообщении сказано лишь, что решением проблем «водоподготовки, питьевого водоснабжения, очистки стоков, аэро-

промвыбросов и многих других», но очевидно, что в случае реализации проекта Иркутская область станет одним из основных центров экологической научной мысли как минимум в России. 

Мерило всех вещей

В октябре правительство Приангарья представило Законодательному Собранию «нулевой» вариант бюджета области на будущий год. Из-за крайне «сырого» характера этого документа сейчас рано говорить о его конкретных числовых параметрах, хотя отдельные фрагменты мозаики уже видны: министр здравоохранения Дмитрий Пивень, например, сообщил, что в 2011 году на нужды здравоохранения в области было направлено 28 млрд. рублей, а в 2012 году предполагается освоить 30 млрд. Учитывая, что вся расходная часть бюджета в уже озвученном министром финансов Алексеем Зезулей варианте составляет 76,5 млрд., расходы минздрава получаются самыми большими из всех региональных ведомств. Рост расходов на дорожное строительство ожидается большим и в абсолютном (на 3,5 млрд.), и в относительном (в 3 раза) исчислении – сессия Законодательного Собрания, состоявшаяся 19 октября, приняла закон об областном дорожном фонде и тем самым позволила министерству строительства почувствовать уверенность в завтрашнем дне. 

Правда, министру Александру Орешкову следует помнить о судьбе своего коллеги по правительству – экс-министра сельского хозяйства Александра Кириленко, уволенного без всяких сомнений 7 октября, и учитывать, что губернатор не зря потребовал от минстроя 13 октября отчёт о ходе работ на здании областного онкологического центра. Этот долгострой с многолетней историей министр Орешков пообещал сдать с рук на руки министерству здравоохранения 30 декабря, сказав при этом конкретно: будет завершено строительство корпусов Б, В и Г, в них  разместятся поликлиника на 800 посещений и диагностическая служба. Область, в которой разные города борются между собой за печальное «лидерство» по количеству онкологических больных на тысячу жителей, ждёт исполнения этого обещания. 

Министр экономического развития Сергей Аникеев в начале месяца отчитался перед губернатором и правительством о положении дел в экономике в целом: рост валового регионального продукта в 2011 году оценён в 6,5%, объём может составить 647,2 млрд. рублей. Западный сосед области – Красноярский край – хоть и растёт медленнее, всего на 5%, зато объём ВРП у него составляет уже триллион рублей. Любопытно, что другой сосед – Бурятия – заявляет о росте ВРП сразу на 15%, а Кемеровская область – на 9%, причём говорят даже о превышении докризисного объёма регионального продукта. Речь, впрочем, идёт не о гонке престижей или наращивании цифр в отчётности – экономика должна развиваться так, чтобы приносить пользу населению области, а поддержка инвестиционных проектов и малого предпринимательства была не в ущерб социальным программам. Правительство Иркутской области пока не достигло баланса – как и любое другое региональное и федеральное правительство в нашей стране, – но постепенно чаши весов уравновешиваются. 

Суммы, уже выделенные из бюджета на решение социальных вопросов и заложенные в бюджете на 2012 год, различаются весьма существенно – в пользу будущего. В области, конечно, ещё много школ, располагающихся в старых зданиях, и остро не хватает детских садов, однако новые школы и сады вводят практически каждый месяц, как и закладывают фундаменты новых. Расходы на приобретение нового оборудования для школ – причём в первую очередь тех, которые не получали его годами, – заложены в объёме более 400 млн. рублей. Инвестиции в будущее окупаются, это можно видеть хотя бы на примере жилищно-коммунальной сферы. В октябре министр ЖКХ Пётр Воронин отчитался о том, что реализованные мероприятия по программе энергосбережения позволили области сэкономить 130 млн. рублей, а на следующий год Приангарье получит на продолжение начатых процессов субсидию в 54 млн. рублей из федерального бюджета. 

Иркутской области можно давать в долг с уверенностью, что кредит будет возвращён. И министерство финансов региона подтвердило это, погасив в октябре пятый (из семи выпущенных) выпуск областных долговых обязательств. Возможно, область отстаёт от соседей по отдельным показателям: производству конкретных видов продукции, объёму ВРП, темпам роста промышленного производства, – но не слишком радикально. Зато по сумме параметров можно увидеть, что Иркутская область не только прочно закрепилась в группе лидеров, но и  постепенно поднимается всё выше. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры