издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Русский с китайцем – братья навек

  • Автор: Эдгар БРЮХАНЕНКО, фотокорреспондент ТАСС

Любимой темой моих фоторепортажей была военная. Больше всего мне нравились пограничники. На заставах ведь особый уклад, особые ребята, ну и дисциплина тоже особая.

Привозил я с границы отличные фотографии. И делал фотоочерки о пограничниках на Дальнем Востоке, в Забайкалье, в Средней Азии. Случалось, попадал в разные ситуации, подчас они оставались в памяти надолго. 

Вспоминается застава в Амурской области. Задание от редакции – прислать оперативно фоторепортаж в номер. А тут невезуха: проливные дожди зарядили. Натура явно не для съёмки. Но не ждать же у моря погоды – решаю фотографировать, несмотря на ливень. Ребята же, заступающие на дежурство по охране границы, уходят в дозоры в любую погоду. И не прогадал: материал получился удачный – мои снимки украсили журнал.

Или другой случай. На одной из застав в Забайкалье. Дело к ночи, мирный ужин, и вдруг тревога. Выбегаю на улицу, чуть ли не последним запрыгиваю в кузов машины, где уже боевой наряд в полной солдатской выкладке. Ну, думаю, повезло мне: нарушителя границы брать будем – можно сделать редкий снимок. Подъезжаем к тому месту, откуда пришёл тревожный сигнал, и… Оказалось, трава перекати-поле замкнула систему связи. Вот тебе и журналистская «удача»…

Несколько раз приходилось снимать на границе с Маньчжурией, на станции Забайкальск. Кажется, фотообъектив схватил всё, что мог: и прибытие поезда Москва – Пекин, и вокзал, и даже таможенный пункт. Но, чувствую, главного снимка нет. Того, что мы, тассовцы, называли «обложкой». Понимаете, «гарнир» был, а вот главного «блюда», то бишь той самой «обложки», не было. 

И тогда я решаюсь на постановочный снимок: что, если устроить встречу как раз на границе двух путевых обходчиков – китайца со стороны сопредельного государства и нашего, русского. И время встречи назначить – ровно в полдень. Мол, проверяют они рельсы и случайно встретились.

Прихожу минут за пятнадцать до оговорённого времени. С китайской стороны путевой обходчик появляется минута в минуту – ровно в 12 часов дня. Китаец в синей форме, с молоточками, свистульками, даже с фонариком. А с нашей стороны нет человека. Наконец, появляется с большим опозданием: в телогреечке, кепочке, зато в руках «пузырёк» держит. Оказывается, с нашей стороны «горючим» начинают торговать именно в полдень и наш обходчик ждал, пока подойдёт его очередь в местном магазине. Потому и опоздал на 20 минут. 

Бутылочку мы распили за дружбу и добрососедские отношения между нашими народами. Ведь тогда самой популярной песней была «Русский с китайцем – братья навек»…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры