издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Игра – повод встретиться с друзьями»

В Иркутской области тысячи играют в «Что? Где? Когда?». Школьники, студенты, взрослые люди собирают команды, чтобы сесть за игровые столы и за минуту найти ответ на мудрёный вопрос. Иркутск уже не раз становился местом проведения этапа кубка России по этой игре. Такой статус получил Байкальский фестиваль интеллектуальных игр, который ежегодно проводится в Иркутске в октябре. Одним из организаторов его является Илья Городецкий. Из неполных тридцати лет жизни 14 лет он играет. Илья неоднократно становился лучшим иркутским капитаном и лучшим игроком. Его команда дважды участвовала в играх чемпионата России. О том, как становятся чегэкашниками и что держит человека в игре, он рассказал в интервью «Ступенькам».

– Рассказывают, что за время суще-ствования Байкальского фестиваля интеллектуальных игр у вас собрано большое количество сов. Сколько их?

– Не могу сразу сказать. Но дома у нас есть такая семейная полочка с совами. Моя жена тоже игрок «Что? Где? Когда?». Так что на двоих с супругой получилось достаточно много сов, как командных, так и индивидуальных. 

– Какие преимущества перед другими игроками даёт тот факт, что вы являетесь ещё и организатором? 

– Отдельные игры, которые не предполагают широкого круга участников, я заявляю как домашнюю площадку, и мы их отыгрываем в домашней обстановке в прямом смысле. Тут я использую своё преимущество организатора, потому что происходит игра прямо у меня дома. Дело в том, что основной формой игры «Что? Где? Когда?» в последнее время являются синхронные турниры. Их суть такова: вопросы рассылаются по городам, определяется некое временное окно, в котором играет весь мир. 

– Как вы оказались в игре?

– Пришёл я в интеллектуальные игры в 1998 году и с тех пор не переставал играть. Это был девятый класс. Нашу школьную команду собрала тогда учитель истории Марина Сергеевна Шевелёва. Так получилось, что наша первая игра, не без доли везения, закончилась победой. Думаю, благодаря этому многие остались в игре на долгий срок. Костяк команды, сформировавшийся в школе, у нас играл до четвёртого курса. Четыре человека оставались железно её участниками. Школьным составом в 2004 году мы последний раз отыграли  на чемпионате в Новосибирске. С осени 2004 года начала формироваться команда Байкальского университета, там я учился, за неё и стал играть. 

– Как у вас принято между собой друг друга называть? 

– Люди, играющие в интеллектуальные игры, – это и длинно и неудобно. Чаще всего «знатоки», «знаточьё» или «чегэкашники» (люди, которые играют в «Что? Где? Когда?»). Надо сказать, что спортивное «ЧГК» – это основная наша игра. Мы играем ещё и в «Брейн-ринг», «Свою игру». Это комплекс игр, которым, как мы ни пытаемся придумать  иное название, но лучше, чем интеллектуальные игры придумать не получается. Хотя это своеобразная узурпация и нельзя говорить о том, что шахматы, шашки заслуживают этого названия в меньшей степени. 

– Насколько тусовка игроков устойчивая? Как часто приходится видеть новые лица?

– Наше сообщество неоднородно. Если говорить о людях, которые играют в «Что? Где? Когда?», то они отличаются и по возрасту, и по социальному статусу, по географии. У нас в Иркутске можно выделить три основные группы. Это прежде всего школьные команды, они представляют собой более-менее единое сообщество. Не знаю, насколько можно говорить о нём как о тусовке, поскольку периодичность встреч не чаще раза в месяц. Из студенческих команд наиболее ярко выглядит клуб Иркутского государственного университета. К сожалению, в последнее время скукожились клубы в других вузах. Мне особенно обидно, что свернул свою активность клуб БГУЭП. И совершенно отдельными сообществами выступают технические вузы – что ИрГУПС, что 

ИрГТУ. Они сами по себе и на городские игры приходят неохотно и одиночными командами. Есть взрослые люди, которые являются постоянными участниками фестивалей и чемпионатов. Они пришли в игру из студенческих клубов, что-то их захватило и оставило. Можно отдельно говорить о командах рабочей молодёжи. Но их сложно отнести к составляющей тусовки. Слишком редко они играют. 

– Насколько сообщество иркутских чегэкашников закрытое?

– Игры для меня – прежде всего круг общения. По опыту знаю, что школьные команды и младшие студенческие команды формируются в какой-то мере сверху, учителями, вузовскими администраторами. Отбор в них идёт достаточно целенаправленный, по принципу: эти ребята хорошо проявили себя на уроках, наверно, они хорошо покажут себя и на интеллектуальных играх. Это определённое заблуждение. По мере взросления команды приобретают тенденцию собирать друзей. Происходит двухсторонний процесс. С одной стороны, команда становится кругом общения, с другой – твои знакомые подтягиваются к играм. Всё это стало причиной того, что нет в сообществе элитарности и закрытости. 

Барьеров  нет. Единственным барьером может быть лишь отсутствие желания этим заниматься. Часто проблема кроется в самом восприятии собственных успехов и неудач. Сейчас многие начинающие команды, сталкиваясь с теми, кто играет многие годы, проиграв, теряют интерес к «Что? Где? Когда?». Конечно, у тех, кто играет давно, имеется преимущество – опыт, тренированные навыки командной игры. Но здесь есть у кого учиться.  

– А этому в Иркутске учат?

– Особенность игры заключается в том, что дать ответ на вопрос может человек, обладающий традиционным багажом знаний. При этом основной сложностью может стать логическая цепочка, приводящая к ответу. Основная составляющая тренерской работы – научить человека, команду слышать, работать над вопросом и искать логические цепочки. Безусловно, необходим определённый культурный багаж, багаж знаний, кругозор. Имеется также своя техника игры, которая нарабатывается по определённым методикам довольно быстро. Команда, отыгравшая год-два, а если с тренером – ещё быстрее, осваивает её. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры