издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чистая предприимчивость

В Иркутской области зарождается социальный бизнес

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Даниил мечтает о создании сети экологических троп, Иван, возможно, скоро станет владельцем собственного зоопарка, а у Александры уже есть своя студенческая прачечная. Ещё есть девушка с красивым именем Ярослава, которая хочет построить завод по переработке стекла во что-то более ценное, и киргиз Тынчтык: он собирается помогать членам своей диаспоры, а также всем, кто нуждается, в строительстве недорого жилья. По отдельности это обыкновенные люди, все вместе – первое в нашем регионе сообщество социальных предпринимателей. Модный европейский тренд на решение социальных проблем с помощью бизнеса докатился и до Иркутска. Чем предприниматели нового типа отличаются от обычных бизнесменов, почему важна вежливость и как родная бабушка может помочь в создании своего дела, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.

Новые слова

– Где мои «влюблённые»? – В центре одной из аудиторий главного корпуса Иркутского государственного университета (ИГУ) женщина-бизнес-тренер ищет взглядом двух девушек-студенток. В комнате с большими от-крытыми окнами нет свободных мест. В центре стоит проектор, на стене – экран. «Вы будете выступать?» – снова спрашивает она девушек, которые сомневаются, стоит ли им сегодня представлять свой проект «Агентство для влюблённых». «Да, все вы будете выступать», – едва дождавшись ответа, уверенно заявляет женщина-тренер. И следом обращается к молодому человеку в очках и с папкой в руках: «И вы тоже». Молодой человек согласно кивает. Через несколько минут в аудиторию входят несколько экспертов, которых тут, впрочем, называют исключительно словом «менторы». В ходу в школе и другие термины: SWOT-анализ, стейкхолдеры, проектная идея и так далее. Так начинается вторая сессия Школы социального предпринимательства Иркутской области.

Первая сессия состоялась два месяца назад – 25–27 мая. Идея создания самой школы, по общим меркам, возникла тоже недавно: в августе прошлого года. Иркутянам её подкинули коллеги из московского фонда «Новая Евразия», затем поддержали коллеги из Омска. Именно тогда в столице Приангарья и начали изучать тему социального предпринимательства. «Новый тренд, интересные практики, очень высокая эффективность – безусловно, всё это нас, сотрудников МИОНа (Межрегиональный институт общественных наук при ИГУ. – «Конкурент»), заинтересовало», – вспоминает руководитель школы Татьяна Калугина. Кроме того, вписывалась идея школы и в рамки реализуемого сейчас на базе ИГУ проекта «Университет и сообщество».

В итоге сотрудники университета сначала взяли тему в разработку. Затем была цель найти структуры, которые могли бы поддержать идею, в том числе и финансово. Правда, все сразу отлично понимали, что, когда нет результата, просить деньги «ни под что» очень сложно. Потом была массовая рассылка, направленная на привлечение в школу первых слушателей. Заявки подали около 50 человек.

– Мы думали, что результат будет более скромный и придётся делать набор адресно, – рассказывает Татьяна Калугина, – потому что тема новая не только для нас, но и для России в целом, для Иркутской области тем более.

Не меньше в школе были удивлены, когда больше половины слушателей оказались молодыми людьми и даже студентами старших курсов. При этом многие сразу пришли со своими проектными идеями. «То есть каждый из них уже отождествил свою деятельность с социальным  предпринимательством», – с гордостью заявляют в школе.

 Дальше была первая сессия, во время которой всем слушателям надо было ещё раз сформулировать идею своего социального проекта, а также представить себя как предпринимателя. На самопрезентацию каждому слушателю отводилась минута, на представление проекта – две. Примерно столько же времени им было дано и на более развёрнутую презентацию во время второй сессии. В школе объясняют, что такой подход дисциплинирует. «Когда придёт время искать инвесторов, второй такой возможности рассказать о себе им никто не даст», – говорит Татьяна Калугина.

Вредно не мечтать 

– Желание заниматься бизнесом у меня было всегда, – рассказывает предысторию своего проекта Иван Сизых. По первому образованию Иван – историк. За несколько лет успел поработать в банке и разных коммерческих фирмах, после чего понял, что хочет заниматься чем-то другим. «Чем-то другим» оказалось открыть зоопарк. Правда, не совсем обычный – контактный: в нём можно будет не просто смотреть на животных через решётку, а заходить к ним в вольеры. Интересно это будет всем, но в первую очередь детям, уверен автор идеи. «В Красноярске, Челябинске, Москве и других городах такие зоопарки есть. Почему бы не сделать у нас?» – спрашивает он.

Александра Губанова знает: чтобы добиться успеха, нужно быть вежливым, рано вставать и не надеяться сразу получить большую прибыль

Сам для себя на этот вопрос Иван, судя по всему, ответил давно. В марте у него уже был готов бизнес-план проекта, который с того времени успел поучаствовать в нескольких грантовых программах. «Я нашёл людей, которые поставят мне лес для вольеров. Есть три потенциальных поставщика животных и птиц. Пока у нас устные договорённости, но есть возможность подписать договор. Есть уже и команда – экскурсовод, ветеринар. Животные будут, как только появятся вольеры, а вольеры – когда найдётся земля под них», – серьёзно рассказывает он. Расположится зоопарк, скорее всего, на территории госуниверситета: переговоры по этому поводу Иван сейчас ведёт с администрацией ИГУ. Для начала ему нужно шесть соток. Затраты на всё – полмиллиона. «Будет расширение, будет удорожание», – объясняет молодой человек, который сегодня в одном лице совмещает руководителя и менеджера проекта.

О рисках идеи с зоопарком Иван говорит с завидным хладнокровием. «Отсутствие ресурсов на начальном этапе, высокая степень бюрократизации процессов согласования в различных инстанциях, а также общая ненужность идеи», – перечисляет он. На вопрос, планирует ли он взять кредит, отвечает, что вряд ли. «Всё-таки есть опасность не отдать. Людей, которые бы просто так дали полмиллиона, тоже нет, а вот если найти инвестора под эту идею, то всю сумму, по моим расчётам, можно вернуть за два года», – говорит Иван.

Ещё у одного слушателя школы, Игоря Ефимова, идея масштабнее, но пока менее проработанная.

– Изначально речь шла о создании глобального центра, в котором всё направлено на общение, людям же надо где-то общаться, – объясняет Игорь. Он – физик, сейчас работает на себя, возится с компьютерами и другой техникой. Говорит, что параллельно занимается «психологической работой с людьми». «Просто физика позволяет философски подходить к жизни», – объясняет Игорь этот своеобразный парадокс. Говорит, что изначально идея центра была рассчитана на детей, пожилых и одиноких людей. Но для старта это было слишком глобально, поэтому он вместе с друзьями-единомышленниками пока решил остановиться на идее создания частно-государственного детского сада, в котором наряду с платными были бы и бесплатные места.

Особенно востребованна прачечнаЯ стала среди иностранных студентов – китайцев, длЯ которых подобнаЯ услуга оказалась привычной и полезной

Сейчас самое главное, по словам Игоря, разработать бизнес-план. Если всё пойдёт удачно, то уже в следующем году он планирует полностью запустить проект. Но для этого нужно найти помещение. Строительство своего здания будет стоить не один десяток миллионов рублей и займёт много времени. «Мы узнавали у города, но у них готовых помещений нет, – рассказывает Игорь. – Правда, нам сказали: если вы готовы отремонтировать, то мы готовы какое-то помещение дать, но для начала вы должны сами его найти. Одним словом, варианты всегда есть».

Необычный бизнес

Подобных проектов в школе сегодня около 40. Среди них планы по созданию сразу нескольких центров по развитию детей, в том числе нестандартными методами, например с помощью собак – метод называется «канистерапия». Тут же проект портала и фонда помощи отцам-одиночкам. Открытие завода по производству товаров из переработанного стекла. Есть и не такие глобальные, но более необычные идеи: создание сети экологических троп на побережье Байкала, фирма по реставрации и прокату ретро-автомобилей с привлечением воспитанников иркутских детских домов. «Агентство для влюблённых», к примеру, предлагает комплекс услуг всех, кому хочется выразить чувства в креативной форме. А глава одного из фермерских хозяйств  в Ангарском районе предлагает открыть предприятие по переработке шерсти овец и коз. 

Все проекты сейчас в разной степени готовности. У кого-то пока есть просто идея и вдохновение. У Елены и Евгении, выпускниц ВСГАО, которые намерены развивать метод канистерапии в Иркутске, помимо этого есть уже и один обученный лабрадор. У Александры Рыковой, которая хочет открыть центр  развития детей, имеющих сложности в обучении, за плечами большой опыт работы и профессия логопеда-дефектолога.

Татьяна Калугина считает, что большинство проектов жизнеспособны, реализовано, скорее всего, будет не меньше 60–70% всех идей. При этом их главная особенность в том, что все они нацелены на решение тех или иных социальных проблем средствами бизнеса.

– Это принципиальное отличие, – говорит она. – Нельзя до бесконечности просить гранты. Они имеют обыкновение заканчиваться. Хотя мы никого ни в коем случае не отговариваем  от такой формы поддержки, но только на старте. А когда деньги грантов закончатся, их бизнес уже должен прочно стоять на ногах. Так что важно со-хранить как социальную основу предпринимательства, так и традиционный для бизнеса момент – самоокупаемость, но при этом не скатиться на чистую коммерцию.

Руководители школы рассказывают, что особенностью большинства социально-предпринимательских проектов является то, что у них ниже уровень рентабельности и выше срок окупаемости. «Поэтому здесь люди с особой мотивацией, которым интересно делать то, что не делают другие», – говорит один из тренеров школы Юлия Пинигина. Многие и вовсе пришли в школу со своими проблемами: есть здесь, например, мамы детей-инвалидов и многодетные мамы. «У Ирины Токарской из посёлка Куда девять детей, из которых восемь – приёмные и четверо – инвалиды. Сейчас все вместе они пытаются открыть семейный бизнес по производству копчёностей», – рассказывает Юлия Пинигина. Так что у людей присутствует нормальная мотивация не просить, а самим зарабатывать деньги. 

Идея и название прачечной родились в семейном кругу

Бывает и по-другому, когда кто-то пытается сделать доступным для определённой группы населения тот или иной род услуг. В качестве наглядного примера Юлия Пинигина рассказывает про опыт омских коллег, которые построили турбазу, полностью адаптированную для пребывания инвалидов. «У нас море турбаз, но никто никогда не думает, как на ней себя будут чувствовать инвалиды, – объясняет она. – Там же изначально были сделаны пандусы и даже выключатели находились на высоте, где их может достать колясочник».

Обычный бизнес, по словам тренеров школы, об этих людях просто не думает. «Потому что слишком маленькая целевая аудитория, и адаптироваться под неё простым предпринимателям не интересно. Именно поэтому те социальные проекты, о которых идёт речь здесь, уникальны», – считают в школе.

«Бабушка счастлива»

Александра Губанова сегодня, пожалуй, самый молодой социальный предприниматель не только в Иркутске, но и далеко за его пределами. Несмотря на то что ей всего 21 год, она – одна из тех слушателей школы, у которых уже есть свой работающий бизнес, и на своём опыте знает, что значат слова «особая мотивация», «невысокая рентабельность» и «адаптация услуг под определённую аудиторию». Полтора года назад вместе с мужем Александра открыла прачечную под броским названием «Кипяток». Название, как и сама идея прачечной, родилось в кругу семьи. Начать своё дело предложила бабушка мужа. Живя в молодости на западе России, она часто пользовалась услугами прачечных, которые в то время там были распространены гораздо больше, чем в Сибири.

Реализация бизнес-идеи началась с четырёх стиральных машин и 60 тыс. рублей стартового капитала. По словам Александры, чтобы заработать эти деньги, молодые люди брались за любой труд: работали бухгалтерами, мыли полы. Деньги были нужны в первую очередь для того, чтобы закупить необходимое оборудование и снять помещение в одном из общежитий ИГУ. Живших в нём студентов молодые предприниматели выбрали своей основной аудиторией. И не ошиблись. Первыми услугами новой прачечной стали пользоваться жившие в общаге иностранные студенты, потом заработало «сарафанное радио» – и потянулись остальные.

– В первые полгода работы за месяц к нам обращалось не больше 60 человек, – вспоминает Александра. Чтобы привлечь новых клиентов, молодые люди расклеивали объявления в общежитии, сделали отдельный вход в прачечную, ввели акции, позволяющие сэкономить на стирке. «К примеру, у нас есть акция, когда при загрузке большего числа машин каждая последующая стирка становится на 20 рублей дешевле. Ещё одна акция – «Именинник», когда  в день рождения или на следующий день после него стирка обходится на 50% дешевле», – рассказывает Александра. 

Используют в студенческой прачечной и другие современные подходы. Так, сегодня у неё есть свой сайт, а о том, что заказ готов, сообщают по СМС. «Также я поняла, насколько в любой работе важны вежливость и умение находить контакт с людьми, – делится опытом Александра. – Бывает, что кто-то из ребят спешит или на входе скопилась очередь, и здесь очень важно не растеряться и сохранить лицо. Мы даже стараемся запоминать своих клиентов по именам, благо, что большинство из них – постоянные».

Всё это дало свои результаты. В прошлом семестре в прачечную обращалось до 280 человек в месяц. Сегодня оборот предприятия – около 80 тыс. рублей в месяц. Правда, в эту сумму входят расходы на аренду помещения, воду и электричество, стиральный порошок, которого в месяц тратится несколько больших мешков, кондиционер и даже зарплату одного сотрудника. Несмотря на это, сегодня молодые предприниматели планируют расширять бизнес и в том числе подумывают открыть такую же прачечную в другой части города. 

По словам Александры, за полтора года работы в бизнесе она многое поняла. «И главное – чтобы быть успешным, нужно очень рано вставать и нельзя надеяться сразу получить большую прибыль», – рассказывает она. На вопрос о том, следит ли за успехами внуков бабушка, которая когда-то подкинула идею оказавшегося востребованным бизнеса, собеседница «Конкурента» утвердительно кивает и говорит: «Бабушка счастлива».

Читайте также
Свежий номер
Актуально
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector