издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Тяжело залетают и вылетают»

Местное авиасообщение ждёт дотаций

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Федеральное казённое предприятие (ФКП) «Аэропорты Восточной Сибири» может быть создано в 2013 году. Структура объединит объекты в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье. В Приангарье первыми в ФКП войдут аэропорты Нижнеудинска, Ербогачёна, Киренска и Мамы, которые смогут получить федеральное финансирование. Параллельно в регионе намерены восстановить работу аэровокзалов в Усть-Илимске, Железногорске и Казачинском (два последних готовы отправить первые рейсы уже в декабре). Впрочем, считают транспортники, развивать региональную сетку полётов не получится без бюджетных дотаций: только так можно удержать стоимость билета на «приемлемом» уровне в пять-семь тысяч рублей.

Решение сверху

«Мы бы хотели объединить Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край с точки зрения аэропортового хозяйства  и налаживания постоянного авиасообщения внутри регионов и между ними», – сообщил министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Селедцов на координационном совещании по развитию транспорта. Соответствующее предложение в начале октября главы трёх регионов направили в Минтранс РФ. Своим обращением инициативу поддержал и полномочный представитель президента  в СФО Виктор Толоконский. 

«На прошлой неделе я был в Москве в рабочей командировке, в которой проговаривался вопрос с представителями Минтранса и Рос-авиации о необходимости создать ФКП в кратчайшие сроки. Готовность к этому есть», – заверил Селедцов. Его слова подтвердил руководитель Восточно-Сибирского территориального управления воздушного транспорта (Росавиация) Артур Сулейменов, который отметил, что все документы имеются, остаётся лишь дождаться постановления правительства РФ о создании «Аэропортов Восточной Сибири». «Как только оно будет принято, мы готовы на территории Иркутской области создать ФКП с включением всех аэропортов региона», – сказал он. 

Впрочем, признал Евгений Селедцов, основная проблема в том, что «федеральный бюджет на 2013–2015 годы не предусматривает бюджетные ассигнования на создание ФКП». «Мы эту ситуацию сейчас пытаемся решить, чтобы внести изменения в федеральный бюджет и начать процедуру создания ФКП, – отметил министр. – Нам это важно, поскольку ФКП даст возможность аэропортам получать федеральное финансирование на развитие и поддержание их в технически исправном состоянии».

Вопрос собственности

Базироваться ФКП будет прежде всего в аэропортах, где всё имущество (взлётно-посадочная полоса и аэровокзал) находится в федеральной собственности, подчеркнул Селедцов. Артур Сулейменов добавил, что с этой точки зрения «идеально подходит» аэропорт в Забайкалье – Чара. «Кроме того, в Якутии готовится аэропорт  в Краснокаменске. Неплохая развязка с Иркутском, кстати», – отметил глава управления Росавиации. 

Препятствий для вхождения в ФКП нет для  аэровокзалов  Нижнеудинска, Ербогачёна и Киренска, принадлежащих федеральному центру. В первоочередном списке на включение в ФКП в Иркутской области также Мама,  в Бурятии –  Таксимо и Нижнеангарск. 

По словам Селедцова, ведутся переговоры с собственниками других комплексов о передаче аэропортов новому предприятию. Так, например, «есть подвижка по Братску»: владелец аэропорта ОАО «ВИМ-

АВИА Холдинг» готов передать здание вокзала в муниципальную или областную собственность. «Это огромный шаг и очень-очень важно для нас», – отметил Сулейменов. На каких условиях будут передавать ФКП объекты, он не уточнил. А Евгений Селедцов на вопрос «Конкурента» ответил, что «в каждом случае вопрос будет решаться индивидуально». Всего в ФКП, по ранее озвученному плану, должны войти 72 аэропорта.

Самолёты прибывают 

Вместе с предприятием «Аэропорты Восточной Сибири» может появиться и единая  региональная авиа-компания, рассказал Сулейменов. «Ведутся  переговоры о приобретении Cessna Caravan и L-410. Если у нас эти самолёты появятся, то вопрос о возобновлении полётов между районами будет решён, – полагает он. – Этими вопросами мы сейчас занимаемся. Но всё идёт не так быстро, как мы бы хотели». Сроки поставки самолётов, как и создания самой авиакомпании, чиновники назвать затрудняются. «Всё в стадии осмысления и обсуждения. Вопрос не сегодняшнего дня», – заключил Селедцов. Перекликается ли проект с планами трёхлетней давности по созданию регионального авиаперевозчика, он уточнить не смог. 

Несмотря на планы поставить в регион «цессну» и «элку», основную ставку в развитии региональной авиации транспортники всё же делают на новый самолёт Ан-148. Первые два воздушных судна для ОАО «АК «Ангара» прибудут в Иркутск 30 октября, ещё одно – спустя неделю. «На них мы возлагаем большие надежды с точки зрения развития сетки полётов, в том числе в близлежащие регионы и Азию. Возможности самолёта позволяют выполнять среднемагистральные рейсы», – отметил Селедцов.  Гендиректор ОАО «АК «Ангара» Анатолий Юртаев рассказал, что перед эксплуатацией в Восточной Сибири суда специально готовили к местным условиям, к посадкам на грунтовые аэродромы (Бодайбо, Ленск, ряд других аэропортов в Якутии). Для этого разработчики самолёта с Украины специально проверили региональные аэропорты. 

Ожидается, что с середины декабря «Ангара» начнёт выполнять рейсы на этих самолётах. Один будет летать на запад, в сторону Новосибирска и Мирного, один – на восток и север, а третий – на местных линиях (в Братск, Улан-Удэ) плюс страховать два первых судна. Ан-148 вмещают по 75 пассажиров.  «По скорости и комфортности салона они ничем не уступают аэробусам. Даже кресла в салоне располагаются так же», – отметил Юртаев. По его словам, для полётов уже подготовлены шесть вторых пилотов, завершают обучение на Украине два командира. Кроме того, есть 35 человек технического персонала, прошедших стажировку в питерском Пулково (Ан-148 эксплуатирует АК «Россия», базирующаяся там). Сейчас «Ангара» готовит наземную инфраструктуру, модернизирует существующий центр техобслуживания под новые самолёты.  

«Нужно куда-то садиться»

Тем не менее развитие полётов сдерживает даже не устаревший парк воздушных судов, а неподготовленная инфраструктура аэропортов, полагает Юртаев. «Мы, как перевозчик, уверены, что самолёты – вторичная тема, всё-таки им нужно куда-то регулярно и безопасно садиться», – отметил он. Артур Сулейменов подтвердил, что, например,  состояние грунтовых полос в Бодайбо и Ербогачёне вызывает у него «большую озабоченность»: их можно в любой момент закрыть и строить новые, уже с искусственным покрытием. 

Реконструировать нужно и ВПП Братского аэропорта: в 2013 году проект получит финансирование, сообщил Сулейменов. Дальнейшая эксплуатация его, в том числе на международных рейсах, потребует расширения аэровокзального комплекса. «19 октября из Братска вылетел первый рейс на Бангкок, увёз 223 пассажира. На ближайшие три рейса билетов нет. В перспективе рассматривается открытие рейсов из Братска в Турцию. Но для этого необходимо его модернизировать», – уверен Сулейменов. 

В «горячей реализации», по мнению главы областного минтранса, находится восстановление аэропорта в Казачинском. Цены на рейс Иркутск – Казачинское сейчас находятся на утверждении Службы по тарифам. «Как только будет принято решение о дотировании рейса, начнутся полёты», – сказал представитель Росавиации. Кроме того, ожидается, что в декабре запустится ещё один аэропорт в Железногорске: оттуда будет организовано вертолётное сообщение с Братском. По восстановлению аэровокзала в Усть-Илимске, находящегося в муниципальной собственности, «тоже есть подвижки», отметил министр. Создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом. «Но там важна позиция группы «Илим», чьё участие предполагается в проекте. Если они будут участвовать, то всё реально к восстановлению в кратчайшие сроки, – сказал Евгений Селедцов. –  В противном случае это вряд ли возможно, поскольку мы не видим инициативы снизу».  

Насколько увеличится пассажиропоток на местных маршрутах в связи с новыми рейсами, Селедцов оценить не смог. «Мы хотим вернуться к советским показателям по уровню авиаперевозок. В абсолютных цифрах не готов сказать – мы ещё в стадии изучения и формирования маршрутной сети», – пояснил он. Однако отметил, что «люди потянутся», если «мы будем дотировать перевозки и цена билетов окажется доступной». По оценке транспортников, приемлемой «вилкой» можно считать пять-семь тысяч рублей за билет в одну сторону. В этом случае летать начнут  пенсионеры и студенты, которые, по выражению одного из участников совещания, «сейчас у нас тяжело залетают и вылетают».  И тогда  можно ожидать роста потока в два раза. Объём субсидий для каждого маршрута будет определён отдельно, добавил Селедцов, но общую сумму, необходимую для компенсации перевозок по всем планируемым рейсам, не назвал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры