издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лифт во взрослую жизнь

35 млн. рублей направлено на приобретение оборудования в профессионально технические начальные и средние учебные заведения региона в течение последних двух лет. Однако даже такой уровень финансирования не позволяет обеспечить современными станками все ПТУ и колледжи. Специалисты по подготовке кадров решают эту проблему, создавая ресурсные центры, где могут стажироваться студенты со всей области. Об этом и многом другом говорили участники круглого стола «Я б в рабочие пошёл, пусть меня заманят».

35 млн. рублей направлено на приобретение оборудования в профессионально-технические начальные и средние учебные заведения региона в течение последних двух лет. Однако даже такой уровень финансирования не позволяет обеспечить современными станками все ПТУ и колледжи. Специалисты по подготовке кадров решают эту проблему, создавая ресурсные центры, где могут стажироваться студенты со всей области. Об этом и многом другом говорили участники круглого стола «Я б в рабочие пошёл, пусть меня заманят».

В Иркутской области существует 28 учреждений начального профессионального образования, 38 учреждений среднего профессионального образования, 20 учреждений работают по двухуровневой образовательной системе. Рабочие кадры ведут деятельность сразу по нескольким группам специальностей: металлообработка и металлургия, энергетика, машиностроение, транспортные средства, архитектура, отметила начальник отдела профессионального образования министерства образования Иркутской области Елена Крыжановская.  Сегодня в училищах и колледжах бывшие школьники обучаются по 46 программам, также существует 9 программ для людей с ограниченными возможностями.

Все образовательные учреждения могут проводить переподготовку кадров.

Новые государственные образовательные стандарты исключили из числа специальностей те, по которым готовили в СПТУ менеджеров и юристов. «Сейчас ведётся перепрофилирование», – отметила Елена Крыжановская. Сегодня практически все ПТУ и колледжи ориентированы на рабочие специальности, и лишь только в пяти готовят специалистов для сферы услуг.

По мнению Крыжановской, сегодня нет сфер, для которых не готовили бы кадры профессиональные образовательные учреждения области. «У нас осуществляется подушевое финансирование. И подготовка идёт на основе заказа и потребности. Их формируют муниципалитет, службы занятости, – сказала она. – Но проблема в том, что предприятия, за счёт которых формируется этот заказ, не имеют представления о том, какие специалисты им будут нужны через пять–пятнадцать лет. Предприятия видят свою потребность в кадрах на два года. Но надо понимать, что подготовка продолжается три года. Хотелось бы, чтобы и работодатель осознавал, что, если он заявляет о необходимости специалиста, получит его через три года».

Училища и техникумы не должны отставать по уровню оснащённости от современных производств. А решить эту задачу каждому учебному заведению непросто, констатировала директор Иркутского профтехучилища №2 Валентина Зяблова.

– Для нас это задача нелёгкая. Тем более специфика нашего учреждения такова, что мы готовим кадры для самого высокотехнологичного производства в регионе – Иркутского авиационного завода, – отметила она. – Задача сложная, потому что новые технологии, которые реализует завод, требуют самого современного оборудования. У них уже есть пятикоординатные фрезерные станки с программным управлением. Есть, конечно, универсальное оборудование, которое используют другие предприятия, где также работают наши выпускники. Мы должны постоянно развиваться и создавать такую базу, чтобы выпускника, пришедшего на предприятие, не нужно было дополнительно до-учивать. Затраты на это выражаются миллионами. В этом году мы разместили заказ на покупку двух токарных станков с программным управлением стоимостью более 3 млн. рублей. К тому же ребята проходят практику и имеют возможность работать на современном оборудовании.

Надо сказать, что на Иркутском авиазаводе высоко ценят специалистов, которых готовят ориентированные на предприятие ПТУ №2 и авиационный техникум. Директор по управлению персоналом завода Сергей Полищук отметил, что уровень подготовки чувствуется даже в сравнении с кадрами, которые готовят в корпоративном центре. Однако в компании были вынуждены потратить на создание центра 100 млн. рублей, когда остро нуждались в большом количестве рабочих рук.

Но для того чтобы соответствовать высоким требованиям работодателей, в СПТУ перманентно решают вопрос улучшения материальной базы для подготовки молодых специалистов рабочих специальностей. «Мы участвуем в конкурсах, боремся за гранты, – рассказала Валентина Зяблова. – В прошлом году получили 300 тысяч рублей, став лучшим образовательным учреждением начального образования». По её мнению, самостоятельно учебные заведения вряд ли могут справиться с такой задачей, её надо решать совместно с работодателями и государством.

Это подтверждает Татьяна Ломакина, директор Зиминского профтехучилища №6, где готовят помощников машинистов. «Купить кабину современного электровоза для того, чтобы дети там занимались, стоит 7 миллионов рублей», – рассказала она.

– Оснастить все наши учреждения современными станками, каждый из которых стоит от полутора до трёх миллионов рублей, сразу нереально, – считает Елена Крыжановская. – Мы решили пойти таким путём: создавать ресурсные центры. Уже действует центр по металлообработке на базе Ангарского индустриального техникума, где готовят сварщиков. Созданы ресурсный центр по строительным технологиям – это Ангарский техникум строительных технологий, – центры сервиса и туризма, общественного питания и торговли, транспортный центр. Мы сконцентрировали их в основном в Ангарске. Но здесь могут проходить стажировку студенты всех учебных заведений. Нами создан центр на базе Тулунского аграрного техникума. Мы не можем оснащать только одно направление. За последние два года в ресурсные центры поставлено оборудование на 35 миллионов рублей.

В прошлом году Иркутская область стала победителем федеральной целевой программы развития образования «Модернизация профессионального образования». Выиграли грант, который будет потрачен на покупку оборудования в Иркутское профучилище №2 и Иркутский авиационный техникум.

В свою очередь Татьяна Ломакина заметила, что условия работы в малом городе создают свои проблемы. «С одной стороны, нам повезло: мы специализируемся на подготовке кадров для железной дороги, которая работает стабильно, – рассказала она. – Таким образом решается проблема с трудоустройством. Но у нас проблема в другом: существует дефицит педагогов-спецпредметников. Привлечь их к нам очень сложно. Если они придут, то потеряют корпоративные льготы. К тому же люди не готовы работать с современными детьми. Наставничество, которое существовало, уходит».

По словам директора Ангарского политехнического техникума Натальи Хлебодаровой, около 60% выпускников её учебного заведения идут в вузы. И лишь 40% попадают на производство. «У нас престиж профобразования упал, приток студентов маленький», – парировали представители работодателей. «Как только мы заговорили, что станем техникумом, родители стали «придерживать» своих детей в школе, в десятом классе, ожидая, что мы поменяем статус и будем готовить специалистов среднего звена, – отметила Татьяна Ломакина. – Всё идёт из семьи, нельзя переломить систему».

Руководители ПТУ и колледжей соглашаются, что зачастую в их учебные заведения попадают те, кто «не смог сдать ЕГЭ». «Учреждения среднего и начального образования занимаются доводкой, становятся своего рода лифтом, – говорят педагоги. – Те, кто к нам приходит и выходит, – разные люди». Отчасти проблему дефицита и падения престижа рабочих специальностей создаёт леность многих работодателей. Представители предприятий перестали появляться в школах и проводить профориентацию. Такую работу надо вести с шестого класса вместе с представителями образовательных учреждений, пришли к выводу участники круглого стола. А в школы вернуть настоящие уроки труда. Пока же, к примеру, корпоративному центру Иркутского авиазавода приходится сталкиваться с тем, что «деревенский парень, который собирается стать учеником на заводе, не умеет держать в руках молоток». 

[width=»100%»]
Отвечая на вопросы, как поднять престиж рабочих профессий и почему молодёжь  ориентируется на высшее образование, заместитель начальника службы занятости  Иркутской области Раиса Распутина привела статистические данные. Наибольшая востребованность в рабочих руках в строительной отрасли – 25%,   в обрабатывающем производстве – 11,9%. За 9 месяцев 2012 года работодатели региона заявили о более 150 тысячах вакансий. 83% приходилось на рабочие профессии. По данным службы занятости региона, наибольшее их количество предполагало заработную плату чуть выше прожиточного минимума.  А средняя заработная плата – 8 тысяч рублей. Как считает Раиса Распутина,  в том числе уровень зарплат сдерживает интерес к рабочим специальностям.  По предложенным вакансиям трудоустраивается 63%. Во многом проблему удаётся решить, привлекая иностранную рабочую силу.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры