издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На пути к большой опере

«Пиковая дама» исполнена в Иркутске

  • Автор: Максим Васильев

Для дирижёра Илмара Лапиньша продвижение оперного искусства в Иркутске стало главной миссией и делом чести с тех пор, как он возглавил Губернаторский симфонический оркестр областной филармонии летом 2009 года. За это время он осуществил на сцене филармонии уже несколько концертных исполнений мировых опер и даже организовал в Иркутске целый фестиваль оперного пения «Дыхание Байкала». Исполнение «Пиковой дамы» Чайковского, состоявшееся 16 и 17 февраля, стало очередной вехой в развитии оперы в Приангарье.

«Губернаторский оркестр не оперный, и в этом есть как минусы, так и плюсы, – говорит главный дирижёр и художественный руководитель коллектива Илмар Лапиньш. – Минус в том, что музыканты, может быть, не так хорошо знают оперный репертуар, но плюс в том, что исполнение оперных произведений не превратилось для них в рутину».

По словам Илмара Лапиньша, он берёт в работу только любимый музыкальный материал. Так, иркутяне уже могли слышать оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Риголетто» Верди в исполнении оркестра под его руководством, а также «Летучий Голландец» Вагнера, в постановке которого наряду с солистами Улан-Удэнского театра оперы и балета и немецким режиссёром Хансом-Йоахимом Фраем он также принимал участие. Теперь оркестр под руководством Лапиньша дорос и до Чайковского. «Пиковая дама» – сложнейший материал, но оркестр был абсолютно готов с ним справиться», – отметил дирижёр перед премьерой. 

Впрочем, история иркутского оркестра говорит о том, что этот материал музыканты уже исполняли – около 20 лет назад вместе с дирижёром Олегом Зверевым. Однако с того момента прошло столько времени, что уже успело вырасти целое поколение новых музыкантов, для которых этот материал оказался в новинку, а если и нет, то порядком забылся. Стоит также отметить, что в прошлый раз в постановке участвовал приглашённый хор, а сейчас – свой, местный. Иркутский камерный хор под управлением хормейстера Елены Бояркиной во многом сформировался как профессиональный коллектив благодаря маэстро Лапиньшу, который стал активно привлекать певцов для своих проектов. «Мы вообще старались привлечь как можно больше местных артистов, ведь нам нужно воспитывать свои собственные кадры», – говорит дирижёр.

Впрочем, в случае исполнения главных партий всё же не обошлось без приглашённых солистов – с оперными певцами в городе по-прежнему напряжёнка. Однако связи и знакомства Илмара Лапиньша в музыкальном мире настолько обширны, что он каждый раз с лёгкостью набирает «международную сборную», как он сам называет приглашённых певцов. Так, роль одержимого жаждой лёгкого выигрыша Германа досталась ведущему тенору улан-удэнского театра Баиржабу Дамбиеву, партию соблазнённой им Лизы исполнила солистка Латвийской национальной оперы Лиене Кинча, а за графа Томского и вовсе пел баритон Финской национальной оперы Ханну Ниемела из Хельсинки. Иркутским же певцам в «Пиковой даме» достались лишь незначительные роли. 

Трудностей с исполнением русского репертуара у иностранных гостей не возникло. Как замечает худрук оркестра, русская классика за пределами России известна гораздо больше, чем у себя на родине, поэтому всем солистам, занятым в постановке, их партии были хорошо знакомы и русские слова из иностранных уст звучали довольно чисто.

Не имея возможности сделать на сцене филармонии полноценную постановку с декорациями, костюмами и гримом (и не будучи театральным режиссёром), Илмар Лапиньш всё же внёс в исполнение «Пиковой дамы» некий элемент театральности. Так, например, призрак графини, которая по сюжету открывает Герману тайну трёх карт, появлялся в процессе исполнения оперы не на сцене, а в зрительном зале, прямо за спинами слушателей. Эта роль досталась молодой певице Красноярского государственного театра оперы и балета Ольге Басовой, которая призналась, что с удовольствием откликается на все предложения иркутского дирижёра. Она уже участвовала в премьерных исполнениях Шумана в оркестровке маэстро, фестивале «Дыхание Байкала» и даже ездила вместе с иркутским оркестром по городам Иркутской области. «Илмар Лапиньш вообще уникальный человек, он художник и музыкант от рождения, – заметила она. – Я работала с очень многими дирижёрами и могу сказать как профессиональная певица, что работать с ним одно удовольствие. Он потрясающе одарённый человек».

Опера Чайковского для Ольги Басовой тоже оказалась материалом более чем знакомым. В родном для себя красноярском театре она пела даже две партии в ней. Правда, там, в отличие от иркутской, была полноценная театральная постановка. «Партия графини очень сложна психологически, потому что героиня в процессе действия умирает мучительной смертью, – рассказывает она. – Это очень непросто передать в концертном исполнении, где отсутствуют грим и декорации, позволяющие погрузить зрителя в атмосферу спектакля. Здесь же приходится полагаться только на исполнительское мастерство, интонационные особенности и прочтения, а также актёрскую игру».

Полные аншлаги в оба вечера исполнения оперы в филармонии говорят о том, что оперное искусство в Иркутске ценят, любят и, что немаловажно, ждут. Этот факт не может не радовать дирижёра Лапиньша, который вообще мечтает о создании в Приангарье оперного театра. «Я не только об этом мечтаю, но и кое-что стараюсь делать. Наряду с музыкальным театром в Иркутске должен существовать и оперный. Я его вижу как филармонический театр оперы, потому что, если он возникнет, он будет базироваться на губернаторском оркестре и солистах областной филармонии», – с уверенностью говорит маэстро. Этому, кстати, немало поспособствует строительство нового концертного зала, которое на всех уровнях пробивает пианист, а с недавних пор и большой общественный деятель Денис Мацуев. 

«Я знаю, что концертный зал по-явится в Иркутске в ближайшие два-три года, – говорит Илмар Лапиньш. – Он станет основной площадкой для фестиваля «Звёзды на Байкале», но также он строится и для нашего оркестра, который будет там постоянно репетировать и давать концерты. Это будет наш дом». Также вероятно, что оперы, уже сыгранные оркестром в филармонии, будут исполнены ещё раз уже на новой сцене, а может быть, даже получат репертуарную основу.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер