издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыкальная история

С постановкой опер в Иркутске связано немало любопытных фактов

  • Автор: Иван Колокольников

Наверное, любой иркутянин, который ценит оперную музыку, хотя бы однажды задавался вопросом, а почему в городе нет оперного театра. Это действительно странно, тем более что в первой половине прошлого века Иркутск был вправе считаться музыкальной столицей Сибири.

Передо мной номер «Восточно-Сибирской правды» от 18 февраля 1934 года. Казалось бы, это обыкновенная газета тех лет, в которой большая часть материалов посвящена жизни колхозов Иркутской области. Но вот на последней странице – традиционные сообщения о том, что можно увидеть в театре, цирке и кино. Внимание привлекает анонс трёх оперных постановок. Газета сообщает, что на сцене Иркутского государственного оперного театра идут «Демон» Рубинштейна, «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Князь Игорь» Бородина. Люди сведущие могут с уверенностью сказать, что постоянного оперного театра в Иркутске никогда не было. Так что же это такое? 

Погружаясь в музыкальную историю Иркутска, видишь, что были периоды, когда в нашем городе достаточно часто ставились оперы. Когда-то это были постановки, близкие к самодеятельности, а когда-то их художественный уровень был очень высок. 

До революции в Иркутске часто выступали оперные труппы, многие из которых оставались здесь надолго. Немало интересных сведений об этом периоде можно найти в книге Ирины Харкеевич «Музыкальная культура Иркутска», где достаточно подробно рассказывается о музыкантах дореволюционной эпохи, чьи имена так или иначе связаны с нашим городом. 

Обратимся сегодня к советскому периоду. Музыкальная жизнь города этих семи десятилетий наполнена огромным количеством ярких имён и событий. Какие-то из них известны лучше, какие-то совсем забыты… Но немало любопытных фактов связано как раз с постановкой опер.

Ещё в 1920 году в Иркутске возникает так называемая «Симфопера». Это был коллектив профессиональный, поскольку в его состав вошли серьёзные вокалисты, оказавшиеся здесь в годы Гражданской войны. Например, Николай Оржельский и Сергей Торгут. Поражает количество оперных спектаклей, подготовленных коллективом «Симфоперы». Как писала Харкеевич, за полгода было поставлено 36 спектаклей. К сожалению, прошло немногим более года после основания «Симфоперы», и государство перестало её финансировать. После печального конца «Симфоперы» её участники уехали из Иркутска. Многие из них обосновались в Харбине. 

Через десять лет в Иркутске вновь появилась опера… Дело в том, что в начале тридцатых годов прошлого столетия многие оперные и драматические артисты и даже части трупп могли в самом прямом смысле кочевать из города в город. В 1931 году в Иркутске стала работать большая оперная труппа, включавшая группу приезжих певцов-солистов, оркестр и балет. Выступления проходили на сцене драмтеатра. Любопытно, что был такой сезон, когда на одной сцене шли и оперные, и драматические спектакли. А вот в последующие два сезона – лишь оперные. В это время театр, известный нам как драматический, называли Иркутским государственным оперным театром. 

В 1934 году было решено, что в Иркутске будет драматический театр, поэтому большинство членов оперной труппы покинули наш город. Но некоторые артисты остались здесь и стали работать в Иркутском радиокомитете, где к тому времени существовал хороший штат певцов-солистов. На радио также действовали хор, симфонический оркестр и оркестр народных инструментов. Приехавший сюда в составе оперной труппы дирижёр Богуслав Врана остался на некоторое время в Иркутске и стал дирижёром симфонического оркестра радио. 

Из оперных певцов, выступавших в Иркутске в первой половине прошлого века, особо хочется выделить Николая Оржельского, уже упомянутого мной как участника «Симфоперы». Сейчас это имя едва ли что-то скажет даже музыкантам Иркутска. Да и в биографии артиста пока что есть немало белых пятен. Но известно, что до революции Оржельский жил в Петербурге и пел в Мариинском театре. По мнению современников, он обладал замечательным голосом. Много раз судьба кидала артиста из города в город, и трижды он оказывался в Иркутске. Первый раз – в Гражданскую войну. После распада «Симфоперы» Оржельский длительное время прожил в Харбине. Второй раз он приехал в наш город в 1931 году и выступал здесь до 1934-го в составе оперной труппы. Затем вместе с другим артистами он вновь покинул Иркутск, но через некоторое время вернулся и стал солистом радиокомитета. Однако в марте 1938 года Оржельский был арестован, а в октябре его расстреляли.

И всё-таки тридцатые годы – не только время репрессий. В музыкальной жизни Иркутска это достаточно интересный период, связанный прежде всего с работой радиокомитета. Его музыкальные коллективы поставили немало опер. Исполнялись эти оперы не только в радиостудии. Помимо этого в течение нескольких лет каждую неделю радиокомитет давал оперный спектакль в помещении драмтеатра. Хочется особо подчеркнуть, что оперы шли в полном сценическом оформлении. Активное участие в подготовке этих постановок принимал Василий Патрушев, хормейстер и дирижёр Иркутского радиокомитета. 

В годы войны музыкальные коллективы Иркутского радиокомитета выступали на многих площадках города. Осенью 1941 года хор, оркестр и солисты радио поставили в драмтеатре оперу «Родина зовёт», созданную в 1938 году советскими композиторами Бруком и Васильевым-Буглаем. 

Но едва ли не главным событием в музыкальной жизни Иркутска военных лет является приезд в наш город эвакуированных оперных театров из Харькова и Киева. Здесь они объединились и стали работать под названием «Киевский театр оперы и балета». 

Первая опера, поставленная украинскими артистами в Иркутске, – знаменитый «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского. Премьера состоялась 4 декабря 1942 года. В главных ролях блистали ведущие певцы Киевского оперного театра, народные артисты СССР Иван Паторжинский и Мария Литвиненко-Вольгемут. 

С декабря 1942 по ноябрь 1943 украинские артисты поставили в Иркутске восемь опер. Старожилы Иркутска и сейчас с восторгом вспоминают некоторые из них, а также балеты, показанные Киевским театром в нашем городе. Нельзя умолчать и о том, что украинские артисты стали активнейшими участниками всех музыкальных мероприятий, проводившихся в Иркутске. Их силами были организованы три крупных музыкальных фестиваля. Певцы Киевского оперного театра вели огромную общественную работу, выступали в госпиталях. По их почину в Иркутске был учреждён День культобслуживания раненого бойца. Кроме того, артисты Киевского театра оперы и балета постоянно готовили интереснейшие концертные программы. 

Иркутянам запомнились и полюбились голоса прекрасных украинских певцов, которых они на протяжении полутора лет могли слушать вживую. Ведь тогда в Иркутске находились такие выдающиеся исполнители, как уже упомянутые Иван Паторжинский и Мария Литвиненко-Вольгемут, а также Зоя Гайдай, Андрей Иванов, Константин Лаптев, Николай Частий, Мария Бем, Михаил Роменский, Петр Белинник… Яркое впечатление оставили дирижёры Владимир Йориш и Вениамин Тольба. Нельзя не сказать, что Владимир Йориш был не только дирижёром, но и композитором. В числе балетных постановок театра иркутяне увидели его балет «Бiсова нiчь». Кстати, именно Йориш возглавлял поначалу Иркутскую композиторскую организацию, созданную в 1943 году. 

Между иркутянами и украинскими артистами установились исключительно тёплые отношения. Когда в мае 1944 года Киевский оперный театр отправлялся на освобождённую от захватчиков родную землю, прощание было очень трогательным. В эти дни режиссёр театра народный артист УССР Владимир Данилович Манзий писал на страницах «Восточно-Сибирской правды»: «С чувством глубокой благодарности покидаем мы столь далёкий от Украины и столь близкий нашему сердцу Иркутск. Мне думается, что эта дружба должна расти и в дальнейшем. Высококультурный Иркутск должен иметь оперный театр. Если от нас потребуется помощь – мы рады будем её оказать». Оперный театр в нашем городе так и не был создан… Оттого ещё дороже стали иркутянам воспоминания о том времени, когда они могли слушать высококлассные оперные постановки Киевского театра. 

Музыкальная жизнь города послевоенного времени опять-таки связана в первую очередь с радио. Как и до войны, в репертуар хора, оркестра и солистов Иркутского радиокомитета входило немало произведений крупных форм, в том числе и оперы. Среди них, по наблюдениям автора этой публикации, были те, что исполняются не так уж часто. 

В октябре 1950 года состоялось торжественное открытие концертного зала Иркутской филармонии. С этого времени в филармонии начал формироваться мощный музыкальный коллектив. И вот в начале пятидесятых в зале филармонии стали исполняться оперы, где были задействованы хор и солисты радио, а также солисты филармонии. Главным дирижёром неизменно оставался Василий Патрушев. Но в 1953 году хор и оркестр радио решили распустить. После этого Иркутск несколько лет не имел профессионального симфонического оркестра и хорошего хора. Понятно, что исполнение опер на сцене филармонии на время прекратилось. 

В 1959 году был создан Иркутский городской хор, который возглавил Патрушев. Благодаря колоссальному энтузиазму этого человека в 1962 году на базе хора возникла любительская опера, объединившая лучших вокалистов Иркутска. Вскоре она получила звание «народной». В это творческое объединение входили солисты филармонии, хореографические силы Дома народного творчества, оркестр, состоящий из музыкантов-энтузиастов, а также вокалисты-любители, которых в Иркутске было немало. Совместными усилиями удалось поставить оперы «Евгений Онегин», «Русалка», «Алеко», а также «Сцену в корчме» из оперы «Борис Годунов». Следует особо отметить превосходные декорации и костюмы, подготовленные для постановок народной оперы. Помимо этого ряд опер прозвучал в концертном исполнении. Думаю, многие иркутяне прекрасно помнят выступления участников народной оперы, таких как Клим Самарин, Николай Михалёв, Анатолий Захаров, Раиса Шпирко, Калерия Шмелёва, Василий Абзолеев, Станислав Голоушкин, Геннадий Карасик, Владимир Глушков, Анатолий Василевич…

К сожалению, народная опера не получала необходимых для своего существования средств. Не было и постоянной площадки для выступлений. Дожив до конца шестидесятых годов, народная опера распалась. Хотя опера была любительской, её участникам удалость добиться многого, поэтому очень досадно, что город не позаботился о сохранении этого уникального коллектива. Ра-зумеется, и после его распада в Иркутской филармонии время от времени готовились концертные исполнения опер, но делалось это достаточно редко. 

Как мы видим, в советское время возникало немало предпосылок для возникновения в нашем городе оперного театра. Но большинство ценных начинаний иркутских музыкантов не поддерживалось городскими властями. 

Между тем оперными театрами обзавелись Улан-Удэ, Новосибирск и Красноярск, то есть большинство крупных городов, располагающихся по соседству с нашим. А в Иркутске оперного театра до сих пор нет. Пожалуй, нам стоило бы кое-чему поучиться у тех же новосибирцев, которые ещё в двадцатых годах активно ратовали за организацию «Большого театра в Сибири», который был бы расположен у них в городе. Разумеется, прошло долгое время, прежде чем такой театр был построен и стал работать, но главное, что новосибирцы всё-таки добились своего.

Впрочем, последние годы возродили туманную надежду, что и в нашем городе когда-нибудь возникнет опера. Музыкальная жизнь Иркутска, которая как-то замерла в девяностых годах, закипела с новой силой. И как же обрадовались все ценители настоящей музыки, когда в последние годы благодаря активной деятельности дирижёра Губернаторского симфонического оркестра Илмара Лапиньша в Иркутской областной филармонии стали время от времени звучать оперы в концертном исполнении. Насколько ценно это начинание для нашего города, едва ли стоит говорить. Премьера каждой оперы необычайно значима для многих иркутян. 

Вот и в феврале этого года Иркутск снова говорил об опере. Концертное исполнение «Пиковой дамы» Чайковского вызвало живейший интерес иркутян. В последующие две недели, встречая представителей культурной общественности города, то и дело слышал от них какие-то замечания по поводу «Пиковой дамы»: от наивысших похвал до резкой критики. Например, неоднозначную реакцию слушателей вызвало приглашение финского артиста Ханну Ниемела на роль графа Томского… Бурные обсуждения «Пиковой дамы» показывают, что жители нашего города неравнодушны к опере. 

Прошло почти семь десятилетий с того момента, как Владимир Манзий писал на страницах «Восточки» о необходимости создания в Иркутске оперного театра. Но слова украинского режиссёра не потеряли своей значимости. Бесспорно, в городе с замечательным музыкальным прошлым и богатейшими культурными традициями должна существовать опера. Хочется верить, что когда-нибудь на страницах иркутских газет вновь появятся анонсы спектаклей иркутского оперного театра, но на этот раз театр будет уже постоянным.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры