издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Напишу про шлемы пробитые»

  • Автор: Анна КАПАВЧУК

В начале мая в Ангарском музее Победы очень много посетителей. Есть среди них особые группы. 4 мая, например, сотрудники музея поводили экскурсию для пионеров, которые приехали в Ангарск за сотни километров из села Кимильтей Зиминского района. Знакомясь с ребятами, «Ступеньки» хотели узнать, чем похожи пионеры 2013-го на своих родителей и чем отличаются от сверстников и одноклассников. Ещё нам хотелось понять, что третьеклассники знают о Великой Отечественной.

Та­кие, как все, или луч­ше?

– Эти ребята действительно подругому воспринимают экскурсию, – резюмирует Ирина Филиппова, экскурсовод Ангарского музея Победы. – Они более собранны, дисциплинированны, не перекормлены впечатлениями, им действительно интересно. Очень много комментируют по ходу экскурсии, дополняют сказанное мной. Чувствуется, что у них регулярно проходят уроки мужества. Например, среди ангарских и иркутских детей почти никто не знает ничего про Зою Космодемьянскую – а эти её сразу узнали на фото.

«Никто не знает ничего про…» К сожалению, очень частая нынче характеристика посетителей музея. Недавно, например, офицер привёл сюда взвод солдат из местной воинской части – и во всём взводе не нашлось ни одного парня, хоть чтото слышавшего о подпольной организации «Молодая гвардия». Даже ангарские старшеклассники, почти каждый год бывающие в музее и живущие в двух шагах от улицы имени Героев Краснодона, не могут ответить на вопрос о том, в каком городе жили и погибли молодогвардейцы.

По словам директора музея Победы Ларисы Давыдовой, ещё 3-4 года назад отношение к событиям военных лет у большинства школьников было равнодушным, как к параграфу в учебнике. Сейчас ситуация стала меняться: то ли кинофильмов патриотических появилось больше, то ли социальная реклама срабатывает. Дети стали реагировать эмоциональнее, сопереживать сверстникам военных лет, плакать. Впрочем, отдельные коллеги-педагоги говорят энтузиастам музея: «Не обольщайтесь. Это не патриотизма стало больше, это нервы у детей более расшатанные».

Сочувствие, представление о масштабах событий, гордость за предков не возникают «в одно касание» – это плод регулярной работы. Сотрудники музея стараются адаптировать свои экскурсии под возраст экскурсантов и под их особенности восприятия: для малышей – интерактив с вращением зенитки и возможностью потрогать лежащие посреди зала мины и торпеды, для тех, кто постарше, – рассказы о малолетних узниках концлагерей, для старшеклассников – видеолекции обо всех основных битвах Великой Отечественной. По мнению музейщиков, подростки интересуются историей, но направить их часто некому. Отличный музей, в который с радостью приезжают группы из Иркутска, УланУдэ, Черемхова, Усолья и сёл юга области, большую часть года малолюден. Патриотическое воспитание из системной работы превратилось в аналог краткосрочных рекламных кампаний. «Аншлаг» в музее всего два раза в год: перед 23 февраля и накануне Дня Победы.

Экс­кур­сия в прош­лое

Как и любых детей, в музее сельских пионеров привлекло в первую очередь то, что можно потрогать. Они с восторгом разбивались на «боевые расчёты» и работали «наводчиками» зенитной пушки с корабля «Адмирал Лазарев». Когда ещё удастся покрутить колёса, вращающие платформу с орудием и поднимающиеопускающие ствол!

Ни один из ребят за всю экскурсию не сказал: «А вот мой дедушка…» Другое поколение. В селе, где в 1970 году жил 121 участник войны, до сегодняшнего дня дожил всего один ветеран.

В ходе экскурсии усвоили ребятишки в первую очередь то, что было связано с голодом и лишениями сверстников из блокадного Ленинграда:

– Что одним кусочком хлеба можно день прокормиться.

– Что дети увидели воробья и сварили.

– Что хлеб был из опилок.

– Что думали о еде.

– Что ели кошек и собак.

– Что делились со всеми.

Понимание того, что война – это человеческие жертвы и смерти, в калейдоскопе их впечатлений звучало так: «У Тани все умерли» или «Убивали больше женщин и детей и меньше солдат».

Мальчишки, конечно, зафиксировали в памяти то, что касается оружия. «Мне понравились пушки всякие», – говорит Руслан. А его товарищ Саша дома расскажет «про миномёт – что сам по себе выстреливает». Впечатлила ребят и внешняя атрибутика.

Зина запомнила, что «у моряков красивая форма, про знаменитых генералов, про то, что есть пулемёт и мины, что здесь картины и корабли».

Третьеклассница Алина – корреспондент школьной газеты «Знайка». «Я напишу про колокол, про бомбы, про шлемы пробитые», – говорит она. Школьная газета в Кимильтее выходит каждый месяц тиражом 100 экземпляров. Благодаря её публикации – пусть и заочно – в музее Победы побывают и те, чьи родители не смогли собрать денег на эту поездку.

Крас­но­гал­стуч­ное братс­тво

Как и любых детей, в музее сельских пионеров привлекло в первую очередь то, что можно потрогать

Пионерскую организацию в старинном селе на Московском тракте возродили в 1998 году. Сегодня из 305 учеников школы 59 – пионеры. Принимают в организацию только по заявлениюсогласию родителей. В октябре красные галстуки кимильтейским третьеклассникам повязали торжественно – на областном слёте трёх поколений. Число тех, кого примут в пионеры в этом учебном году, уже определено – 15 человек, по числу остродефицитных алых галстуков. Галстуки надевают только по большим праздникам – берегут, новые купить негде.

Для ренессанса пионерии соображения были в первую очередь педагогические: когда из школы ушла идеология, не осталось и системы воспитательной работы.

– Пионеров убрали, а другого ничего не придумали, – говорит вдохновитель пионерской работы в селе, пионервожатая 1970х и классный руководитель 3 «А» класса Раиса Пономаренко.

Пионерская оргнизация – хорошо отстроенный педагогический инструмент: есть общие для всех законы, привычные ритуалы, множество поводов собраться вместе, мотивы для добрых дел. Несмотря на то, что многим ребятам родители запрещают ходить помогать по чужим дворам, кимильтейские пионеры заняли по тимуровской работе первое место в области, а особо отличившиеся летом поедут в пионерлагерь на Байкал.

Впрочем, сами 9-10- летние пионеры пока не очень готовы ответить, чем их пионерская жизнь отличается от жизни «обычных» школьников.

– Мы природе помогаем, садим цветы, деревья.

«Пионерского» во время препровождении ребят действительно не очень много.

– Раньше я со своими ребятами часто ходила на берег Кимильтейки. Рыбалка, костёр, уха, песни пионерские, – вспоминает Раиса Николаевна. – А сейчас нам санэпидстанция это не разрешает. У меня ребята всего две песни знают: «Взвейтесь кострами» и «Нас звали не зря пионерами».

9 мая школьники Кимильтея посмотрят в сельском музее фильм о войне «Про маленького Ваню» и соберутся на урок мужества у сельского памятника. А 19 мая, в День пионерии, пионеры Кимильтея дружно пройдут по селу с горнами и барабанами. Вот только жаль, что лучший горнист местной пионерской организации, умеющий извлекать из этого простенького духового инструмента шесть ритуальных сигналов, в этом году заканчивает 11й класс. Он уедет – а вместе с ним исчезнет нечто объединяющее и вдохновляющее пионеров села.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры