издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Тоже сотрудник»

В суде допрашивают свидетелей обвинения по делу Горлова и Замолоцкого

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Судебное следствие по уголовному делу против бывших полицейских Дениса Горлова и Николая Замолоцкого, обвиняемых в причастности к смерти иркутянки Светланы Швецовой, в разгаре. На минувшей неделе в Куйбышевском районном суде Иркутска состоялись два заседания. Допрашивают свидетелей обвинения. Поддержать мать и отчима убитой девушки приходят родственники, друзья и коллеги. Николая Замолоцкого, нанёсшего, по версии следствия, смертельные удары, доставляют из следственного изолятора. Денис Горлов является из дома и ничем не выдаёт беспокойства, вместе с потерпевшей стороной ожидая начала заседаний в коридорах суда. Он, как сочло обвинение, помогал лучшему другу избавиться от тела, и судят его по нетяжёлой статье.

Укус зафиксирован 

Один из свидетелей, оперуполномоченный боевого отделения СОБРа, дал показания против Николая Замолоцкого, который кроме убийства обвиняется в применении насилия в отношении представителя власти. 3 ноября прошлого года во время задержания в районе остановки «Пристань Ракета» Замолоцкий сопротивлялся и укусил одного из бойцов СОБРа за палец. «Он направлялся в магазин, но туда так и не дошёл. Когда появились мы и следователи, он начал вести себя не-адекватно, кричал: «Я с вами никуда не поеду». Вообще было много криков, борьбы, матов. Кричал, что он «тоже сотрудник». Мы применили к нему приёмы борьбы, повалили на землю. Замолоцкий избрал наглую позицию, ни во что не ставил следователя. Нас предупредили, что он может быть вооружён травматическим пистолетом. Человек он большой, массой более ста килограммов, поэтому нас было трое», – говорит свидетель.

Однако и троим бойцам справиться с подозреваемым было нелегко. Замолоцкий, сопротивляясь, порвал форму одному из них. Уже лежа на животе, он прятал руки, чтобы не надели «браслеты». Руки Замолоцкому, который, очевидно, был знаком с приёмами, мешающими задержанию, расцепили с трудом. Вывернув их за спину, надели наручники. «Замолоцкого, когда вели в машину, держали за челюсть. Это специальный приём сопровождения, позволяющий направлять движение. В этот момент он укусил за палец одного из сопровождающих. Я услышал вскрик», – продолжает боец СОБРа. По его словам, телесных повреждений во время задержания подозреваемому не наносили: «Сознание он не терял, никаких повреждений я не видел. Но он мог получить их, когда его клали на землю». 

Остальные свидетели помогают восстановить картину исчезновения Светланы Швецовой: таксист, подвозивший её в клуб «Бродвей», диспетчер службы такси, отчим убитой, который вместе с матерью наутро обнаружил, что девушки нет дома. Водитель службы такси «Ершовское» знает о погибшей мало: «26 августа прошлого года диспетчер передала мне заявку и сказала, что нужно забрать девушку и подвезти до «Бродвея». Она в шутку просила везти аккуратно, потому что та приходилась ей подругой. Когда клиентка села в машину, мы непринуждённо поговорили, посмеялись. Она была в хорошем настроении, я рассказал ей какую-то историю из жизни. Потом она сделала один звонок, я не обратил внимания, с кем и о чём она говорила. Когда мы приехали, она заплатила за проезд, вышла из автомобиля и осталась стоять на улице. Я записал в тетрадь заявку и уехал». 

Разговор о лекарствах

Защитников Николая Замолоцкого и Дениса Горлова интересовали подробности: цвет сумочки, суть телефонного разговора, настроение и самочувствие девушки и даже температура окружающего воздуха. Водителя спросили, может ли он с уверенностью утверждать, что пассажирка была трезвой. Он ответил, что запаха алкоголя в салоне не было. Возникал вопрос о неких таблетках, которые погибшая могла выпить в такси. Однако свидетель опроверг и эти предположения. В целом лейтмотивом вопросов защитников являлось состояние здоровья девушки и степень её вероятного алкогольного опьянения. У каждого свидетеля адвокаты пытались узнать, пила ли Светлана Швецова какие-либо лекарства и жаловалась ли на здоровье. 

Напомним, по одной из первоначальных версий, выдвинутой обвиняемыми и в итоге опровергнутой результатами судебно-медицинских экспертиз, девушка не только много выпила, но и приняла наркотики, отчего и умерла. По другой версии, Денис Горлов привёз Светлану домой из клуба, при этом она была в плохом самочувствии. Несмотря на то что эта версия тоже так и не нашла своего подтверждения, вопрос употребления погибшей таблеток не оставляет в покое сторону защиты. У отчима Светланы они выясняли, сколько вермута она выпила дома на дне рождения у младшего брата, прежде чем отправиться в клуб, и не пила ли она в тот день лекарства. В сумочке у погибшей всегда с собой были но-шпа или спазмалгон, сказал свидетель и подтвердил, что иногда она снимала ими головную боль, но в тот день он не видел, чтобы Светлана их пила. Вопрос о лекарствах поднимался настолько часто, что мать решила дать объяснения: Светлана пила их во время периодических болей, которые бывают у женщин. 

Представитель потерпевшей стороны, чтобы исключить гнусные подозрения в отношении Светланы, которые высказывали подсудимые, пригласила в суд в качестве свидетелей родственников и коллег убитой девушки. Знакомые по работе в операционном офисе «Первомайский» банка ВТБ-24 характеризуют Светлану Швецову положительно. Она не только прошла строгий отбор банковской системы безопаснос-ти, показала себя стрессоустойчивым, компетентным и целеустремлённым сотрудником и вскоре стала «Лучшим новичком года», но и всегда была в хорошем настроении, не пасовала перед трудностями и спокойно реагировала на сложнос-ти работы в женском коллективе. «Человека с неопрятной биографией просто не примут в банк, – пояснила одна из свидетелей. – Кроме того, мы со Светланой были родственницами, и я знала её и как хорошего, отзывчивого человека. Она всегда была душой компании».

Способность убеждать

Характеристику свидетели дают и Денису Горлову. После задержания ему с Николаем Замолоцким предъявили обвинение по одной статье на двоих: в умышленном убийстве, совершённом группой лиц по предварительному сговору. Обоих взяли под стражу. Спустя некоторое время следствие переквалифицировало деяния обоим подсудимым. Замолоцкого, обвиняемого в убийстве, оставили в СИЗО, а Горлова, который, по версии следствия, скрывал преступление, выпустили под подписку о невыезде. Напускной выдержки ему не занимать, в зале суда он был спокоен. Тем более что максимальное наказание по его статье составляет не более двух лет лишения свободы, а правоприменительная практика, говорят эксперты, показывает, что он может отделаться принудительными работами или арестом на полгода. 

Несмотря на то что свидетельские показания являются относительно скудными, следствие обладает множеством объективных доказательств. Подробно авторы «ВСП» писали о них в материалах «Случайное стечение обстоятельств» и «Ушла и растворилась в ночи». В частности, испытание подсудимых на детекторе лжи показало, что убивал Замолоцкий, а следы заметали они вместе с Горловым, причём делали это хладнокровно и продуманно. Вероятно, «мозговым центром» стал Горлов, он купил в магазине надувной матрац, с которого тело сбросили в воду, и бутылки для розжига, с помощью которых уничтожили вещи убитой. Способность убеждать и лидерские качества Горлова подтверждают и свидетельские показания. 

По словам отчима Светланы Швецовой, когда девушка пропала, её новый знакомый Денис Горлов сумел поставить себя вне подозрений. «Горлов вызвал у меня доверие, когда я приехал за телефоном Светланы, который она якобы уронила в машине: сотрудник полиции, взгляд не бегает, всё ровно. Хоть я и служил в правоохранительных органах, это меня сбило с толку. Весь его внешний вид располагал к тому, чтобы верить. Уже потом меня насторожило, что он говорил как будто по заученному, без эмоций, с одними и теми же подробностями». 

В суде осталось допросить двоих свидетелей, диспетчера такси и женщину, которая в тот вечер сопровождала Николая Замолоцкого в «Бродвее», а также исследовать письменные материалы дела и выслушать прения сторон. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры