издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожные войны

Для иркутских компаний-перевозчиков улицы города давно превратились в место борьбы за доходы и выживание

Накануне 5 ноября Иркутск, как и другие российские города, жил в ожидании транспортного коллапса. Именно в этот день в силу должны были вступить поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Важная часть опубликованных изменений касается водителей-иностранцев, управляющих общественным транспортом. Согласно новому варианту закона, теперь они обязаны иметь водительские права российского образца и не могут пользоваться теми, что получили на родине. Это и стало причиной волны слухов и беспокойства: учитывая долю приезжих рабочих, очутившихся за рулём, начиная с прошлой недели автобусы пришлось бы брать штурмом. Однако время «Ч» уже прошло, а водителей из ближнего зарубежья меньше не стало. Разобралась в ситуации Юлия ЛИ.

И полгода не прошло

Частные автобусы на городских дорогах могут стать редкостью, высказывались мнения на городских интернет-форумах и в социальных сетях в последних числах октября. Всё из-за того, что  иностранные водители – основная рабочая сила частного городского транспорта – исчезнут на рынке труда. И действительно, первая неделя ноября стала испытанием для тех, кто пользуется общественным транспортом: многие автобусы не выходили в рейсы, а те, что отправлялись по маршруту, часто игнорировали расписание. К концу рабочей недели ситуация изменилась в лучшую сторону.

«Автобусы остались на дорогах, – говорит и.о. начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Антон Колесников. – Формально поправки в закон вступили в силу, однако теперь государство приняло решение дать водителям-иммигрантам отсрочку в полгода, до 14 мая 2014 года». Связано это, по словам Колесникова, с тем, что поправка в части иностранных водителей изначально должна была вступить в силу именно весной будущего года, в то время как все остальные уже сейчас, в ноябре. Но требование о получении прав российского образца попало в список «осенних» поправок. Накануне «важной даты» прокол обнаружили. Чтобы его исправить, буквально за несколько дней было принято решение отнести на май пункт о российских правах для водителей-иностранцев.

«Мы оказались заложниками юридического казуса, – объясняет Колесников. – С одной стороны, закон вступил в силу, и, по сути, уже сейчас можем штрафовать частные фирмы за водителей без российских прав (сумма штрафа составляет 50 тысяч рублей за рейс). Но мы понимаем, что никто не готовился к изменениям. Поэтому ГИБДД не предпринимает никаких действий в отношении водителей из-за рубежа, хотя имеет на это полное право». 

На вопрос нашего корреспондента, что же тогда стало причиной уменьшения количества автобусов на улицах города в первых числах ноября, Колесников сказал, что такой информацией не обладает, хотя и выразил предположение, что это может быть связано с забастовками водителей частного транспорта. 

Правда, подтверждения этому так и не нашлось. «Про забастовки, честно говоря, от вас слышу впервые, – говорит генеральный директор одного из частных транспортных предприятий ООО «Сибмаршрут» Александр Шевченко. – Но то, что 5 ноября мы не выпустили ни одного водителя без прав российского образца, правда. На работу в итоге не вышло девять человек. Накануне никто не мог сказать, можно ли выпускать приезжих на маршрут. Ещё 1 ноября нам сообщили, что это запрещено. Понедельник, 4 ноября, был выходным, а во вторник я сам приехал в отделение Госавтоинспекции – взял бумагу с подтверждением о том, что приезжие водители могут работать». 

Тем не менее, как отмечают специалисты, отсрочка на полгода вряд ли сможет что-то изменить и в мае пассажирам, вероятнее всего, снова придётся поволноваться. «В принципе, мы в ГИБДД готовы принять экзамены у иностранцев, – отмечает Антон Колесников, – но проблема упирается в другое: половина водителей даже по-русски не говорят – как можно им что-то объяснить?» Сейчас более сознательные работодатели уже отправили своих водителей на пересдачу экзаменов по вождению, но пока, как говорит Колесников, среди сдающих экзамены иностранцев немного: «До сотни точно не дотягивает». При этом, по самой скромной статистике, в Иркутске как минимум 500 иностранцев являются водителями общественного транспорта. 

Эксперты опасаются, что большинство из них предпочтёт экзаменам в ГИБДД покупку поддельных водительских удостоверений. По словам одного из наших собеседников, их стоимость может колебаться от 25 до 35 тыс. рублей. 

Всё упирается в «проезд»

– Всё, что касается общественного транспорта в Иркутске, – проблема системная, – говорит председатель правления Союза автомобилистов 

Сибири Алексей Шабанов. – В основном она связана с ценой поездки. Реальная сумма сейчас в районе 22 рублей. Но мы, как видите, ездим почти в два раза дешевле. Это объясняет и плохое состояние самого транспорта, и низкий сервис. Вот сейчас мы говорим о проблеме водителей-иностранцев, которые в основном и трудятся на транспорте. Замены им нет, потому что за такую зарплату российский гражданин работать не пойдёт, а гастарбайтер будет. 

С этим соглашается  Александр Шевченко. «У нас самый дорогой бензин, а цены на проезд невысокие», – поясняет он. В результате и зарплаты низкие. Однако самостоятельно поднять цену за проезд транспортные фирмы и частные предприниматели не могут. «Себесто-имость, о которой говорят, пока не доказана, – рассказывает начальник отдела транспорта и связи департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска Евгений Шумейко.  – Для подтверждения формирования тарифа нужно, чтобы одновременно 10 организаций предъявили доказательства необходимости повышения цен». Как он пояснил, сейчас сделать это могут только пять транспортных компаний – половина от нужного числа. 

«Мы сегодня работаем по заниженному тарифу. Соответственно, приходится экономить на всём. Большинство компаний могут показать свой доход, а расход – нет: не складируются накладные, чеки на бензин и ремонт транспорта, потому что для этого нужно брать на работу дополнительных людей, а средств на это нет», – приводит довод  Александр Шевченко. Алексей Шабанов полагает, что иркутским частникам «не хватает общественной воли». «В Ангарске проезд за 16 рублей смогли подтвердить. Там что, люди лучше, чем в Иркутске, живут?» – говорит он.

Тем не менее необходимость повысить стоимость проезда в общественном транспорте – лишь одна из проблем отрасли, активно обсуждаемых перевозчиками. Александр Шевченко отмечает, что, как только ценник вырастет, придётся столкнуться с новыми трудностями: «Нам нужны единая схема движения, расписание автобусов. Потому что сейчас всё это работает абсолютно стихийно и безнадзорно. Нужно, чтобы конкуренты не мешали друг другу на дороге, не устраивали гонок в битве за свою копейку». 

«Конкуренция на дорогах действительно очень высока», – говорят специалисты. Недавно выяснилось, что многие из популярных среди пассажиров маршрутов  нелегальны. Всё это – результат борьбы за доход. Автобусы и маршрутки, работающие под номерами 3к, 10тэц, 24, 38, 59, 69к и 80к, появились на дорогах без ведома надзорных органов. «По сути, некоторые частные предприниматели поставили себе номера и накатывают теперь по улицам, зарабатывая деньги, – рассказывает Евгений Шумейко. – При этом они практически дублируют уже утверждённые нашим комитетом маршруты. Сейчас в отношении части из них начаты судебные разбирательства». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры