издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь на высокой ноте

  • Автор: Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ

В минувшую субботу исполнилось сорок дней, как ушёл из жизни Дмитрий Иванович Басков, великолепный пианист, опытный педагог и замечательный человек. Со стороны он мог показаться кому-то замкнутым и необщительным. Однако стоило Баскову сесть к инструменту, и подобное ощущение у людей исчезало. Те, кто обладает способностью понимать подлинную музыку, не могли остаться равнодушными. Душа пианиста объединялась с душами слушателей в едином порыве. И сейчас горько сознавать, что этого музыканта, дарившего публике подобные минуты, уже нет на свете.

Вникая в музыкальную историю Иркутска, я часто обращался к Дмитрию Ивановичу с тем или иным вопросом. Он всегда давал точные и, я бы сказал, выразительные ответы. Помимо широчайших познаний в области музыкального искусства, Басков обладал прекрасной памятью. И ему было что вспомнить. 

Дмитрий Басков появился на свет в музыкальной семье. Его мать, Ольга Дмитриевна, была хорошей пианисткой. В своё время она училась в Оренбурге у Софьи Федотовой, матери легендарного Мстислава Ростроповича. Вскоре после приезда в Иркутск Ольга Дмитриевна поступила на работу в детскую музыкальную школу № 1, где проработала долгие годы. Её дочь Лидия Баскова также связала свою жизнь с фортепиано. Она окончила Иркутское музыкальное училище. О её судьбе мне рассказала Тамара Самуиловна Кузнецова, преподаватель первой музыкальной школы, заслуженный работник культуры России. Как оказалось, Лидия Ивановна большую часть жизни прожила в Ленинграде, где работала концертмейстером в училище имени Вагановой. По словам Тамары Самуиловны, её там очень ценили. 

Именно под руководством сестры маленький Дима прошёл дома программу первого класса музыкальной школы, после чего поступил сразу во второй. Было это в 1946 году. Занимался Басков в классе Лидии Ивановны Сахарниковой, которой довелось работать с несколькими поколениями юных иркутских музыкантов. 

Листаю пожелтевшие страницы послевоенных иркутских газет. Музыкальной критикой, прямо скажем, они не изобилуют. Но вот в одном из номеров «Восточки» я натыкаюсь глазами на заметку под заголовком «Отчётный концерт детской музыкальной школы». Автор заметки – один из ведущих иркутских вокалистов того периода, человек удивительной творческой судьбы Александр Авдеев. Оценивая выступления учеников фортепианного отделения, которые учатся во втором и третьем классах, он отмечает, что особенно выделяется среди них Басков. А учился будущий пианист всего лишь во втором классе, то есть это был первый год его обучения в музыкальной школе.

В 1951 году Дмитрий Басков поступил в музыкальное училище, где его педагогом по специальности стала молодая пианистка Любовь Семенцова, имя которой и сегодня в Иркутске на слуху. Чаще всего её вспоминают как педагога Дениса Мацуева. После училища Басков поехал в Ленинградскую консерваторию, где стал учиться в классе знаменитого музыканта Юрия Брюшкова. Окончив консерваторию, молодой пианист вернулся в Иркутск и практически сразу стал активным участником музыкальной жизни города.

Дмитрий Иванович вспоминал, что первое выступление на сцене Иркутской филармонии потребовало от него больших эмоциональных затрат. Вместе с симфоническим оркестром он играл Второй концерт Рахманинова. Дирижёр Игорь Соколов благожелательно отнёсся к молодому пианисту, что было немаловажным стимулом для успешного начала профессиональной карьеры. Концерт прошёл хорошо, хотя впоследствии Дмитрий Иванович замечал, что теперь понимает это произведение совсем по-иному, а то исполнение было сравнительно «незрелым». Но главное, что старт был дан. С этого времени Дмитрий Басков постоянно выступал перед иркутянами с различными концерт­ными программами. Музыковед Ирина Харкеевич писала о Баскове: «За ним быстро утвердилась репутация широкомасштабного пианиста, которому по плечу серьёзные творческие задачи».

В одной из наших бесед Дмитрий Иванович припомнил, что в шестидесятые годы часто выступал в студии Иркутского радио. Например, там были записаны дуэты солисток филармонии Зои Дмитрусенко и Александры Бери, которым он аккомпанировал. Басков сетовал, что большинство подобных записей бесследно сгинуло: одни размагничивались сразу, другие хранились в течение определённого срока. И всё же кое-какие записи выступлений Баскова в фонотеке радио отыскать удалось.

Особая страница деятельности Дмитрия Баскова – его сотрудничество с Иркутским телевидением. На протяжении нескольких лет (1967–1973) там шли очень интересные циклы музыкальных передач, которые вёл легендарный иркутский музыковед Владимир Сухиненко. Басков участвовал во многих передачах этих циклов, вживую исполняя большинство произведений, о которых рассказывал Сухиненко. Стоит отметить, что в передачах звучали не только творения классиков, но и произведения современных на тот момент авторов, например Сергея Слонимского.

Ещё в начале шестидесятых, сразу после окончания консерватории, Дмитрий Иванович Басков пришёл на работу в Иркутское музыкальное училище. Вот что рассказывает музыковед Лидия Пухнаревич: 

– Я встретилась с ним, когда стала работать в музыкальном училище. Было это в 1962 году. А Дмитрий Иванович пришёл туда за год до этого. Но мы работали в училище недолго. Дело в том, что в пединституте был организован музыкальный факультет и целый ряд музыкантов отправились работать туда. Среди таковых были певица Раиса Кушакова, пианист Юрий Филлер, хормейстер Владимир Ульянов, музыковед Ирина Харкеевич. Вот и мы с Дмитрием Ивановичем перешли в пединститут из училища. Трудились на одной кафедре 25 лет. Потом я ушла, а он ещё работал и работал. Это был педагог по-настоящему профессиональный и очень требовательный. Обладал огромным интеллектуальным багажом. Вспоминаю: встретятся Басков и Сухиненко, оба энциклопедически образованные, так часами разговаривают друг с другом. 

Также в стенах пединститута с Басковым долгие годы работал хорошо известный иркутянам вокалист Николай Прошин, ученик выдающегося советского певца Пантелеймона Норцова. Много лет Прошин и Басков выступали в творческом союзе, знакомство с которым подарило иркутянам немало приятных эмоций. Вот что писала об их содружестве Харкеевич: «Работая каждый в своём направлении, Прошин и Басков добились хороших результатов, о чём свидетельствовал их первый большой совместный концерт. Чувствовалось, что музыканты старались не просто добиться хорошего ансамбля, а войти в прочный контакт, основанный на глубоком и одинаковом понимании исполняемой музыки, на стремлении к правде и выразительности».

В последние годы Дмитрий Иванович Басков вновь работал в Иркутском музыкальном училище, именующемся сегодня колледжем имени Шопена. Занятиям со студентами он уделял немалую часть своего времени, применяя разнообразные, подчас нестандартные педагогические приёмы, которые помогали студентам совершенствовать свои навыки. Антон Волков, выпускник нынешнего года, занимавшийся в классе Баскова, рассказывает: «Дмитрий Иванович помимо выпускной программы готовил меня технически. Он давал несложные этюды, которые дети играют в музыкальных школах в пятом или шестом классе. Казалось бы, что же это такое для музыкального училища? Тем не менее, когда я эти этюды играл, Басков вдруг находил в игре недостатки. И приходило осознание того, что этюд, который дал преподаватель, не такой уж и простой, если хорошенько покопаться в нём. Вот так Дмитрий Иванович ставил технику моей игры с помощью простых этюдов и упражнений». 

До последних дней жизни Дмитрий Басков участвовал в концертной жизни города. Нынешней осенью он вместе со своими коллегами готовил концерт, посвящённый самобытному поэту Гарсиа Лорке. Концерт этот прошёл в органном зале 17 ноября, однако Дмитрию Ивановичу не удалось в нём поучаствовать… 

Одним из главных качеств Баскова было бесконечное стремление к совершенству. Он был очень требователен по отношению к своим ученикам, однако наиболее высокие требования предъявлял к себе. Вот один эпизод из недалёкого прошлого. В декабре минувшего года я пригласил Дмитрия Ивановича поучаствовать в вечере памяти Сухиненко, проходившем в Музее истории Иркутска. К моей великой радости, Басков выступить согласился. Однако вечер начинался в два часа, а к четырём Дмитрию Ивановичу надо было идти в колледж, где у него были какие-то дела. Игра его была выразительна и красива, однако из-за того, что необходимо было спешить в колледж, Дмитрий Иванович, по его собственным словам, сыграл не так, как хотел. «Записывался ли вечер?» – спросил он меня потом. Получив утвердительный ответ, сказал: «Обязательно сотрите моё безобразие». А ведь все знают, что Басков попросту не мог играть безобразно. Всё дело в тех требованиях, которые он предъявлял к себе. 

Надо ли говорить, какой невос­полнимой утратой стал уход Баскова для его коллег, учеников, а также всех, кто соприкасался с его светлым искусством. Память о Дмитрии Ивановиче Баскове будет жить ещё очень долго. Тем более что его ученица, а затем и коллега по пединституту, знаток истории фортепианного исполнительства в Иркут­ске Наталья Морозова мечтает написать книгу об этом удивительном человеке.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры