издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Cистема «Глот» и Новый год

  • Автор: Анна КАПЛАН

Декабрь – традиционно более урожайный месяц в сборе коммунальных платежей, чем предыдущие: люди стремятся не встречать Новый год с долгами. Коммунальщики многое делают для того, чтобы подкрепить желание абонентов следовать этой примете.

МУП «Ангарский водоканал» в декабре не просто активизировало работу с должниками, но и начало тестирование разных её форм. Город был условно поделён на районы, в которых использовались разные форматы общения с людьми, накопившими задолженность. Это обзвон инспектором (с абонентами разговаривает не автомат, а живой сотрудник), доставка курьером требований о погашении накопленного за три и более месяцев долга, объявления на подъездах с указанием сумм задолженности и номеров квартир, хозяева которых копят долги. Разосланы по адресам 4000 претензий о задержке оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения – их получили те, кто не платил за воду 9–12 месяцев. Около 200 семей, задолжавших «Ангарскому водоканалу» за воду, в ноябре и повторно в декабре получили под роспись уведомления, что в случае непогашения долга им будет «ограничена услуга водоотведения» – отключена канализация. В декабре такие же уведомления вручены ещё 161 семье. 

С мая в Ангарске используется система «Глот», позволяющая, не проникая в квартиру, приостановить отток из неё канализационных стоков. «Глот», как видеозонд, используемый в эндоскопии, «видит» трубы изнутри. В трубу, идущую к конкретной квартире, через чердак вводится пластиковая решётка, которая сперва замедляет отток нечистот, а позже закупоривается ими. Аналогичные системы (правда, проникающие в канализационные стояки из подвала) уже несколько лет используются на Украине. Российская разработка родом из Новосибирска и в разы дешевле украинской. Ангарчане первыми в регионе приобрели «Глот» и используют его не только в Ангарске, но и по заявкам управляющих компаний выезжают в соседние посёлки и города.

Угроза отключения канализации весьма действенна. Значительная часть ангарчан, получивших уведомления, свои задолженности за воду погашает: кто-то сразу, кто-то заключает с «Водоканалом» соглашение о рассрочке платежа. В ноябре из 189 абонентов, получивших в октябре предупреждения, 97 произвели оплату на общую сумму свыше 434 тысяч рублей. 36 абонентов погасили задолженность уже после того, как ощутили на себе все неудобства жизни с неработающим унитазом (сумма погашенного долга – 106,5 тысячи рублей). 29 абонентов произвели частичную оплату и подписали гарантийные обязательства с графиком погашения задолженности. Тем не менее в Ангарске есть квартиры, где Новый год встречали с «ограниченным водоотведением», и далеко не все эти квартиры пустующие. 

Особенно оперативны юридические лица, работающие на первых этажах жилых домов. Юристы «Водоканала» поражаются: месяца от получения уведомления владельцам магазинов и парикмахерских на то, чтобы погасить долги, не хватает, зато, увидев слесаря на пороге, на противоположный конец города они успевают доехать быстрее, чем слесарь поднимается на чердак. Лучше проявить оперативность, чем работать с отключённой канализацией, а потом ещё и платить за демонтаж заглушки. Все 12 ангарских объектов коммерческой недвижимости, собственники  которых дотянули-таки осенью до «ограничения водоотведения» с использованием установки «Глот», уже погасили задолженность, заключили договоры на водоснабжение и водоотведение и получили возможность снова пользоваться раковинами и унитазами. 

По действующим в Российской Федерации Правилам оказания коммунальных услуг ограничение их предоставления возможно при наличии долга более чем за три месяца. При этом ограничиваться может не только та услуга, за которую семья задолжала. Например, при долге за тепло может быть введено ограничение на электроснабжение квартиры, а при долге управляющей компании так же, как и при долге за воду, может быть ограничено водоотведение. «Водоканал» сотрудничает с рядом местных управляющих компаний и ставит заглушки тем, кто должен и за воду, и за обслуживание жилья. Разумеется, столь жёсткая мера не применяется к многодетным семьям, инвалидам и другим людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Вряд ли это заслуга только «Глота», но в декабре ангарчане внесли в адрес «Водоканала» 125% суммы ежемесячных начислений. Если учесть, что в ноябре этот показатель составлял 94%, динамика весьма оптимистичная. В январе результативность применявшихся мер воздействия на должников будет проанализирована на основе статистики платежей, поступивших из разных районов города.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер