издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Взять высоту

В Иркутской области впервые прошёл конкурс профессионального мастерства машинистов мостовых кранов, организованный ОАО «Иркутскэнерго». Соревнования подобного рода никогда ранее не проводились в Сибирском федеральном округе.

Крановщик – профессия ответственная, об этом говорят все, кому хоть раз пришлось столкнуться со спецификой работы на крановых установках. Эта работа требует ответственности и усидчивости, справиться с ней могут лишь по-настоящему внимательные и опытные специалисты. Однако для большинства людей результаты труда крановщиков остаются незаметными: иногда кажется, что оборудование ремонтируется само и дома растут сами по себе, а работа важных инфраструктурных объектов организуется самостоятельно, без посторонней помощи.

Однако это вовсе не так, объясняют специалисты. Отлаженная работа, например, ТЭЦ, обеспечивающей теплом город, лишь показатель совместного мастерства и опыта специалистов всех служб, которые трудятся на благо предприятий. Часто оказывается, что их работа, иногда довольно тяжёлая и монотонная, остаётся незаметной для посторонних глаз. Труд машинистов кранов как раз и относится к числу таких профессий. Несмотря на всю важность, его почему-то принято недооценивать.

Чтобы восполнить этот пробел, в ОАО «Иркутскэнерго» решили организовать конкурс мастерства среди своих филиалов и дочерних зависимых обществ, где работа машинистов крана является краеугольным камнем успеха всего предприятия. В каждом филиале регионального энергетического гиганта есть специализированные бригады для работы на кранах и их обслуживания. 

– Я хочу подчеркнуть, что профессия крановщиков нами высоко ценится, и мы хотим наглядно показать это всем нашим работникам. Другая цель соревнований – рост престижа профессии машинистов кранов, совершенствование уровня подготовки, укрепление знаний, необходимых на производстве, – говорит заместитель главного инженера по промышленной безопасности, надёжности и охране труда Людмила Марова. – Мы будем выбирать лучшего, но нужно понимать, что им станет не только профессионал высокого уровня, но и тот, у кого по сравнению с другими будут крепкие нервы и сильная внутренняя установка. Он и станет победителем. Тем, кто окажется не столь удачлив и спокоен, могу сказать – отчаиваться не стоит. В будущем мы ещё планируем проводить такие соревнования, так что всё впереди.

Местом проведения конкурса была выбрана Усольская ТЭЦ-11, где располагается обширная производственно-техническая база учебного центра ОАО «Иркутскэнерго». «После долгого выбора мы решили, что собрать работников практически всех областных филиалов лучше всего именно здесь», – говорит начальник службы производственного контроля и промышленной безопасности Константин Карнаухов. По его словам, уровень участников соревнований, за редким исключением, очень высок и выбрать лучшего из полутора десятков претендентов на победу было очень непросто.

Победитель соревнований в этом году определялся по итогам четырёх этапов, которые группы участников по 3-4 человека проходили одновременно. Два этапа были нацелены на знание теории, другие – на оценку практических навыков работы.

– Теория будет весьма разноплановой, – рассказал Константин Карнаухов перед началом соревнований. – В ней участники будут отвечать на вопросы, заданные в билетах, а также комментировать фотографии, предложенные судьями. На изображениях им нужно будет найти технические ошибки при производстве работ с применением грузоподъёмного механизма. Всё это сделано для того, чтобы выявить уровень подготовки по вопросам безопасности, – объясняет он. – То, что было в колледжах и институтах, только теория, а здесь люди работают, практически применяя свои опыт и навыки. Одно дело просто знать правила, а другое – эксплуатировать достаточно громоздкое, длиной больше трёх десятков метров, оборудование в непростых условиях котлотурбинного цеха.

Вторая часть конкурса, по задумке организаторов, продолжилась уже на практике – в цехах ТЭЦ-11. Наблюдать за работой машинистов даже для человека, незнакомого с разновидностями кранов, – особое приключение. Оказавшись впервые в цехах теплоэлектростанции, понимаешь, что попал в другой мир, описанный в романах советских фантастов, где всё окружающее пространство состоит из много­уровневых коридоров, опутанных сетью труб, лестниц, подъёмников и нагромождений различного оборудования. Или внутри космической станции, где постоянно что-то работает, перемещается и блестит. Именно там, в помещениях турбинного и котельного цехов, машинисты выясняли, кто лучше, быстрее и точнее перенесёт груз по определённой траектории из одного места в другое, преодолевая препятствия в виде перекладин, стоек и заграждений, не уронив их. Работа оказалась прямо-таки ювелирной: не так-то просто поднять на огромном крюке бадью или контрольный груз, которые из будки машиниста крана кажутся крошечными, и установить точно в центр предложенной мишени. 

– Выглядит красиво, но как это может пригодиться на ТЭЦ? – глядя на слаженную работу крановщиков, спросил корреспондент «Сибирского энергетика».

– Весь ремонт нашего оборудования, от которого зависит теплоснабжение городов, осуществляется с применением мостового крана, – объясняет Константин Карнаухов, рассматривая происходящее в турбинном зале, где ни на секунду не утихают звуки от работы паровых турбин и другого оборудования. – Если с ним что-то случится или квалификация крановщика окажется ненадлежащей, последствия могут быть разными – дорогостоящий ремонт, упущенные сроки. Крановщик, с одной стороны, рабочий, но с другой – его труд стоит особняком, – продолжает главный судья соревнований. – Для снятия крышки цилиндра турбины – там допуск идёт на миллиметры, – представляете, какая нужна «ловкость рук», точность движений, чтобы поднять 20-тонную крышку с этой махины, а потом вернуть её ровно на место?

Во время конкурса свои знания участникам пришлось продемонстрировать не только в кабине крана,
но и за учебным столом

Именно поэтому, по словам Карнаухова, чаще всего машинистами кранов трудятся женщины – они лучше подходят для такой ответственной работы, где нужны постоянные концентрация и спокойствие. Но и мужчины стараются не отставать, постоянно конкурируя со слабым полом. Средний возраст машинистов около 35–40 лет, раньше стать опытным крановщиком практически невозможно:

– Обычно будущие крановщики начинают работать в качестве стропальщиков – людей, которые на земле помогают машинисту захватить крюком груз. Потом проходят специальное обучение, затем возвращаются к нам и снова обучаются, сдают экзамены, проходят стажировку и лишь затем попадают в кабину крана, – рассказывает Константин Карнаухов. – Кран сам по себе достаточно сложный механизм: в работе крановщика есть свои особые нюансы, из-за которых это оборудование и ценится в системе на вес золота, за ним нужно постоянно следить. Поэтому и машинисты кранов не просто рабочие, а специалисты с высокой ответственностью, – говорит он, пока ведёт собеседников в котельный зал, где участники соревнований уже на другом кране также пытаются успешно пройти своё конкурсное задание – как можно точнее установить груз в предназначенном месте в условиях плохой видимости по сигналам стропальщика.

– Мы работаем в соответствии с технологической картой, соблюдение условий которой и предстоит выполнить конкурсантам наиболее точно, – объясняет суть задания старший судья этапа Вячеслав Ковацкий. – После осмотра крана машинист спускает подвеску, зацепляет бадью с грузом, поднимает её, переносит через балку и опускает в очерченные рамки. Этот этап не на время, как в турбинном отделении, а на знание технологий, точность и чёткость работы со стропальщиком. Эти соревнования очень близки к идеалу, – делится специалист, – не только по уровню подготовки, но и по профессионализму участников, только вчера опробовавших здешнее оборудование, с которым прежде не работали. К нему ведь тоже нужно привыкнуть, понять особенности его работы.

Лучше всего пройти полосу препятствий и ответить на вопросы теоретической части получилось у машиниста крана цеха организации ремонтов ТЭЦ-6 (Братск) Валерия Мокана, который и стал победителем соревнований. Как рассказывает Валерий, несмотря на более чем 23-летний опыт работы, соревнования показались ему довольно сложными. В первую очередь из-за самих кранов, где система управления отличалась от той, с которой он привык работать. «С этим, правда, столкнулись почти все участники, – говорит победитель, отмечая, что на этом его трудности и закончились. – Хорошо помогали здешние профессионалы – Владимир Лямин и другие работники ТЭЦ-11». Второе место, которое от победителя отделила всего одна десятая балла, заняла машинист ТЭЦ-11, принимавшей соревнования, Альфия Бугаевская. «Бронзу» завоевал Алексей Брюховецкий, специалист Усть-Илимской ГЭС.

Все участники соревнований в торжественной обстановке были награж­дены ценными подарками и сувенирами. Трое победителей обещают: если им вновь выпадет возможность принять участие в таких соревнованиях, согласятся обязательно, ведь «это не только праздник, но и способ улучшить свои занятия и повысить квалификацию, а также пообщаться с коллегами».

– Мы специально выбрали это время, стык зимы и весны, – говорит начальник службы производственного контроля и промышленной безопаснос­ти Константин Карнаухов. – Скоро лето, в апреле-мае начнутся все основные ремонты и никто просто так не отпустит квалифицированный персонал. Эта профессия наиболее востребована с начала апреля по сентябрь. Квалификацию нужно постоянно повышать, чтобы улучшить качество ремонта, ведь, не дай бог, если что-то случится с краном, это для станции может обернуться настоящим кошмаром: можно войти в отопительный сезон без достаточной готовности оборудования, сорвать получение паспорта готовности филиала к работе в осенне-зимний период. От крановщиков многое зависит. Это очень важный для нас персонал, люди, которые на своём месте работают годами, постоянно совершенствуясь и помогая компании достичь высоких результатов.

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector