издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирь и не только в фотографиях Бориса Дмитриева

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА

Фотохудожник Борис Дмитриев – коренной иркутянин. Его фотоаппарат создаёт образ старинного сибирского города, которому не обойтись без уходящего и вечного – излюбленных тем искусства. Роль культуры – всегда охранительная, и Борис Дмитриев показывает Иркутск и природу Сибири достойными лучшего отношения. Совершает он и заграничные фотосессии. Йосемитский национальный парк, Сан-Франциско, Аляска – его открытия начала 1990-х, а сейчас – статуи Будд и лики божеств Ангкор-Вата, цветы Таиланда, пагоды Вьетнама. Результат поездок – не мимолётные снимки туриста, а всё та же планомерная работа по отбору краеугольных объектов созерцания, того, что достойно внимания. Снимки Бориса Дмитриева выглядят фундаментально. Он утвердился в своём взгляде на мир, он уверен в его основательности, и его зритель получает от работ мастера не только эстетическое наслаждение, но и точку опоры, образ мира, в котором хочется созидать.

« Наверное, я – романтик, – говорит фотохудожник. – С раннего детства довелось прикоснуться к природе, разнообразию растений, красоте цветов, тонких ароматов, с детства помню запах мёда и парного молока, звёздное небо и огромный диск луны. Позднее я увидел море и горы и теперь каждый год ухожу в Саяны. О Байкале можно уже и не говорить. И всё это стремлюсь запечатлеть – раньше на бумаге и холсте красками, а пройдя эту школу – на фотоплёнке» .

Первые русские фотографы XIX века, по словам Бориса Дмитриева, были выпускниками Академии художеств, что обеспечило высокое качество их работ и признание в Европе. В детстве он посещал изостудию Дворца пионеров, в годы учёбы в мединституте – студию художника Бориса Лебединского. Фотографом-ремесленником ему быть не хотелось. Профессиональная работа в медицине обеспечила независимый поиск в области фото­искусства. «В изобразительном искусстве я всегда ориентировался на реалистическую школу, а в фотоискусстве звездой первой величины для меня является американский фотохудожник Ансел Адамс, именем которого назвали одну из вершин в горах Калифорнии». Эти слова многое говорят о самом Дмитриеве – в своём стремлении к вершинам искусства он уходит в горы, чтобы соразмерять их масштаб со своими представлениями о значимости человеческого духа. Это действительно романтика.

Последовательность характера сделала Борису Дмитриеву имя. С 1960-х он неуклонно проводит выставку за выставкой – не так часто, но всегда памятно для города и области. Он был первым из иркутских фотографов, кому предоставил свои залы Иркутский областной художественный музей. Его фотографии на холсте есть в музейном собрании. По посещаемости персональных выставок ИОХМ Бориса Дмитриева трудно с кем-либо сравнить, и его признание музеем далеко не случайно. 

 В этом году фотохудожнику исполнилось 75 лет. День рождения он отметил выставкой в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского. Как и в случае с художественным музеем, это неслучайное сочетание. Среда литературы близка Борису Дмитриеву в той же мере, как и среда изобразительного искусства. Изостудию во Дворце пионеров он посещал вместе с Юрием Селиверстовым, получившим всемирную известность книжного графика. Тридцатилетнее сотрудничество с писателем Валентином Распутиным дало такое явление, как книга-альбом «Сибирь, Сибирь…». В течение последнего года Борис Дмитриев работал над образом Кима Балкова – лауреата Большой литературной премии России, одного из старейших прозаиков сибирского региона. 

И наконец, он представил 75 работ на новой выставке в Иркутском областном художественном музее. Центральное её событие – презентация авторского альбома. Путь к нему пролёг через всю творческую жизнь фотохудожника. «Идея издания авторского альбома появилась у меня в 1969 году, после моей первой выставки «Старый Иркутск», после многочисленных публикаций АПН в журналах для зарубежья. Уже тогда я подготовил макет альбома и показал его Валентину Распутину. Ему моя идея понравилась, и он согласился написать предисловие. Ровно через год появился его очерк «Иркутск с нами», который стал первым «камнем» в фундаменте трёх изданий альбомов «Сибирь, Сибирь…». Фактически над проектом «Сибирь, Сибирь…» я работал более 20 лет. И вполне естественно то, что мне захотелось самому, без посторонней помощи, попробовать свои возможности в издании авторского фотоальбома. Подобрал работы, полгода ушло на макет, выбрал оптимальный объём – 1/2 от объёма последнего издания «Сибирь, Сибирь…», где было 500 страниц. Я считаю, что 500 страниц многовато. Уважение к читателю и зрителю взывает к чувству меры». Трудно вообразить, сколько пришлось просмотреть Борису Дмитриеву съёмочного материала, чтобы труд десятилетий предстал как гармоничное целое. Верность самому себе помогала в этом.

Обложка нового авторского альбома Бориса Дмитриева

За пятьдесят лет творческой деятельности у Бориса Дмитриева собрался и верный ему зритель не из одного поколения. Поэтому открытие выставки оказалось столь многолюдным праздником. Для иркутской культуры это показательно. Обходя выставку, можно увидеть и шестидесятые годы, и сегодняшний день. Над всем главенствуют образы природы – как и должно для Сибири с её удивительными уголками, остающейся в первую очередь природным образованием. За этим следует старый Иркутск – тоже в его природном, проверенном всеми суровыми стихиями облике зодчества. В портретной галерее деятелей российской культуры на нынешней выставке особо заметен большой портрет Кима Балкова с маленьким правнуком Юрой в неповторимом сочетании всё преодолевшей старческой мудрости и трогательного детства, покоящегося в надёжных руках. 

Борис Дмитриев, выслушав много восторженных слов, в том числе и об итогах, готовится к новому путешествию – в саянское высокогорье, чтобы успеть запечатлеть его в ещё первозданном виде. Период бурного нашествия современных технизированных варваров, сметающих в поиске природных богатств всё на своём пути, не даёт повода для оптимизма.

«В моих планах – подготовить к изданию фотоальбом «Саяны – Байкал», и хотя у меня достаточно архивных работ по этой тематике, я намерен обновить весь видеоряд, на что планирую потратить два года. Продолжаю работать над темой старого Иркутска», – делится фотохудожник. Помимо творчества Борис Дмитриев, идя в ногу со временем, работает по программе похудения и выглядит элегантно, как никогда. Открывающееся пятилетие готовит ему множество творческих открытий – солидная база опыта не даёт повода для сомнений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры