издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожная модернизация

В 2014 году на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание федеральной автомобильных дорог, проходящих по территории Иркутской области, выделено 6,8 млрд рублей. По всем запланированным на нынешний год объектам ведутся работы. Особое внимание уделено самой сложной и непредсказуемой М-55 «Байкал»: из-за перепада высот и крутых поворотов дорога имеет статус аварийно-опасной и не соответствует нормативам и категорийным требованиям. Руководством Упрдор «Прибайкалье» было принято решение о её максимальной модернизации.

Весенний максимум

Дорогу М-55 «Байкал», идущую по горной местности, начальник Упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук называет «новым коридором», который будет перестраиваться. Пару лет назад на горе Весёлой сделали полдесятка километров дополнительных полос в двух направлениях – в сторону Култука и Шелехова, чем значительно облегчили жизнь дальнобойщикам.

Нынче к этим пяти добавятся ещё шесть в Шелеховском районе (30–32 км, 34–36 км, 69–71 км). Участки расположены в пересечённой местности со значительными продольными уклонами и большим потоком большегрузного транспорта. На всех трёх подрядная фирма «Регионспецстрой» приступила к работам в первых числах мая. Успели снять растительный слой, произвести досыпку земляного полотна скальным грунтом.

Работы ведутся с опережением графика, чему способствует насыщенность людьми и техникой. На каждом из объектов трудится бригада асфальтоукладчиков. Одни заняты отсыпкой обочин, другие – ­

удлинением железобетонных труб, установкой знаков и разметкой. На участках устройства дополнительных полос для грузового движения в сторону подъёма предусмотрены однослойное покрытие из горячего мелкозернистого асфальтобетона на двухслойном основании, удлинение существующих железобетонных труб метрового диаметра, установка дорожных знаков, направляющих и ограждающих устройств и разметка проезжей части. На среднем участке работы выполнены на 90%, здесь уже завершается укладка верх­него слоя асфальтобетонного покрытия.

Куда сложнее ситуация с капитальным ремонтом шестикилометрового участка (57–64 км). 

Надо было строить объёздные дороги, чтобы сбросить на них транс­порт, проходящий по существующей магистрали, и при этом выполнять работы при невероятном движении машин. Большие узкие подъёмы, кривые малых радиусов, кругом дорожные знаки и регулировщики с флажками, бесконечные пробки. Для ограничения пропускной способности транспортного потока предусмотрено реверсное и кратковременное ограничение движения. 

А начинать пришлось с вырубки 16 га леса под устройство объездных дорог и разработки карьера со скальным грунтом для насыпи ремонтируемой трассы.

– Эти 6,3 км разбиты на два участка, – рассказывает замдиректора генподрядного ООО «Регионспецстрой» Сергей Сасун. – Сейчас работаем на трёх – это первая очередь комплекса. В нашем распоряжении одной техники 60 единиц. И такое же количество специалистов, каких по­искать. Это и главный инженер дорожного комплекса Владислав Скоромец, начальники участков Михаил Бояркин и Владимир Дымченко, прораб Юрий Афанасьев, водители КАМАЗов Владимир Младзяновский, Сергей Пержу, Иван Литвинец, экскаваторщики Фёдор Спесивый и Сергей Прокопенко. Большой опыт они получили при возведении улиц Байкальской, 3 Июля, Степана Разина в областном центре. 

На ремонтируемом участке дорожникам пришлось повозиться с восстановлением насыпи, чтобы довести её до проектных отметок, капитально заняться укреплением откосов, заменой водопропускных труб на металлические гофрированные, устройством водоотводных лотков, металлического барьерного ограждения. Его придётся установить на 8,5 км по обе стороны насыпи. А ещё возвести 500 метров подпорных стенок из габионов. Ну а самое главное – смена дорожной «одежды».

Мы зачастую ругаем дорожников за рытвины, выбоины, гребёнки. С пуском этого участка о них можно будет забыть, поскольку здесь внедрены новые способы укладки полотна. Работа идёт поэтапно: в одном месте разрабатывается выемка, в другом идёт укладка чёрного щебня, крупнозернистого асфальта. При этом выполняются работы при постоянном движении автотранспорта. 

– Не стану говорить, что мы привыкли к чрезвычайным ситуациям, они на М-55, конечно же, всякий раз неожиданны, – не раз слышал от Сергея Анатольевича. – Но непредсказуемость держит нас в форме, не позволяет расслабиться, исключает халатность и безалаберность. Наша задача – защитить дорогу, преобразовать её из трассы повышенного риска в максимально безопасную для движения. Насколько это удастся, судить будут автомобилисты осенью. 

Пока же дорожники продолжают наводить марафет на первом пусковом комплексе. 

Култукский путепровод

Самой трудной и сложной задачей сезона является реконструкция, точнее строительство, нового путепровода взамен аварийного на 96 км трассы в районе населённого пункта Култук. Старый, построенный в 1959 году, за полвека существования приобрёл ряд дефектов и разрушений, его габариты (6,8 м) не соответствуют нормам и требованиям для дорог второй технической категории. Трасса ограничена с одной стороны горным склоном, с другой – полотном железной дороги у его подножья.

Строящийся рядом новый путепровод будет пересекать железную дорогу под углом 51 градус, полная его длина 110 метров, габарит проезжей части увеличится до 15 метров, пролётное строение – сталежелезобетонное, стоимость объекта – 940 млн рублей. В связи со сложным рельефом и смещением путепровода проектом пре­дусмотрено строительство примыкающих к нему подходов длиной более 700 метров и 310 метров подпорных стенок.

– Срок строительства по кон­тракту – 32 месяца, – рассказывает заместитель директора по производству генподрядного ООО МК-162 Шамиль Халиков. – Мы взяли обязательство сдать объект к концу 2015 года.

МК-162, известная со времён строительства БАМа, базировалась в Железногорске, два года назад перебралась в Иркутск, обустроила базу и успела сделать 11 км дороги «Вилюй» в районе Маркова, а ещё 100-метровый железобетонный мост через реку Малая Тира. В начале апреля приступили к разработке выемки под сооружение Култукского путепровода. 

– Довольно сложная 600-метровая выемка, верхняя её точка была расположена на 32-метровой высоте, – рассказывают строители. – На сегодняшний день из общих 420 тыс. кубов грунта изъято 260.

– Разрабатываете выемку с помощью взрывов? 

– Пока обходились механическим способом: бульдозерами, экскаваторами, но, когда дойдём до нижнего горизонта, где сплошная скала, без взрывов не обойтись. На путепровод все материалы вплоть до металлоконструкций заказаны, в сентябре улан-удэнский завод обещает их поставить. Сложность наступит, когда начнётся процесс монтажа пролётов над железнодорожными путями с их контактной сетью. 

На объекте великолепный вахтовый посёлок на 140 человек, здесь сосредоточены полдесятка экскаваторов, четыре бульдозера, 23 само­свала, катки. Работа идёт с большим опережением графика. 

– За лето мы должны завершить разработку выемки, установить пару подпорных стенок и три 10-метровые опоры, – говорит Шамиль Халиков. – Пролётные строения будем собирать и монтировать в зиму; монтаж габионовой стенки у кафе и укладку асфальта – летом следующего года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры