издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Период восстановления

Иркутская мэрия отчитывается за проведение работ в аварийных домах

Представители администрации Иркутска в понедельник проверили ход восстановительных работ сразу на двух городских объектах – жилых домах в центре. Причины реконструкции строений разные: в одном произошла авария в результате взрыва газа, другой оказался аварийным из-за производственного брака, оставшегося ещё с советских времён. Оба сооружения без вмешательства могли стать непригодными для жизни.

Второе новоселье

Взрыв бытового газа в доме по адресу: Пионерский переулок, 8 прогремел ночью 28 июня. По счастливой случайности никто из жителей не пострадал, чего не скажешь о самом строении, в котором позже начался пожар. В результате хлопка, произошедшего в квартире на четвёртом этаже, первый подъезд дома был практически разрушен: повреждения получили капитальные стены и несколько плит межэтажных перекрытий. Больше всего пострадали квартиры четвёртого и пятого этажей. Всех жителей тогда срочно эвакуировали под предлогом того, что оставаться в помещении было опасно – остатки потолка в буквальном смысле могли упасть на голову. 

Возмещение затрат на ремонт было решено выделить из резервного фонда – всего 6,1 млн рублей, а сами восстановительные работы планировали провести в течение полутора месяцев. Однако реконструкция затянулась и окончательно была завершена к первым числам октября. Хотя основная часть работ, как утверждают подрядчики, закончена в середине сентября.

Была произведена замена кровли и перекрытий пострадавших квартир, восстановлены наружные стены третьего, четвёртого этажей и подъезда, проведена замена внутренних перегородок, установка окон и дверей; сделан капитальный ремонт подъезда. Как рассказывают строители, восстановление разрушенных стен и перекрытий оказалось непростой задачей. Компания «Иркут-инвест» занималась проектными работами по восстановлению дома, а также вела авторский контроль.

Жители особо пострадавших квартир на время реконструкции переехали. «Работы начались с первого дня, – говорит начальник участка строительных работ в аварийном здании Андрей Старостин. – Главным было закрепить перекрытия, которые могли в любой момент рухнуть, особенно чердачные. Пока жильцы вывозили вещи, мы укрепляли стены и конструкции, шли сверху – сначала расцепляли перекрытия с чердака, иначе было очень опасно».

Сразу после взрыва чиновники пообещали, что переселением пострадавших на время ремонта займётся жилищный маневренный фонд. Там людям должны были выделить временную жилплощадь. Но никто из эвакуированных не согласился на условия проживания во временных муниципальных площадях, предпочтя остановиться у родственников либо где-то ещё:

– Нам предложили где-то общежитие, такой обшарпанный дом от муниципалитета, там жить было невозможно, – говорит хозяйка квартиры на третьем этаже Любовь Мелешина. Её квартира находится прямо под той, где в середине лета произошёл взрыв. 

О том, что теперь её дом полностью разрушен, пожилая женщина вспоминает с содроганием: «Слава богу, в тот момент я была за городом. Узнала о произошедшем по телефону – квартира на время моего отсутствия стояла под сигнализацией, и когда ремонтники начали взламывать замки, приехала охрана. Она и передала мой телефон, – рассказывает она. – Когда я поняла, что случилось, то не могла прийти в себя, мне было плохо. Ехала из-за города 200 км и ждала. Мне сказали, в спальне валялась бетонная глыба из потолка».

Сегодня Мелешина уже стоит в своей отремонтированной квартире, где восстановлен потолок и все нарушенные взрывом коммуникации; вставлены окна, двери и сделан косметический ремонт. Его жители должны были проводить сами, поскольку средств, выделенных из бюджета, хватило лишь на восстановление здания.

– Нам сразу сказали, что ремонт будет оплачен частично – стены будут восстановлены, а на отделку придётся раскошеливаться самим, – вспоминает женщина. – Поэтому это не стало новостью. Теперь вот считаю расходы: за ремонт, аренду квартиры, пока нас выселяли, и пользование гаража, где хранятся все вывезенные вещи. Но в целом претензий у меня нет. Мелкие недочёты существуют, но на то и есть строители – у них без мелких огрехов не бывает. Они как могли выслушивали пожелания и всегда оставались на связи.

Аварийный с торца

В доме на Пионерском переулке ремонт уже закончен, зато на ул. Гашека идёт полным ходом. Там строители не просто занимаются восстановлением части объекта после аварии, а пытаются сохранить его целиком. Сейчас ведутся работы по устранению аварийного торца и укреплению балконов.

Строение на Гашека принадлежит к серии домов 1-335С, которые строились в Иркутске и области на протяжении 60–70-х годов прошлого века. Это, как утверждают специалисты, самые неудачные модификации зданий, известные в народе как хрущёвки. В качестве ограждающих конструкций в них использованы однослойные стеновые панели, изготовленные из газозолобетона. Массовая застройка и брак проектирования привели в наше время к тому, что практически все эти здания находятся в аварийном состоянии. Сегодня в Иркутске насчитывается около 400 таких домов. Кроме того, они составляют значительную часть жилого фонда других крупных городов Приангарья. Все они нуждаются в укреплении каркаса и несущих конструкций, иначе не исключено, что такие здания просто не вынесут вес перекрытия, бытовой нагрузки и просто развалятся.

Кроме укрепления торца, в здании проводятся работы по ремонту балконов

В здании на Гашека, 7 пока проводится ремонт только одного торца – самого проблемного места этого дома. Связывают это с тем, что он ориентирован на северо-запад. Таким образом, именно на него приходится основная нагрузка: попадает большинство осадков, а солнца достаётся меньше всего.

– Это самое неблагополучное место для эксплуатации, а где тонко – там и рвётся, – говорит генеральный директор компании-проектировщика реконструкции «Иркут-инвест» Александр Петров. – 45 лет дом подвергался воздействию – вот бетон и расслоился. В результате за время жизни стены стали тоньше на 15–20 см.

Чтобы вернуть панелям здания стойкость, их усиливают армированным торкретом, увеличивая толщину на 10 сантиметров снаружи и на 8 внутри. К нынешнему моменту восстановительные работы выполнены от фундамента до третьего этажа. Целиком их обещают завершить к 30 октября, надеясь, что погода не подведёт. Если морозы всё же наступят, то это приведёт к задержкам и увеличению стоимости реконструкции, которая уже сейчас оценивается больше чем в 5,5 млн рублей, найденных по программе софинансирования ремонта.

Как рассказывают в мэрии, только на территории Правобережного округа насчитывается четыре похожих панельных дома с неполным каркасом, их ремонт планируется провести начиная с 2015 года также в рамках программы капитального ремонта объектов жилья, где 70% стоимости субсидируется из городского бюджета, а ещё 30% составляют взносы жителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры