издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Она очень хочет быть здесь»

В апреле в Иркутский планетарий прилетит Валентина Терешкова

Иркутский планетарий скоро будет работать для населения. В минувшую пятницу основатель группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук открыл планетарий «в рабочем режиме». Событие, которого ждали с 1986 года, свершилось. Дата открытия, 20 февраля, – хорошая. Это число находится почти посередине между двумя важными датами для иркутской астрономии. 105 лет назад, 15 февраля 1910 года, открылась астрономическая обсерватория ВСОИРГО, а 65 лет назад, 4 марта 1950 года, заработал первый Иркутский планетарий. 19 апреля состоится торжественная церемония открытия с участием космонавтов. Своё согласие приехать уже дала Валентина Терешкова.

Под куполом церкви

То, что 29 лет в Иркутске, «городе космическом», не было планетария, конечно же, нонсенс, потому что биография города знает не одного интересного человека, так или иначе занимавшегося проблемами космоса. Ещё до революции член ВСОРГО Руфин Пророков организовал первую научно-популяризаторскую астрономическую обсерваторию при музее общества. Он же десятки лет, до самой своей смерти, вёл астрономические бюллетени в местных газетах. Благодаря ему иркутяне знали об экспедициях Кулика, падении метеоритов, предоткрытии в 1928-м и открытии в 1930 году Плутона и многом другом. В 1929 году, когда открылся Московский планетарий, в Иркутске начала строиться широтная станция, преемницей которой сейчас является астрономическая обсерватория ИГУ. Уровень исследователей, работавших в те годы в Иркутске, был настолько высок, что их изобретениями интересовались на западе страны и за рубежом. Электроконтактный гелиостат, изобретённый в 1929 году одним из руководителей Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории Владимиром Трутневым, запросили обсерватории под Парижем и Ленинградом. Иркутск впервые услышал лекцию о возможности полёта на Луну в 1930 году. И читал её известный в то время инженер-конструктивист, один из организаторов первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов и механизмов в Москве в 1927 году, Александр Яковлевич Фёдоров. Любопытно, что в статье во «Власти труда» указывается, что Фёдоров уже сконструировал ракету для полёта на Луну и в 1930-1931 годах опытные полёты будут осуществлены. Иркутский астроном Руфин Пророков не побоялся возразить московскому инженеру – он заявил в статье в газете, что полёты на Луну невозможны. 

К 1948 году, когда впервые прозвучало предложение о строительстве в Иркутске планетария, город уже имел богатую «астрономическую» историю. Первый Иркутский планетарий в Троицкой церкви открылся 4 марта 1950 года. «В течение 12 лет Московский планетарий был единственным в нашей стране, пока не открылись планетарии в Костроме, Барнауле, Иркутске и Южно-Сахалинске…»  – писал в 1965 году в журнале «Земля и Вселенная» Константин Алексеевич Порцевский, поступивший на работу в Московский планетарий в том же 1950 году, когда в Иркутске открылся свой звёздный дом. Тогда это был первый и единственный планетарий за Уралом. Надо сказать, что и в 1970 году, когда Иркутский планетарий отметил своё 20-летие, к нему на территории Сибири и Дальнего Востока прибавился только один планетарий – барнаульский. К этому моменту в Иркутском планетарии было прочитано 17 тыс. лекций, которые посетили 1,1 млн человек. Более 27 тыс. лекций в первое двадцатилетие лекторы планетария прочли «на выезде» – в колхозах, на заводах, в полях. Лекторы того времени были великими энтузиастами, их имена, наверное, хорошо было бы увековечить в новом планетарии. Среди них те, кто был первым: Георгий Люшин, братья Виктор и Гурий Цепуриты, Анатолий Селезнёв, Сергей Филиппов. В 1986 году аварийное здание Троицкой церкви было закрыто, планетарию пообещали новое помещение, однако оно так и не было выделено. После этого существовало не менее восьми проектов постройки планетария, но до конца был доведён один – в 2010 году группа компаний «Метрополь» взялась за проект планетария в 130-м квартале и завершила его полностью на частные средства в 2015 году.  

На лунной фотоплёнке

На экранах музейного комплекса «Ноосфера» – анимационные картины. Летает робот Нейтрино, сменяются виртуальные пейзажи, погружаются «Миры» на дно Байкала. Шесть фильмов для «Ноосферы» сделала анимационная студия «Форсайт», 15 лет работающая в Иркутске. Фильмы «Форсайта» идут по всей стране – от Владивостока до Калиниграда. «Мы познакомились с людьми, которые продвигали идею Иркутского планетария, которая потом преобразовалась в комплекс «Ноосфера». Музей этот живой, мультимедийный. Тут всё – на стенах, под ногами – живое, шевелится, меняются картинки. Конечно, нужен был интересный контент. Нам было поручено сделать фильмы на все экраны в холле с правой стороны. Сделаны шесть фильмов по сценариям иркутских учёных. Всё это было нами переработано, приведено в художественную форму и с помощью компьютерной графики реализовано. Основная идея – путешествие Нейтрино через Вселенную. Из чёрной точки, частицы, способной проходить через любые объекты, он превращается в робота, так интереснее детям». Работа длилась два года, «Форсайт» за это время сменил парк компьютеров три раза, художники, специалисты приобрели уникальные навыки. Всего на проекте трудилось не менее 12 человек, среди них – иркутские художники Игорь Лесков, Юрий Базюк. Режиссёром выступил директор «Форсайта» Юрий Немеров. 

Только один день, день открытия планетария, в стенах музейного комплекса проходила выставка экспонатов, связанных с космосом, – метеоритов, книг по астрономии, астрономических инструментов, автографов космонавтов. Все эти космические реликвии хранятся в астрономической обсерватории ИГУ. Посетителям дали потрогать фрагмент Сихотэ-Алиньского железного метеорита. Метеорит весом 8,735 кг был передан в астрономическую обсерваторию ИГУ в феврале 2011 года комитетом по метеоритам РАН. Это так называемый «индивидуальный экземпляр», то есть фрагмент, отколовшийся от метеорита во время его полёта, а не кусок, который образовался при ударе о Землю. Таких фрагментов Сихотэ-Алиньского метеорита осталось немного, практически все они уже хранятся в музеях и обсерваториях. Экземпляр находится на хранении в астрономической обсерватории ИГУ и является государственной собственностью. На выставке были и фрагменты метеорита Царев, и Челябинского метеорита. 

На витринах были размещены автографы космонавтов и астронавтов, на выставку попали самые интересные. В архивах астрономической обсерватории ИГУ есть известный автограф Юрия Гагарина, о котором неоднократно писали в газетах. Автограф космонавта № 2 Германа Титова, космонавтов Бориса Волынова, Александра Полещука, несколько автографов Алексея Леонова разных лет. Посетители увидели фотографию с плёнки, которую привезли американские астронавты с Луны. На этом фото расписался сам Нейл Армстронг. В 1973 году Нейл Армстронг посетил Пулковскую обсерваторию, заведующая астрономической обсерваторией ИГУ Кира Мансурова ездила на эту встречу и привезла оттуда это фото, отпечатанное с лунных негативов. Есть в собрании астрономической обсерватории ИГУ автограф астронавта Томаса Стаффорда, бригадного генерала, участника четырёх космического миссий, командира «Аполлона-10», который маневрировал у Луны, не совершив посадки, участника программы «Союз – Аполлон». В 1975-м он был командиром американского экипажа программы. Его роспись на снимке Луны, сделанном в Иркутском астроклубе. Есть автограф первого вьетнамского космонавта Фам Туана, в ночь на 27 декабря 1972 года в ходе «рождественских бомбардировок» Северного Вьетнама авиацией США Фам Туан сбил бомбардировщик B-52. В 1979 году он был отобран для участия в советской программе «Интеркосмос», участвовал в полётах «Союза-38», «Союза-36», работал на ОС «Салют-6». Многие автографы были взяты в августе 1994 года на борту «Баргузина-1» во время десятого международного конгресса Ассоциации участников космических полётов, проходившего на Байкале, в Бурятии. Тогда на конгрессе были космонавты и астронавты Мохаммед Фарис, Джон Мак-Брайд, Джон Фабиан, Павел Попович, Анатолий Филипченко, Николай Рукавишников, Борис Волынов и другие. Тогда, в 1994 году, на конгрессе сотрудники астрономической обсерватории ИГУ просили председателя Российской федерации космонавтики Николая Рукавишникова содействовать восстановлению Иркутского планетария. Он обещал помочь, но, видимо, не получилось. На выставке есть автограф Бориса Волынова 2011 года, на фото он подписал: «Планетарию Иркутска желаю успехов…». 

Взгляд отрывается от фото с автографами, ведь рядом экземпляры газет апреля 1961 года, когда в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин – «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда». В витринах звёздного зала – астрономические книги, в том числе красивый том с золотым обрезом, на титульном листе год издания – 1866. Сочинение французского астронома Камиля Фламмариона из библиотеки Ивана Наумовича Язева. 

А в музейном комплексе «Ноо-сфера» – баночки с «едой космонавтов», пакетики с питьевой водой, клубника (сублимированные ягоды, использующиеся NASA для питания космонавтов). В коллекции – теплозащитная плитка с обшивки космического челнока «Буран», на витрине – скромная оптическая трубка АТ-1 с просветлённой оптикой. Когда-то при помощи таких трубок в Иркутске, как и в других городах СССР, наблюдали полёт первого спутника. В будущем в Иркутском планетарии, возможно, организуют постоянную экспозицию, пока же метеориты, книги и космическая еда отправились домой, в обсерваторию ИГУ. 

Ещё одно открытие

В витринах звёздного зала – астрономические книги, в том числе красивый том с золотым обрезом, на титульном листе год издания – 1866

В день открытия в планетарии побывал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, он должен был встретиться с инвестором проекта, основателем группы компаний «Метрополь» Михаилом Слипенчуком, но самолёт последнего задержался из-за плохой погоды. Тем не менее на встречу с журналистами Михаил Слипенчук прибыл. «В первый день по бурятскому календарю состоялось открытие нашего музейного комплекса «Ноосфера», – сказал он. – Можно сказать, что с сегодняшнего дня начинается его работа». Слипенчук подчеркнул, что торжественное открытие планетария состоится 19 апреля, будут приглашены космонавты, согласие уже получено от Валентины Терешковой. «Она очень хочет быть здесь, и надеюсь, что мы с вами сможем это организовать», – сказал Слипенчук. Он предложил назвать музейный комплекс именем ушедшего из жизни Михаила Щадова, который был одним из авторов идеи организации в центре Иркутска интересного научно-познавательного объекта. «Вначале этот объект задумывался как музей, но потом идея трансформировалась. Мы были с Дмитрием Семёновым на Патомском кратере, он заразил нас идеей планетария… Нам с Михаилом захотелось, чтобы здесь был планетарий. Был изменён проект, и очень сильно. Я благодарен нашим архитекторам и компании, которая занималась постройкой». Проект уникального здания, где на небольших площадях сосредоточено огромное количество техрешений, был разработан под руководством известного иркутского архитектора Елены Григорьевой, выстроен музей ООО «Фотон», гендиректором которого является Арсен Саакян, главным конструктором проекта выступил Сергей Лохтин. 

Купол для обсерватории изготовил опытный завод – филиал Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН. 

Оборудование звёздного зала было продемонстрировано журналистам ещё в декабре, на этот раз был показан фильм о чёрных дырах, а затем – о Солнечной системе. Оборудование поставляла фирма Barco, монтировали французские специалисты. Двухпроекторная система норвежской фирмы Projectiondesign, в 2013 году приобретённая фирмой Barco. В планетарии используются проекторы Projectiondesign серии F35. Программное обеспечение – астрономический симулятор Sky Explorer, который позволяет самостоятельно формировать лекционные программы вплоть до отрисовки траектории полёта космических объектов, рельефов далёких планет. В новом планетарии планируется как демонстрировать готовые фильмы (девять уже получены), так и создавать собственные – для этого есть специальная студия. 

«Мне бы хотелось, чтобы планетарий стал центром развития науки. Комплекс назван «Ноосфера» – это сфера продвижения мысли, по Вернадскому, от глубин Байкал до звёзд. Это место должно дарить именно такой импульс, – сказал Михаил Слипенчук. – Хотелось бы, чтобы центр объединял не только иркутян, но и Республику Бурятия и Забайкальский край, чтобы это был центральный планетарий Байкальского региона». Слипенчук предложил придумать слоган нового музейного комплекса «Ноосфера». «Давайте придумаем все вместе, может, объявим конкурс?» – предложил он.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры