издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подняли планку

Впервые соревнования среди крановщиков, задействованных в работе филиалов ОАО «Иркутскэнерго», состоялись ровно год назад. Тогда машинисты кранов собрались вместе, чтобы определить лучшего специалиста в своём деле. За прошедший год, утверждают организаторы, многое изменилось: в конкурсе добавились новые соревновательные этапы, значительно усложнились задания, изменился состав участников. Все эти составляющие в конечном итоге должны стать залогом высокого мастерства операторов кранов, которые играют важную роль в производственных цепочках региональных ТЭЦ, ГЭС, а также дочерних предприятий ОАО «Иркутскэнерго».

В этом году площадкой проведения конкурса мастерства среди машинистов мостовых кранов всех предприятий областного энергетического гиганта повторно стала усольская ТЭЦ-11, где располагается обширная производственно-техническая база учебного центра ОАО «Иркутскэнерго». Ежегодные соревнования среди крановщиков необходимы, отмечают организаторы, ведь от работы этих специалистов зависит успех всего предприятия, будь то ТЭЦ или ГЭС. «Крановщик – ключевая профессия рабочего звена энергетических производств: ни один ремонт или рутинная работа в цехах не обходится без их участия», – говорит ведущий инженер службы производственного контроля промышленной безопасности «Иркутскэнерго» Вячеслав Ковацкий. При этом в некоторых филиалах работает только один такой специалист. Часто он совмещает должность крановщика и слесаря. Это накладывает определённый отпечаток, ведь заменить такого специалиста практически невозможно. 

В целом, отмечают сотрудники, подготовка машиниста крана – довольно трудоёмкий процесс. Адаптация даже подготовленного крановщика к месту работы длится от шести месяцев до года. Чем выше квалификация работника, тем быстрее и безболезненнее он сможет встроиться в производственную схему. Именно поэтому конкурс профессионального мастерства среди машинистов кранов так необходим. «С одной стороны, это позволяет работникам, которые уже второй раз приехали на соревнования, постепенно повышать свой личный профессионализм, – объясняет Вячеслав Ковацкий. – С другой – чем больше участников к нам приедет, тем выше станет средняя подготовленность крановщиков к специфическим требованиям их профессии».

Сегодня профессия машиниста мостового крана объединяет молодых специалистов и опытных, мужчин и женщин. Из 16 участников нынешнего конкурса, приехавших со всего региона, три четверти – представительницы прекрасной половины. Эта тенденция была в прошлом году и, скорее всего, сохранится в будущем. «Женщин действительно больше, – подтверждает ведущий инженер группы развития и технического сопровождения ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго» Александр Бакеев. – Думаю, потому, что они не так сконцентрированы на карьерном росте, как мужчины, которые стараются совмещать специализацию крановщика со слесарем. Так у них появляется возможность для карьерного роста. Поэтому у мужчин сменяемость выше, они чаще уходят в другие сферы производства». Итогом стало то, что вся тройка призовых мест занята женщинами. В прошлом году победителем соревнований, напротив, стал мужчина – машинист крана цеха организации ремонтов братской ТЭЦ-6 Валерий Мокан. «Вместо него приехал молодой, не такой опытный специалист – в результате в этом году у ТЭЦ-6 только десятое место, – рассказывают организаторы. – Алексей Брюховецкий, бронзовый призёр прошлогоднего конкурса от Усть-Илимской ГЭС, в этом году стал четвёртым – по баллам до третьего места, которое заняла его землячка с местной ТЭЦ Анна Коноровская, он не дотянул совсем немного. Марина Романова в прошлом году выступала за Ново-Иркутскую ТЭЦ, теперь же, представляя ЗАО «Байкалэнерго», она стала второй. Как видите, ротации специалистов между филиалами тоже случаются». Победительницей конкурса в этом году стала Тамара Шиханова, выступавшая за хозяев площадки проведения конкурса – ТЭЦ-11. Третий этап – самый сложный – она прошла быстрее всех. Это, конечно, объяснимо: для неё кран оказался знакомым. Не добрав баллы на теории, она с лихвой всё компенсировала на практике.

В следующем году будет обсуждаться вопрос смены площадки соревнований. Так, по словам организаторов, они хотят добиться чистоты выборки победителей. «Если постоянно проводить конкурс в одном и том же месте, он перестанет отвечать своей главной задаче – повышению квалификации специалистов, – рассказывает Александр Бакеев. – Специалисты уже знакомы с особенностями кранов на Усольской ТЭЦ, нужно ознакомить их с оборудованием и в других филиалах. Кроме этого машинисты кранов готовятся не только к теории, но и к практике. Зная габариты и характеристики трасс в цехах ТЭЦ-11, они в своём филиале могут выстроить похожие препятствия, тренировать участника, что, с одной стороны, хорошо, но с другой – напротив, влияет на объективность результатов конкурса. В этом году по техническим причинам нам пришлось изменить конфигурацию трассы третьего этапа, участники не знали, что готовится. Элемент неожиданности всё же был».

Структура соревнований в этом году также претерпела изменения – к четырём прошлогодним этапам добавился новый. Если в прошлом году инженерно-технические работники просто сопровождали участников своих филиалов, то нынче они тоже приняли участие в соревнованиях. В рамках пятого этапа они решали вопросы по инженерным, технологическим темам, проходили проверку на знание безопасности. Этот этап был бонусным – таким образом у сопровождающих была возможность добавить очков в копилку «своего» представителя. Все они согласились пройти «проверку», подчёркивают организаторы.

Остальные четыре этапа, рассчитанные на машинистов кранов, перешли из прошлогоднего конкурса. Первые два этапа были теоретическими: на знание правил, документов и на выявление нарушений по фотографиям. Список вопросов первого этапа конкурса расширился наполовину – вместо 25 вопросов участникам пришлось отвечать на 50. Стадия соревнований, где участникам пришлось искать ошибки производства, также усложнилась. «Фотографии стали сложнее – мало кто смог закончить своё задание досрочно, – рассказывает Елена Гусевская, ответственная за этот этап конкурса. – Нужно было найти на одном изображении максимальное число ошибок. Только Алексей Брюховецкий смог отыскать все 13 – столько же, сколько насчитали и судьи. Их могло быть и больше. Выяснилось, что самая большая проблема прохождения этой стадии в том, что специалисты видят ошибку, но не могут её обосновать нормативным документом. Ответы с неправильными ссылками на НТД не засчитывались».

Самым сложным этапом конкурса специалисты называют третий, где машинистам пришлось демонстрировать свои навыки уже в кабине крана, показывая умение фигурного вождения. «Этап усложнился. В прошлом году он проходил в турбинном цехе, а теперь в котельном. В прошлом году трассу проходили быстрее. В этом году среднее время прохождения увеличилось для всех. Теперь нужно было одновременно выполнять три операции: и мост передвигать, и тележку, а где-то ещё и приподнимать крюковую подвеску, – объясняет главный судья этапа Александр Бакеев. – Руки, как известно, две, поэтому участники делали сначала две операции, а потом уже завершали последнюю». Основными критериями оценки этапа стали скорость и точность работы крановщиков. «Причём оценка баллов была такой, когда за каждую неточность – сбитую вешку или неправильно проведённый груз – добавлялось штрафное время – 10 секунд. Оценка выставлялась за всё время прохождения трассы плюс штрафы», – поясняет он. 

Четвёртый этап по сравнению с прошлым годом почти не изменился, отмечают организаторы. Машинистам по-прежнему необходимо было установить груз в предназначенном месте, ориентируясь на сигналы стропальщика. «Чтобы усложнить задание, мы старались запутать крановщика, подавая неверные команды, – рассказывает старший судья этапа Вячеслав Ковацкий. – Есть, например, требование, что команда «стоп» выполняется всегда, независимо от того, кто её подал. И наоборот, все остальные операции нельзя выполнять, если они поданы не стропальщиком. На эту хитрость «купились» почти все участники, что отразилось на их баллах».

В целом, отмечает начальник службы производственного контроля промышленной безопасности – главный судья соревнований Константин Карнаухов, уровень состязаний в этом году вырос, улучшилась подготовка машинистов кранов. «Такие соревнования нужно проводить ежегодно, это заставит участников повышать уровень, – заключает Карнаухов. – Причём готовятся не только они, но и ответственные за их подготовку. Сегодня в филиалах полным ходом идёт модернизация кранового оборудования, нужно, чтобы наши специалисты соответствовали требованиям современного производства».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры