издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сюрпризы Дома со львами

Дом литераторов планируется отреставрировать за два года

Иркутский Дом литераторов закрывается на реставрацию. Писатели временно переезжают в библиотеку имени Молчанова-Сибирского, архитекторы ждут от Дома со львами новых сюрпризов, а и.о. министра культуры Иркутской области Виталий Барышников надеется, что через два года город получит отреставрированный памятник, который прослужит верой и правдой ещё немало лет.

Особняк купца Бревнова иркутяне больше привыкли называть Домом со львами – за львиные головы на фасадной стене, или Домом литераторов, поскольку уже более сорока лет именно писательская общественная организация обитает в этом здании. Все знают, что история этого здания, как и судьбы его обитателей, полна тайн и загадок. Сами литераторы не прочь поддержать разговор о привидениях, которые нет-нет да и появляются в этом доме, благо внутреннее убранство комнат до сих пор хранит дух прежних эпох. Однако писатели любят рассказывать сказки. Архитекторы и конструкторы больше доверяют цифрам и точным терминам, поэтому их рассказы более прозаичны.

В своё время особняк Бревнова был оформлен в федеральную собственность, поскольку является памятником федерального значения. Несколько лет назад этот факт едва не стал роковым для писательской организации. Собственник решил  использовать объект для иных целей, писателей попросили выселяться. Тогда в ситуацию вмешалось региональное правительство, писатель Валентин Распутин тоже не остался в стороне. В итоге Дом литераторов отстояли, решением министра культуры он был передан в областную собственность. 

Примерно в то же время встал вопрос о реставрации особняка. Процесс подготовки проектно-сметной документации был запущен три года назад. 

– За это время был проделан весь комплекс научных и проектировочных работ, проект прошёл все виды экспертиз, в том числе получил положительное заключение ФАУ «Глав­госэкспертиза России» в Красноярске, – отметил Виталий Барышников. – На реставрацию объекта из областного бюджета будет выделено 56 миллионов рублей. По условиям контракта все работы должны быть выполнены до сентября 2017 года. Проведение работ контролирует Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. 

Особняк построен в начале прошлого века в характерном для того времени стиле модерн. Он принадлежал купцу второй гильдии Владимиру Капитоновичу Бревнову, решившему осесть в Иркутске. В 1901 году он купил усадьбу, которая занимала весь угол улиц Почтамтской (Степана Разина) и Харлампиевской (Горького). Однако новый дом не стал родовым гнездом Бревновых, как они, наверное, мечтали. 

Случилась революция, и в 1917 году семья приняла решение уехать в Харбин. До сих пор потомки Бревновых живут за границей. А дом остался, и его история имела своё продолжение. В годы гражданской войны в доме располагалось английское консульство и штаб Антанты. С конца 1970-х годов здесь размещается иркутская писательская организация. 

Одна из особенностей здания в том, что оно выполнено из разных материалов. Первый этаж построен из камня, второй – из дерева. В чём причина такого выбора хозяев, нам остаётся только догадываться. Возможно, это было сделано в целях экономии, а может быть, в деревянных стенах просто комфортнее и теплее. Как бы то ни было, а купцу хотелось, чтобы дом выглядел как каменный, и эта иллюзия была вполне достигнута. Деревянный фасад оштукатурили, а затем богато украсили лепниной, а также крупными барельефами в виде львиных голов. 

– Оштукатуренное дерево не типично для Иркутска, – говорит кандидат технических наук, доцент кафедры строительных конструкций ИрНИТУ Игорь Пинайкин. – Решение это спорное и, я бы сказал, не самое оптимальное. Однако всё это простояло сто лет и нуждается в разрешении накопившихся проблем.  

Специалистам пришлось поломать голову, как провести реставрацию второго этажа с минимальным объёмом конструктивных вмешательств. Многие опасались, что эту часть здания просто придётся разбирать по брёвнам. Однако решение было найдено. Каменная фактура фасада будет сохранена путём устройства вентилируемого фасада с каменной облицовкой. Эта технология хорошо известна, но при реставрации псевдокаменных поверхностей  будет использоваться в Иркутске  впервые. 

– Возможно, этот прецедент можно будет тиражировать и на других объектах, хотя в Иркутске таких зданий немного, – отмечает Игорь Пинайкин. – В данном случае это решение позволит одновременно  закрыть вопросы пожарной безопасности и теплотехники, поскольку эта часть здания достаточно холодная. 

Перекрытия в здании также деревянные и формально не отвечают целому ряду современных требований, в частности теплотехники и сейсмоустойчивости. В таких перекрытиях не предусмотрен так называемый жёсткий диск перекрытий. Тут тоже найдено компромиссное решение, которое позволит устроить жёсткий диск и одновременно сохранить декоративные элементы, особенно ценные для памятника. 

В ходе реставрации будет проведено усиление несущих конструкций, фундамента и сруба. Специалисты обещают заменить стропильную систему крыши и кровельного покрытия. Кроме того, предстоит замена всех инженерных сетей, оснащение здания новым технологическим оборудованием. 

Ещё одна особенность объекта заключается в том, что до наших дней сохранился не только внешний облик исторического здания, но и внутреннее убранство помещений.  На первом, каменном этаже  находились подсобные помещения и людские, в которых жили слуги. Второй этаж был жилым, в нём располагались парадные, самые красивые комнаты. По своему убранству они порой превосходили дома многих богатых иркутян. Например, в каждой комнате здесь разный рисунок паркета, где-то проще, а где-то очень сложный. Главный архитектор проекта Татьяна Гусева говорит, что это ещё она особенность особняка, не характерная для Иркутска. 

Когда во время обследования здания пришлось вскрыть полы, обнаружилось, что на обратной стороне каждой паркетной плитки выжжено калёным железом клеймо «Фабрика паркетных изделий купца Кенига». После революции, когда дом заняли советские ведомства, коммунары просто взяли и закрасили весь пол толстым слоем масляной краски. 

Не мудрствуя лукаво, так же поступили и с потолками. Теперь вот обнаружилось, что на лепных потолках парадных комнат выполнена замысловатая трафаретная роспись. Татьяна Гусева говорит, что до нынешнего обследования специалисты не знали об этой особенности интерь­ера. 

– Это не было учтено ни в охранных обязательствах, ни в архивных документах, – поясняет Гусева. – Но мы ждали каких-то сюрпризов, ведь это особняк, хозяину которого очень хотелось  жить красиво, лучше других. 

Кто был в Доме литераторов, наверняка помнит огромное старинное зеркало в конференц-зале второго этажа. Во времена купца Бревнова это помещение служило парадной гостиной. Так вот, зеркало в этой комнате с секретом. На самом деле это дверь, ведущая в небольшое подсобное помещение. Первоначально в зазеркалье не было комнаты, дверь вела на балюстраду, которая располагалась как раз над лестницей. Хозяева выходили туда, чтобы встретить прибывших гостей. Татьяна Гусева пообещала, что балюстрада будет восстановлена, а зеркало, конечно, останется. 

Есть в особняке ещё одно венецианское зеркало, расположенное на лестничной площадке между вторым и первым этажами. Оно очень удачно вписывается в старинный интерь­ер, но этот предмет не родной. Зеркало было подарено Дому литераторов ТЮЗом много лет назад. Как оно попало в театр, уже никто не помнит, но есть версия, что это одно из двух венецианских зеркал, когда-то привезённых в Иркутск. 

– Мы оставили за собой право исследовать объект в процессе работы, – рассказывает Татьяна Гусева. – Он может преподнести новые сюрпризы, и тогда будем действовать по обстоятельствам. 

Когда-то в особняке проводился ремонт, и выполнен он был не вполне корректно. Например, после этого ремонта окна перестали открываться наружу, как это задумано исторически, хотя архитектурные решения были продуманы до мелочей. Окна в доме очень большие. При этом там есть фурнитура, которая закрепляет створку окна в открытом положении и  не позволяет ветру его двигать. 

На фасаде второго этажа также будет воссоздана галерея, которая была утрачена. Сохранились фото­графии, где отчётливо видно это затейливое украшение здания. Будет восстановлена лестница, по которой можно спуститься во двор прямо со второго этажа. Большой удачей специалисты считают, что сохранились родные чертежи автора проекта Николая Иосифовича Бойкова. В своё время он был очень известным и очень дорогим иркутским архитектором. Он же проектировал здание ресторана «Вернисаж» на улице Урицкого, которое когда-то принадлежало брату Владимира Бревнова, Николаю. 

Решено, что во время реставрации все декоративные элементы фасадной стены, а также оконный декор промаркируются и будут складированы, а после завершения работ будут возвращены на свои места. 

– К сожалению, на фасадах сохранилось мало подлинных декоративных элементов, – говорит Татьяна Гусева. – Очевидно, они были утрачены во время прошлого ремонта, и новые элементы достаточно сильно отличаются от «родных». Поэтому там, где это необходимо, мы будем переделывать декор, используя сохранившиеся фотографии. 

На период реставрации нынешним обитателям особняка придётся переехать в библиотеку имени Молчанова-Сибирского. Директор Дома литераторов писатель Юрий Баранов рассказал, что там уже выделено несколько помещений, которых будет достаточно для работы. Виталий Барышников пообещал, что через два года Дом со львами продолжит работу как областное учреждение культуры.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры