издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С самой вершины кучи

«Иркутский репортёр» отправился на поиски тех, кто отвечает за уборку улиц, скверов и парков

Месячник санитарной очистки начался 1 апреля в Иркутске. Это значит, что весна окончательно вступила в свои права. Снег сошёл, обнажив культурный слой, в значительной степени состоящий из собачьих фекалий. Полгода его хранила ледовая корочка. «Иркутский репортёр» отправился на поиски людей, ответственных за то, чтобы город после перенесённой зимы начал соответствовать высокому званию столицы Восточной Сибири. На поиски тех, кто отвечает за уборку улиц, скверов и парков.

Собака, конечно, друг человека, но она сама за собой убрать не может. Поэтому самое время вспомнить, что и человек собаке друг. Но где тот человек, который возьмёт на себя этот неблагодарный труд? 

В таких случаях, учитывая масштаб проблемы, журналисты обычно хотят решить её сразу, одним телефонным звонком, поэтому просто нужно найти «штаб», то есть организацию, а ещё лучше – чиновника, начальника, который в структуре муниципалитета или даже областного правительства отвечает за решение подобного  рода проблем. Оказалось – не просто. 

Логически рассуждая, это проблема санитарно-экологическая. Загрязнение города собачьими экскрементами, кроме чисто эстетического неприятия, потенциально опас­но возникновением какой-либо сопутствующей заразы. Санитарная проблема, казалось бы, относится к деятельности Роспотребнадзора. Именно оттуда «Иркутский репортёр» и начал поиск путей решения дурно пахнущей проблемы.

В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области сразу категорически дали понять, что эта сфера благополучия человека в сферу их служебных обязанностей просто не входит. Преcc-секретарь регионального управления Роспотребнадзора Светлана Каурова сообщила «Иркутскому репортёру», что в их управлении нет человека, который бы контролировал очистку улиц от фекалий или наказывал владельцев их производителей.  

– Сразу вам скажу: за всё, что находится на улицах города, несут ответственность в администрации города или администрациях округов. Они обязаны это всё убрать, привести в надлежащий вид, – объяснила Светлана Каурова. – Мы не ходим и специально не смотрим – нагажено там или намусорено. Мы можем проконтролировать, чтобы в жилых кварталах были установлены мусорные контейнеры.

Ряд жалоб

В пресс-службе администрации Иркутска объяснили, что до тех пор, пока у вас нагажено под окном, это вопрос ваших личных отношений с соседями или вашей собственной чистоплотности. Проще говоря, мешает – уберите и живите счастливо. Если же нагажено много, это уже наглядное свидетельство плохой работы дворников.

– Сначала можно порекомендовать обратиться с жалобой в управляющую компанию – к тем, кто управляет территорией вокруг вашего дома, – посоветовала сотрудник пресс-службы мэрии Татьяна Солонинкина. – Нужно оставить заявку: «Я считаю, что территория вокруг моего дома изрядно загажена. Поэтому следует вам незамедлительно прибраться…»

Если в течение недели сотрудники управляющей компании никак не отреагировали, можно обратиться инстанцией выше, в администрацию района, комитет по управлению округом: «Несмотря на моё заявление, в управляющей компании бессовестно бездействуют…»

После районная администрация должна отправить своего специалиста оценить ущерб. Специалист административно воздействует на руководство управляющей компании – составляет протокол, в котором фиксируется факт неудовлетворительной работы и категорически предписывается всё безобразие исправить в сжатые сроки. Как правило, именно на этом этапе управляющие компании начинают шевелиться и беспокоиться о своей дальнейшей судьбе. 

Если же в управлении административным округом сидят бюрократы, занимающиеся волокитой и очковтирательством, рекомендуется за правдой и чистотой обратиться с третьей по счёту жалобой в департамент контроля, находящийся в структуре мэрии. 

Сотрудники департамента уже составят полный перечень недостатков вашего двора – сломанные лестницы, стёсанные бордюры, оборванные качели. После чего предъявят этот акт управляющей компании вместе с расчётным счётом, на который нужно оплатить штраф (физическим лицам до 10 тыс. рублей, юридическим – до 50 тыс.). Финансовый аргумент – самый действенный. Департамент контроля, выждав для приличия некоторое время, сообщает о происходящем в жилнадзор – это уже региональная структура, где есть реестр всех управляющих компаний. А там, если управляющая компания уже на  плохом счету, её вовсе могут лишить лицензии. При этом исходе под вашими окнами так никто и не уберёт. 

Есть ещё один сценарий развития событий – жильцы дома на общем собрании договариваются, что эта УК их не устраивает, так как двор уже полностью завален каловыми массами, и выбирают себе новую управляющую компанию. В этом случае остаётся ждать, пока новый управляющий территорией пригонит дворников убрать, наконец, кучу раздора. 

Ну, или можно сразу плюнуть на всё, достать из подвала грабли и устроить свой собственный, личный субботник.

Гулять с пакетиком

Так происходит решение проблемы собачьих фекалий в эмпиреях власти. А как на практике? «Иркутский репортёр» решил зайти с другого края – от производителей проблемы и тех, кто непосредственно её решает каждый день. И вышел на улицу в Академгородке. 

Первого возмутителя спокойствия искать долго не пришлось – прямо под окнами гуляла пожилая женщина в очках с сильными диоптриями. Беспородная белая собака мирно паслась рядом, на лужайке. На вопрос, как она сама относится к проблеме загаженности города, женщина предсказуемо ответила, что отрицательно, а на вопрос, как решить проблему какашек, пробормотала, что нужно ходить с пакетиками и сразу убирать за собаками.

– А что же вы не ходите с пакетиком? – вежливо уточнил «Иркутский репортёр». Она совсем съёжилась:

– Я хочу… Но сегодня не вышло…

И стала оправдываться:

– Мне собака совсем не нужна, но для внучки она необходима. Внучке – два и восемь, она в собаках души не чает. А я к ним привыкаю. Видите, я и поводок только для вида в руках ношу – Дэля добрая, она даже не гавкает ни на кого!

– А конфликты у вас из-за собаки были? 

– Были, но не из-за какашек. Просто соседка этажом ниже невзлюбила нашу предыдущую собаку и скандалила по любому поводу. А появилась Дэля – всё стало нормально.

На прощание женщина пообещала: «С пакетиками ходить буду. С завтрашнего дня – обязательно!»   

Попрощавшись, «Иркутский репортёр» чуть дальше, на тенистой аллее, встретился и с противоположной стороной конфликта – там сосредоточенно колдовал над метлой Юрий Банников, как оказалось, дворник УК «Энергия». 

Он объяснил, что в обязанности дворников входит убирать аллеи, находящиеся в придомовой зоне, включая детские площадки во дворах между домами. И весной зелёные зоны убирают не только и не столько от собачьего кала, которого действительно много, сколько от прошлогодней листвы и скопившегося за зиму мусора. Особенно страдают от мусора детские площадки и пространство под окнами – в обоих случаях окурки и сигаретные пачки там бросают постоянно, и именно они копятся всю зиму, вмерзая в снег слоями. На детских площадках часто оставляют возле лавочек пивные бутылки и немудрёную закуску – то, что дворники убирают утром вне зависимости от сезона. А вот под окнами бросают огромный ассортимент: кроме сигарет, взрослые часто выбрасывают презервативы, дети – упаковку от чипсов и соков, шкурки от бананов и яблочные огрызки. А одинокие женщины – завядшие цветы. 

– У меня на участке есть такое место – дом 321а, второй подъезд, не знаю, с какого этажа, какая-то женщина постоянно выкидывает цветы, завядшие букеты, розы. Только они подвяли – она их в окно. Странная какая-то: неужели в мусор нельзя выбросить?! – с улыбкой рассказывал Юрий Петрович.

Какашки везде одинаковые

Гораздо непонятнее, когда человек проходит в двух шагах от урны и бросает мусор мимо неё. Неудивительно поэтому, что самыми замусоренными местами в любом дворе являются контейнерные площадки – подойти и выкинуть поближе люди или ленятся, или брезгуют, а баскетболисты из них ну просто никакие…  

Единственными естественными «санитарами дворов» выступают те самые ворчливые бабушки, сидящие у подъездов. Зачастую только они могут сделать замечание неряхе и даже заставить убрать за собой. Больше всего мусора скапливается под утро – кроме ранних собаководов, выходящих минировать свои привычные площадки, тут отмечаются и вечерние выпивохи, оставившие следы былых застолий во дворах на лавочках. А также вполне благопристойные граждане, спешащие на работу, – и они страшно раздражают дворников не столько тем, что бросают мелкий мусор мимо урн, сколько привычкой выбрасывать в урны пластиковые мешки с домашним мусором – лень добежать до контейнера.  

– У меня есть подъезд в 317-м доме, из которого кто-то постоянно выбрасывает свой мусор в урну. Я утром специально караулил, пытался поймать, но только отвлечёшься или задумаешься – бряк, и пакет уже лежит, а человека нет.

– А по поводу уборки собачьих какашек к вам обращаются? Просят убрать или скандалят, что не убрано? – вернулся к основной теме «Иркутский репортёр». 

– Вы знаете, это действительно ужасная проблема – Акакдемгородок весной просто завален собачьим дерьмом. Но к нам никто не подходит, не жалуется. Мы просто начинаем убирать, как снег начинает сходить. Чтобы не начинало пахнуть, в одном месте убираемся по нескольку раз, по оттаявшим полянкам, как подсохнет.

– А в чём вы видите решение этой проблемы?

– Надо отводить места для выгула собак. Тогда люди сами не пойдут в зелёную зону, – уверен дворник. – А то возникают дурацкие ситуации. Недавно одна женщина из 313-го дома высаживала цветы, увидела, что я с собакой гуляю, и начала ворчать, что одно дерьмо от них. Я ей говорю: «Да я сам тут убираю, в том числе и за собой, зачем же я буду гадить сам себе?!» Мы разговорились, и оказалось, что она в прошлом году начала высаживать цветы, у себя под окнами стала делать клумбы в автомобильных покрышках и рукой залезла в собачье дерьмо. Вот и недолюбливает собак до сих пор, даже психовала: «Не буду больше сажать».  

С ним согласна Надежда Шульгина, уборщик территории МУП «Иркутскавтодор». Её бригада работает в самом центре города – от Сухэ-Батора до бульвара Гагарина. Поэтому называть их «дворниками» неправильно, они не убирают во дворах, они – «дорожники».

– Какашки – это ужас, – эмоционально реагирует на основной вопрос Надежда Александровна. – За зиму это удобрение накапливается, весной оттаивает. Вот, посмотрите, центральная улица – Марата, напротив районной администрации. – Она щедрым жестом сеятеля обводит округу рукой. – Вдоль дома, на тротуаре утром всё загажено, далеко ходить не надо. Сейчас наши рабочие прошли вдоль домов по Марата, 29 и 31, – так там настоящий собачий туалет. До этого убирались на улице Рабочей, – там какой-то гадюшник, бывает, что убираемся – тут же люди с собаками ходят. На замечания обычно реагируют хамством.

По наблюдениям Надежды Шульгиной, очень немногие убирают за своими питомцами продукты их жизнедеятельности. Повыше уровень культуры у тех, кто ходит выгуливать собак на бульвар Гагарина и в сквер Кирова – там действительно можно увидеть женщин и бабушек с пакетиками, которые убирают кучки за своими питомцами и выбрасывают в ближайшую урну.   

– У меня у самой собака. И проблема в том, что нет мест, где можно гулять. Мы вот иногда ездим на набережную, где конный двор. А в центре много собачников – здесь живут, себе же под окна гадят.

– Жители центра высказывают вам претензии по поводу загаженности или замусоренности  города?

– К нам претензий нет – мы же «дорожники», а примостки домов (придомовые территории) должны убирать дворники. И в этом разделении обязанностей сложилась забавная ситуация. Когда утром наши идут убирать территорию – все дворники прячутся, нам своё «добро» оставляют, – она показывает на узкие тротуары вдоль домов на Марата. – Они привыкли, что «Автодор» убирает все центральные улицы, и не сильно напрягаются. 

По словам Надежды Александровны, состав мусора в центре города мало чем отличается от того, что есть во дворах Академгородка – только щебня много, нанесённого машинами на дорогах, и к обычным проблемам дворов – мусор из окон, бутылки во дворах – в центре города прибавляются ещё заплёванные шелухой от семечек остановки.  

Для дворников и уборщиков территории не существует вопроса, когда начинается этот «сезон подснежников и какашек», когда это всё вытает из-под снега и когда нужно приступать к уборке. Вне зависимости от погодных условий город должен быть вылизан до блеска к майским праздникам. Поэтому месячник санитарной уборки начинается 1 апреля – ровно за месяц. Хоть трава не расти или снег не тай.

Вопрос личной самоорганизации 

На уровне управляющей компании проблемы с загрязнённостью и загаженностью также не отрицают. Инженер УК «Энергия», работающей на юге Свердловского округа, мастер жилого фонда Галина Мартыщенко говорит:

 – Проблема действительно существует, особенно там, где собак выводят гулять на детские площадки. Поэтому, когда тает, открывается ужасная картина. Отведённых мест для выгула собак у нас нет, все гуляют вокруг домов и на детских площадках. При этом люди за собой никогда не убирают, предпочитают жаловаться на работу дворников. Странное отношение: сами говорят: «Надо убирать территорию», но я не видела ни разу, чтобы человек погулял с собакой и убрал за ней. Хотя дом дому рознь. Вот на Приморском, 21, живут одни пенсионеры – так они убирают за собой, у них даже подъезды чистенькие. А рядом дом стоит – как стадо прошло. 

Как прокомментировал начальник отдела коммунального хозяйства администрации Свердловского округа Вадим Фирсов, со всего Свердловского района за апрель по 9 мая планируется вывезти примерно 10 тыс. кубических метров твёрдых бытовых отходов. Этот объём мусора – среднестатистическая величина, которая незначительно колеблется в пределах «плюс-минус две-три тысячи» и не меняется уже несколько лет. 

– Ситуация достаточно стабильная, новых свалок у нас не появляется, – сообщил Вадим Павлович.  

– А как быть с уборкой скопившихся остатков жизнедеятельности животных, которых выгуливали всю зиму?

– В этих вопросах надо самоорганизовываться. Людей, имеющих домашних животных, в доме небольшое количество. Нужно с ними встретиться на уровне старшего по дому и определить для них какие-то рамки. Найти место, где они будут выгуливать собачек, и то, как они будут за ними убирать. Это вопрос внутренней самоорганизации дома, микрорайона, района. На мой взгляд, проблема с собаками должна решаться самими собачниками. Это ведь вопрос в том числе и их комфортности нахождения в этой среде. Любыми способами – от организации субботников до доплаты дворникам, если сами убирать не хотят.

Круг замкнулся. 

Можно договориться с дворником за отдельную плату или совершенно безвозмездно убрать под окном самому. Можно не выбрасывать окурки из окон и не оставлять пивные бутылки на лавочках во дворах. Можно также доносить свой мусор до контейнерных площадок, а мелкое барахло из карманов – до урн. Можно было бы уважать труд уборщиц и возлюбить соседей, как самих себя. Но, как говорил герой Клинта Иствуда в фильме «Идеальный мир», «мы живём не в идеальном мире». Поэтому ждите, когда придут дворники.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры