издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как дома. Даже для бомжей

Когда звучит уже устойчивое выражение «социально ответственный бизнес», под этим обычно подразумевают, что свой бизнес нужно сначала придумать, запустить и вынянчить, и только потом, крепко встав на ноги, начинать отдавать моральные долги обществу. Наши герои сделали наоборот – они изначально «двигали» в Ангарске социальные проекты, и из этого вырос их маленький добрый бизнес. Вообще-то изначально мы хотели рассказать о первом в городе нефтехимиков хостеле. Идея, которая привлекла внимание «Иркутского репортёра», состояла в том, что по согласованию с городской администрацией владельцы гостиницы выделяли квоту на проживание людей, попавших в тяжёлые жизненные обстоятельства. Казалось странным, как это среди командировочных и других гостей города будут неприкаянно бродить бомжи и прячущиеся женщины, пострадавшие от домашнего насилия. Однако история оказалась шире и глубже, а гостиница – это уже её середина.

Загнали в угол

В первых числах июня Марина приехала в Ангарск. То есть сначала в Иркутск, а потом добралась и до Ангарска. Приехала Марина из Астаны, столицы дружественного Казахстана. То есть сама она украинка, но живёт в Астане. В далёкий сибирский город её погнала любовь. Девушкой Марина была бальзаковского возраста, как сейчас принято определять – «сорок плюс», но на пылкости чувств её влюбчивой натуры это совершенно никак не сказалось. 

Как сама она рассказывала, в Ангарск приехала за своим суженым. Некоторое время назад, как это ни банально звучит, она познакомилась в социальных сетях с мужчиной своей мечты – совсем по сюжету песенки её удаляющейся молодости: «А я люблю военных, красивых, здоровенных…». Некоторое время они вели бурную переписку, и вот настал переломный момент – виртуальный возлюбленный предложил приехать к нему на ПМЖ. По крайней мере, именно так это поняла Марина. Однако первые причины для беспокойства у неё появились прямо на вокзале Иркутска-Сортировочного. Любимый встречать её не приехал. 

К этому времени Марина знала немного его установочных данных, кроме ФИО – только номера телефона и военной части, где он проходил службу. За свою любовь Марина боролась ожесточённо – звонила своему избраннику, ездила на КПП военной части, но всё оказалось тщетно. За пределы в/ч он выходить отказался, через некоторое время перестал брать трубку. Она напрочь разругалась с интернет-соблазнителем по телефону – он так никогда и не предстал пред ней в своём физическом обличии. 

Эту неделю она прожила в социальной гостинице «Как дома». Видимо, её терзали смутные сомнения ещё на подъезде к Ангарску, так как телефон она списала с объявления, вывешенного на Московском тракте на одном из столбов. Кроме собственной печальной участи, ей выпало стать одной из первых посетительниц, проживавших по квоте, предоставленной хостелом для людей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Выполнив эту скромную миссию и окончательно разочаровавшись в своём военном, но не в любви, Марина вернулась домой, в Астану.

Про самолётик 

Самолёт возле музея Победы долгое время был в Ангарске не столько достопримечательностью, сколько маленьким местным позором. Много лет он ветшал, подвергался актам вандализма, и уже начинали поговаривать, что нужно убрать этот устаревший объект с цветущего лика города. И в то же время он стал одним из первых объектов, которые собрали вокруг себя молодых и активных ангарчан. Одними из зачинателей восстановления памятника были два молодых парня – Виктор Обозов и Владимир Болгалиев. 

История их знакомства начинается ещё в школьные времена, в начале нулевых. Как и большинство мальчишек спортивного Ангарска, они подружились в секции единоборств. Пять лет они активно тренировались, потом, как часто бывает, ушли из спорта в большую жизнь и потеряли друг друга на несколько лет. Владимир отучился, получил образование, стал работать в строительной сфере. И однажды нашёл старого друга в социальных сетях (видимо, не всегда они такое уж однозначное зло). 

– Он тогда занимался социальными проектами. Была такая инициативная группа «Эко-Ангарск», ребята реализовывали экологические проекты. И одним из проектов как раз в то время стала инициатива по восстановлению этого самолёта у музея Победы – МиГ-23-Б, – вспоминает Владимир. – Он лет 20–30 пребывал в плачевном состоянии – у него едва ли не отваливались крылья. А мы его помним ещё из своего детства – уже тогда у него кто-то что-то разбил, открутил, чем-то разрисовал… 

Идея восстановления самолёта силами местной активной общественности приняла участие в ярмарке социальных проектов и даже получила финансирование – было выделено целых 25000 рублей. Когда добровольцы посчитали бюджет, необходимый для полного восстановления памятника, оказалось, что он «вываливается» за миллион рублей – необходимо было поменять всю обшивку, стёкла, оборудование кабины, загрунтовать и покрасить корпус, выточить некоторые детали.

Это никого не остановило. Энтузиасты собрали инициативную группу, определили несколько подрядных организаций и неравнодушных граждан, готовых участвовать и помогать – среди них были как предприниматели, так и депутаты городской Думы. 

– Мы, честно говоря, не ожидали, что так много людей подключится. Отозвались даже серьёзные организации, такие как «Стальконструкция»; администрация помогла со сбором средств. Кроме того, мы выпускали браслеты, которые распространяли на городских мероприятиях. Привлекались специалисты авиазавода, они помогли с технической частью, подняли чертежи, было найдено много архивной информации.

Весной 2014 года проект близился к завершению. Ленточку перерезать хотели ко Дню Победы, но не­много не уложились в сроки – к празднику успели только облагородить площадку, поставить на место стекло, полностью поменять обшивку, загрунтовать корпус – оставалось только покрасить самолёт и нанести боевую раскраску. Памятник торжественно открыли в День России двенадцатого июня.

На достигнутом инициативная группа не остановилась, и к следующей весне, к 70-летию Победы, они отреставрировали одну из пятнадцати городских мозаик, посвящённую Воину-Победителю – мозаичное панно из керамической плитки на стене одного из домов квартала. 

– Они создавались ещё в восьмидесятых годах одним из почётных граждан Ангарска, старожилом города Виктором Новокшеновым. Он сделал эту галерею под открытым небом, чтобы мозаики были доступны каждому жителю, – объясняет Владимир. – Сейчас они пришли в некоторую негодность, и мы решили по инициативе людей собрать средства на восстановление хотя бы одного панно. Собрали сто тысяч – этого хватило на работу художника. Строительные леса нам предоставили местные строители, собрали с миру по нитке и довели этот проект до конца. 

Самое примечательное в этом совершенно самодеятельном проекте то, что после восстановления всего одного панно все остальные уже сама ангарская администрация включила в план городских работ этого года по восстановлению. Средства на реконструкцию уже заложены в муниципальный бюджет. 

Необычная гостиница 

После этого проекта активисты на некоторое время умерили активность. Хотя между собой рассматривали разные планы новых общественно значимых мероприятий. Однако к тому времени Виктор, будучи не только социально активным членом общества, но и бизнесменом, решил, что проекты пора выводить на окупаемость. И вот летом прошлого года возникла идея социальной гостиницы. 

– Виктор у нас – генератор идей. Однажды он предложил сделать хостел. Дело в том, что Ангарск, в отличие от Иркутска, город не сильно туристический. И туристы к нам приезжают из того же Иркутска, и там же предпочитают жить. Поэтому, видимо, недорогих и молодёжных гостиниц у нас нет – больше отели, от полутора тысяч рублей за сутки. Мы долго обсасывали эту идею с разных сторон, – улыбается Владимир. – Обдумывание длилось около полугода. Думали, для кого должна быть эта гостиница. Понятно, что для приезжих. Но туристов мало. Тогда – кто? Командировочные? Может быть…

Решение пришло из спортивного прошлого. Друзья вдруг осознали, что в Ангарск приезжает много спортсменов, целыми делегациями – из Братска, Усть-Илимска, Черемхова, – и именно им негде прожить эти несколько дней, в которые проходят соревнования. 

– Я предложил Виктору: «Это будет социальная ориентированность гостиницы: будут приезжать спорт­смены, да без разницы – какие-то творческие коллективы, и тем самым мы улучшим привлекательность нашего города и дадим толчок для развития», – рассказывает Владимир. – И через некоторое время Виктор позвонил мне и рассказал, что осенью будет проводиться конкурс по поддержке начинающих организаций.      

А дальше счастливо совпало несколько факторов. Именно в это время проводился аукцион, на котором продавались помещения. Парням досталось в аренду нежилое помещение в 11 микрорайоне, в офисном девятиэтажном здании, на третьем этаже. Следом отдел по развитию предпринимательства администрации Ангарска в рамках конкурса «Первый старт» выделил городскую субсидию на поддержку малых предпринимателей. К участию в конкурсе у молодых бизнесменов был подготовлен бизнес-план по организации социальной гостиницы. И пришли за деньгами они не с голой идеей, а уже имея под такую гостиницу конкретное место. 

– И тогда же мы озвучили эту идею – поскольку мы пришли из общественного движения, мы хотели бы, что бы у нас размещались люди, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию. Вообще эта идея возникла из общения с городской администрацией. И у нас было изначальное направление на социальную ориентированность. Я думаю, что именно поэтому мы победили в конкурсе… 

Социальная гостиница «Как дома» открылась в Ангарске в начале апреля. Первыми посетителями, на второй день после открытия, стала группа из четырнадцати подростков из Киренска. В Ангарске есть военно-патриотическая школа «Мужество», в которой готовят подрастающее поколение ко службе в армии. С акцентом на службу в ВДВ. Филиалы этой школы открываются по всей области, и вот пацаны из такого филиала в Киренске стали первыми посетителями «Как дома». 

– Они приехали сюда на семинар-обучение. Многие вообще из Киренска никогда не выезжали. И они были в большом восторге и от школы, и от города, и от нашей гостиницы, – с некоторым умилением рассказывает Владимир. – Мы были рады принимать такие группы, общаться с ними. Они о нас узнали от администрации – от руководителя отдела по спорту и молодёжной политике Марины Алексеевны. Она позвонила, спросила, когда мы открываемся. Мы говорим – сегодня. Она обрадовалась, говорит – здорово, завтра уже приезжает первая группа.

На сегодняшний день в социальной гостинице побывало около тридцати посетителей. В основном спортсмены и командировочные. Сейчас ожидается поток абитуриентов. Тех, кто попал в тяжёлую жизненную ситуацию, было всего двое. Кроме Марины был ещё один молодой человек, приехавший к родственникам. Как и у Марины, история для него закончилась безрадостно – дальняя родня отказалась принимать бедного родственника, и, промыкавшись в гостинице несколько дней, он был вынужден ­уехать из Ангарска. Откровенных бомжей и пострадавших от семейного насилия посетителей пока не было. Но их тоже готовы принять там, где «Как дома»…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры