издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«В бывшем кино «Комсомолец»

Работал первый в Иркутске Дворец юных ленинцев

Тема с историей иркутского Дворца пионеров, описанная в прошлом номере «Иркутского репортёра», неожиданно получила продолжение. Разобраться с историей иркутского Дома юных ленинцев, который существовал в начале 1930-х годов ещё до появления Дворца пионеров в особняке Второва, помог заместитель директора по информатизации и развитию Иркутской областной государственной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского Максим Куделя. В прошлом тексте так и остался невыясненным вопрос – когда же конкретно в Иркутске был организован первый Дом юных ленинцев и в каком месте он работал? Оказалось, это место всем хорошо знакомо.

Кинотеатр или Дворец?

Официальной датой открытия Дворца пионеров в Иркутске считается 8 ноября 1937 года, когда дети впервые пришли в отремонтированный особняк купца Второва, что стоит на улице Желябова. Однако в статье «Восточно-Сибирской правды» в конце 1934 года прямо указывалось, что в городе был Дом юных ленинцев. Он существовал за три года до принятой сейчас «даты торжественного открытия Дворца пионеров». То есть по сути историю Дворца пионеров надо отсчитывать не с 1937, а с 1934 года. Первый Дворец, судя по газетной заметке, размещался в каком-то «двухэтажном доме». В газете упоминалось, что верхние этажи этого здания занимали жильцы, которых тщетно пытались выселить по требованию первого секретаря краевого ВКП(б). Но что это за «двухэтажный дом»? Он должен был быть заметен, не могли же детей «прописать» на окраине. 

Максим Куделя сопоставил факты и нашел заметку о том, что Дом юных ленинцев находился в бывшем кинотеатре «Комсомолец». Но когда «Комсомолец» превратился в Дом юных ленинцев и где он находился? 12 октября 1934 года иркутский ТРАМ давал премьеру «Чужого ребёнка» В. Шкваркина, и это происходило уже во Дворце юного ленинца. Определить более точную дату открытия было, конечно, трудно. Но Максим Куделя нашёл запись в летописи Юрия Колмакова за 1934 год: «18 сентября. Под детский кинотеатр отдано помещение кинотеатра «Комсомолец». На его открытии присутствовали школьники и пионеры города. С 23 сентября здесь начнутся работы по установке звуковой аппаратуры». Так, значит, детский кинотеатр появился в сентябре…

Уже позже была найдена афиша в «Восточно-Сибирской правде», в верхней части которой ещё идёт анонс «Комсомольца»: «Кино «Комсомолец» с 19 сентября спешите видеть новый худ. фильм «Мзаго и Гело», а ниже значится: «Детский кино-театр (бывш. кино «Комсомолец») 18 сентября открытие». В программе были «массовое затейничество и кино-викторины», концерт и показ фильма «Будьте такими». Это чёрно-белая немая картина 1930 года по рассказу Аркадия Гайдара «Р.В.С.». На праздник пришли «лучшие пионеры и школьники», включая участников знаменитой «Базы курносых». Их пригласили, очевидно, потому, что только в июле 1934 года вышел их книжный сборник, а в середине августа газеты опубликовали письмо-ответ Максима Горького «курносым». И уже 19 августа дети были в Москве на первом съезде Советских писателей, а потом – у Максима Горького дома. Конечно, кому как не им быть первыми, кто открывал новый кинотеатр в Иркутске. За порядком на празднике следили сами пионеры в красных нарукавных повязках. В фойе дети играли в настольный крокет, шахматы, хором пели «По долинам, по взгорьям…». После фильма они устроили овации, подпрыгивали, топали ногами.  

Интересно, что вплоть до последних дней сентября 1934 года «Комсомолец», которого как бы уже не существовало, продолжал печатать свои афиши. Они были сдвоены с афишами «Детского кинотеатра», репертуар «Комсомольца» даже обновлялся. Хотя ниже в том же самом рекламном блоке значилось: «Детский кинотеатр» – это «бывший «Комсомолец».  Ни летописи, ни газеты не зафиксировали, что же произошло в самом конце сентября, но 28 сентября 1934 года сдвоенная афиша «Комсомольца» и «Детского кинотеатра» из «Восточки» исчезла (а она была ещё 26 сентября) и появилась другая: «Дворец юного ленинца (быв. кино «Комсомолец»)». Исчез и репертуар самого «Комсомольца», видимо, именно в это время кинотеатр окончательно прекратил своё существование. Можно предположить, что приблизительно в конце сентября и было принято решение о создании Дворца юных ленинцев. 30 сентября  года газеты сообщили, что в ближайшее время будет созвано совещание «по работе Дворца юного ленинца». В заметке «Каким должен быть Дворец юного ленинца» от 29 ноября 1934 года говорится, что «дети встретили с большой радостью решение партийной организации о создании Дворца». Очевидно, было специальное решение обкома и горкома ВКП(б). 

Загадочный «Комсомолец»

Но где находился этот самый кинотеатр «Комсомолец», который потом стал первым иркутским Дворцом юного ленинца? Никаких сведений по «Комсомольцу» не было, в газетах он упоминался в связи с детским дворцом, и более ничего. Как оказалось, «Комсомольцем» этот кинотеатр пробыл совсем недолго, потому и не сумел получить каких-то заметных упоминаний в прессе тех лет. Зато в связи с ТРАМом упоминается другой кинотеатр. Газета «Восточно-сибирский комсомолец» 14 января 1931 года разместила письмо ТРАМовцев к оргбюро ВЦСПС с предложением дать театру некое помещение. «Мы предлагаем немедленно обсудить вопрос о предоставлении ТРАМу одной из лучших площадок города – кино «Новый», – гласили строчки из письма. Однако тогда эта инициатива, вероятно, осталась без удовлетворения. Зато через несколько лет дело сдвинулось с места. В летописи Юрия Колмакова за 1933 год читаем: «12 февраля. Решением горкома ВЛКСМ для обслуживания рабочей молодёжи на базе бывшего кинотеатра «Новый» открыт кинотеатр «Комсомольский». Вероятно, это и был тот самый «Комсомолец». Это означает, что «Комсомольцем» кинотеатр пробыл 1 год и около 9 месяцев. Конечно, мало кто запомнил, что он вообще существовал на карте Иркутска. А вот адрес кинотеатра «Новый» в старых газетах – угол Карла Маркса и Ленина, то есть это было то самое здание, на котором ныне имеется историческая табличка «Дворец труда». Этот комплекс, объединённый единым фасадом на углу Большой и Амурской, включает жилой дом купца В.Н. Брянцева, построенного в 1860 году, и доходный дом И.И. Гиллера (1906-1907 годы). В конце XIX – начале XX века здесь были гостиница «Централь», ресторан первого класса «Модерн» и киноконцертный зал «Глобус», позже переименованный в то самое «Кино «Новый». И это зафиксировано и в газетах. Так «Глобус» стал «Новым», он в 1933 году – «Комсомольцем», а уже этот кинотеатр в конце сентября 1934 года – Дворцом юного ленинца. Таким образом, в трёхэтажном здании с улицы Карла Маркса помещался с 1926 года Дворец труда (следы от букв на фасаде ещё видны), а в угловом двухэтажном здании – Дворец юного ленинца. 

«Имени тов. Разумова»

Впервые в афишах Дворец юных ленинцев был упомянут в конце сентября 1934 года

В официальной истории иркутского ТЮЗа, размещённой на его сайте, говорится, что театр (ТРАМ) получил в 1934 году  «постоянное помещение (ул. Ленина, 13)». То есть театралы считают, что в 1934 году произошла передача исторического здания  именно им, никаких упоминаний о Дворце юного ленинца нет. А он был в этом здании с конца сентября 1934 года. 28 октября 1934 года в газете «Восточно-Сибирская правда» появилась заметка, начинавшаяся словами: «К Октябрьским дням предполагается открытие Дворца юного ленинца». Это странно, потому что в рекламных блоках Дворец назывался таковым уже около месяца. В заметке говорилось о новой пьесе ТРАМа «Чудесный сплав» Киршона, а также о том, что 7 ноября начнёт работу первый в крае Театр юного зрителя. Вероятно, «открытием Дворца» назвали просто новый театральный сезон ТРАМа и первое появление ТЮЗа со спектаклем «Винтовка 482116». Так значит, слова «Дворец юных ленинцев» – это только формальность? И в действительности под этой шапкой фактически работал кинотеатр и ТРАМ? Однако зачем было тогда созывать 30 сентября 1934 года совещание по устройству Дворца и приглашать на него преподавателей изобразительного искусства, музыки, школьных учителей и внешкольников? Вероятно, деятельность Дворца не сводилась к постановкам ТРАМа и кинопоказам. 

То, что Дворец был не только «кино-театральным» уже в 1934 году, свидетельствует тот факт, что при нём существовали детские кружки. Под своё крыло Дворец пытался взять детей с техническим уклоном. «Технарям» даже отвели комнату, но они жаловались, что она мала. Помещений, видимо, не хватало. Потому и были попытки выбить для Дворца второй этаж бывшего «Комсомольца», на котором находились квартиры. В заметке от 29 ноября 1934 года «Каким должен быть Дворец юного ленинца» был составлен план: Дворец должен стать организационно-методическим центром внешкольного воспитания детей, при Дворце должна появиться пионерско-школьная библиотека, музыкальная студия, специальная комната для настольных игр, подвижных игр, отдельная комната для октябрят. Тут же был перечень кружков: хоровой, драматический, массовиков-затейников. Во Дворце  должны были собираться юные литераторы, стрелки, авиамоделисты, физкультурники, натуралисты, шахматисты, шашечники и поклонники радиодела. По планам, во Дворце могли заниматься до тысячи маленьких иркутян. Уже в декабре 1934 года балерина Райковская организовала во Дворце хореографический кружок, а О. Балабина – два драмкружка. 

Но, конечно, всё детское движение города не могло быть  сосредоточено только в новом Дворце юных ленинцев.  Интересна заметка в «ВСП» от 8 октября 1934 года. Она касается детской технической станции, созданной при школе имени Ленина. Точной даты её создания нет, но, судя по заметкам в «Восточке», она появилась до лета 1934 года. Около 70 детей на станции занимались авиамоделизмом, автомобилями, радио, электротехникой, кино и фотографированием. Дети собирались на Центральном стадионе на городские смотры самых разных моделей – планеров, автомобилей. 18 октября 1934 года прошёл, например, «Парад летающих моделей», в небо взмыли 200 коробчатых и простых змеев, сделанных руками детей-авиамоделистов. По стадиону совершали заезд подростки на собранных собственноручно педальных автомобилях. Часть детей с детской технической станции и принял у себя Дворец в тот год. При станции был и Мичуринский сад. Получается, что в один и тот же год в городе появился Дворец юных ленинцев, где базировались молодые театральные таланты, куда «подтягивали» художников и музыкантов, и техническая станция – два основных направления, которые объединятся в будущем Дворце пионеров. Однако стоит заметить, что и в 1935 году детская техническая станция существовала достаточно автономно от Дворца. По крайней мере, необыкновенные свои модели, к примеру, движущуюся модель соленоидной (электромагнитной) дороги её авторы, школьники, представляли на слёте отдельно от Дворца. Движение «юных техников» города было настолько мощным, что только на ДТС школы имени Ленина занималось 100 ребят, а в целом по городу в разных кружках – 700 человек. Напомним, в планах Дворца 1934 года был «охват» тысячи человек, цифры говорят сами за себя. К 10 Всесоюзному съезду комсомола юные инженеры города подготовили 3 тысячи моделей, сотня из них появилась на городском слёте. Отдельно от Дворца юных ленинцев был создан в 1935 году и весьма заметный Дом юного туриста-краеведа, дети совершали походы, вылазки на природу, изучали город. Дом активно работал и в 1936 году, именно при нём был открыт кружок юных водников (в будущем Дворце в особняке Второва появится, как мы помним, свой настоящий корабль). Был в Иркутске в 1936 году и Дом художественного воспитания.   

В январе 1935 года краевой бюджет выделил 70 тысяч рублей на ремонт и оборудование Дворца юного ленинца. Здание ненадолго закрылось на ремонт. «Дворец юного ленинца капитально отремонтирован, заново оборудован и радиофицирован, – зазывала реклама уже в январе 1935 года. – Заканчивается установка звуко-говорящего кино новейшей аппаратуры, будет продолжать работать и немая кино-установка. Массовую работу с детьми проводят педагоги. Родители, приходите сами и приводите детей». В этом первом Дворце юных ленинцев в самом начале 1935 года зародился настоящий иркутский кукольный театр. У нас гастролировал знаменитый московский «Театр детской книги» имени Халатова. Москвичи учили иркутян секретам кукольного спектакля и вместе с ними сделали две постановки. Во Дворец юных ленинцев везли все самые новаторские картины. В феврале 1935 года во Дворце впервые демонстрировалось звуковое кино. Дети увидели короткометражку Виталия Жемчужного «Кем быть» по стихотворению Маяковского и сценарию Осипа Брика (серия фильмов была создана в память о Маяковском). В мае 1935 года здесь демонстрировался «объёмномультипликационный» фильм «Новый Гулливер». В 1935 году здесь проводились уже детские школьные олимпиады, на которых дети исполняли, к примеру, «2-ю рапсодию Листа на балалайке», выступали с шумовыми оркестрами, с танцами. Здесь проводились совещания, родительские конференции, 21 марта дети Дворца юных ленинцев официально принимали делегацию иностранцев. Общались с товарищем Брауном, негром, членом американской коммунистической партии, немецкими, испанскими делегатами. Товарищ Аллер от школы № 6 даже спела «Интернационал» на немецком.  

Первый иркутский дом пионеров ещё в 1934 году получил имя: «Дворец юного ленинца им. тов. Разумова». Это следует из газетных статей, например, такой: «После летнего перерыва Иркутский театр рабочей молодёжи 12 октября в своём новом постоянном помещении – Дворце юного ленинца им. тов. Разумова – показал первую свою работу этого года, комедию В. Шкваркина «Чужой ребёнок», – писал «Восточно-Сибирский комсомолец» 14 октября 1934 года. Михаил Разумов был первым секретарём Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б), Иркутского обкома ВКП(б). Так что впервые иркутский Дворец юных ленинцев получил имя Разумова, а уже потом известное нам А. Щербакова. Ещё в сентябре 1937 года Ра­зумов публично разоблачал товарищей по партии, якобы участвовавших в троцкистко-зиновьевском деле, а уже через месяц сам назывался в газетах не иначе как «враг народа Разумов», был репрессирован и расстрелян 30 октября 1937 года. Горькая ирония в том, что спустя всего неделю, 8 ноября 1937 года, в Иркутске открыли новый Дворец пионеров в особняке Второва. Начинали его организовывать при Разумове, и он был, очевидно, основным вдохновителем этого проекта. Но, как и писал «Иркутский репортёр», слава создания была приписана преемнику Разумова на посту первого секретаря крайкома Александру Щербакову, активному борцу с «троцкистско-зиновьевским заговором». Его имя и присвоили Дворцу позже. Вероятно, всё, что было до 1937 года связано с «Дворцом юного ленинца», было просто забыто вместе с «врагом народа Разумовым».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры