издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нанобетон» грозит лигнину

Цемент и зола, при помощи которых Лимнологический институт и Иркутский политех надеются обезвредить отходы БЦБК, могут не пригодиться. Правительство Приангарья решило искать других разработчиков технологии по рекультивации лигнина. Иркутский губернатор заявил, что существующие проекты «никуда не годятся». Местные учёные предполагают, что связаны такие настроения с появлением нового игрока – московского института, который обещает превратить лигнин в «нанобетон». Подыскал эту компанию зампред правительства Виктор Кондрашов.

В научном споре учёных Лимнологического института СО РАН и Иркутского политеха (ИрНИТУ) о том, чья технология по утилизации отходов БЦБК лучше, очевидно, может быть поставлена точка. Напомним, политех обещает превратить лигнин при помощи цемента в монолит (технология разработана по заказу «ВЭБ-Инжиниринга» – структуры, получившей в управление площадку БЦБК). Лимнологи готовы высушить опасные отходы, смешав их с золой. Региональные власти с лета прошлого года пытались определить, какой из двух существующих проектов лучше. Рабочую группу, занявшуюся этим вопросом, возглавил зампред областного правительства Виктор Кондрашов. Но теперь, видимо, и те и другие претенденты на победу (а значит, и на получение федерального финансирования) могут остаться не у дел.

На прошлой неделе, 9 февраля, во время своей пресс-конференции губернатор Сергей Левченко сообщил, что правительство будет искать новую организацию, которая предложит свою технологию по рекультивации лигнина.

– Мы поняли, что проекты, сделанные за четыре года, никуда не годятся. По моей просьбе решено искать организацию, которая представит новую, уже опробованную в России, технологию рекультивации, – цитирует Левченко Интерфакс-Сибирь.

Для иркутских учёных из Сибирского отделения Российской академии наук и ИрНИТУ это заявление стало неожиданностью.

– О том, что какую-то из двух конкурирующих иркутских технологий «зарубили», речи не было. Я не слышал, чтобы кто-то из членов правительства или губернатор озвучивали такую мысль, – комментирует «ВСП» академик РАН Игорь Бычков, входящий в состав рабочей группы по БЦБК.

– Никаких официальных решений комиссии, которую возглавлял Кондрашов, не было. А тут вдруг появилась информация в СМИ. Видимо, были какие-то кулуарные решения, – не исключает начальник отдела инновационных технологий ИрНИТУ Виктор Кондратьев.

Получили малоопасные отходы и фитопатогенные грибы

Сейчас каждая из спорящих сторон – иркутские лимнологи и политех – в беседе с «ВСП» уверяет, что именно их технология успешно прошла недавние испытания. Поэтому реальных поводов отказаться от данных проектов у правительства не было, считают в Лимнологическом институте и ИрНИТУ.
Как ранее писала «ВСП», летом 2016 года (см. материал «Научный спор» от 12.07.2016) в Иркутске были опробованы оба варианта утилизации в лабораторных условиях. Отобранный на БЦБК лигнин в лаборатории замешали по двум «рецептам» и при свидетелях (среди которых были Виктор Кондрашов, курирующий тему от правительства области, а также Игорь Бычков) образцы были опломбированы. Затем их отправили для контрольного исследования в Испытательную лабораторию аналитической экотоксикологии (Санкт-Петербург).

Вчера участники и свидетели этого научного спора согласились прокомментировать «ВСП» итоги исследований, полученных в питерской организации. Оказалось, они не совсем удачны как для ИрНИТУ, так и для Лимнологического института. Правда, каждая из сторон предпочитала не распространяться о личных неудачах в эксперименте, но охотно комментировала результаты противника.

– Наши образцы, утилизированные при помощи цемента, получили 5 класс опасности. Это – безопасные отходы. По технологии лимнологов получен 4 класс – малоопасные, но всё же опасные, – не удержался от выпада в сторону конкурентов Виктор Кондратьев из ИрНИТУ.

Автор «рецепта» с добавлением золы Александр Сутурин, являющийся завлабораторией биогеохимии Лимнологического института, тоже не оставил без критики образцы оппонентов.

– По нашим пробам претензий нет, – уверен он. – С точки зрения ПДК все показатели удовлетворительные. А вот у технического университета в пробах были обнаружены фитопатогенные и опасные для здоровья людей грибы. Так говорится в заключении лаборатории.

Они, по словам Сутурина, появились на образцах политеха из-за того, что в монолит лигнин так и не превратился – слишком большая влажность, а также выявлено большое содержание кальция, натрия и т.д., которые и способствуют развитию грибов.

– Грибы на загрязнённых местах вообще не растут, – приводит свой контраргумент Виктор Кондратьев.

Таким образом, лабораторные испытания в сторонней организации так и не рассудили иркутских спорщиков. «ВЭБ-Инжиниринг», заказавший проект у политеха, даже сделал попытку перевести эту дискуссию в судебную плоскость. В Следственный комитет Слюдянского района была направлена жалоба от компании на Сутурина.

«Меня попытались обвинить в том, что я залез на территорию БЦБК, отобрал токсичные образцы и принёс их показать губернатору», – рассказал учёный из Лимнологического института. После его объяснений со следователем «ВЭБ-Инжинирингу» отказали в принятии иска.
Учёные захотели большого эксперимента

Игорь Бычков (поддерживающий, кстати, технологию Лимнологического института) сообщил «ВСП», что на заседании рабочей группы и на встрече с губернатором пока не возникло конкретных идей, как поступить дальше с разработками иркутских учёных. По его мнению, испытания в лаборатории могли быть не совсем корректными. Поэтому требуется большой эксперимент.

– Я предложил провести опытно-промышленные испытания двух проектов непосредственно на площадке БЦБК, в промышленных картах, где хранится лигнин. Можно опробовать таким же способом и другие проекты. И далее выбрать наиболее удачный, – говорит академик.

За большой эксперимент высказываются и в политехе. Осталось только понять, за чей счёт он будет проведён и кто возьмёт на себя организационные вопросы – подготовку техники, подъездных путей на БЦБК и прочее.

Нанобетонное предложение

Но побороться за госфинансирование, судя по заявлениям губернатора, может третий претендент, которого подыщут власти.

По словам Игоря Бычкова, речь может идти о некой московской организации, которая готова превратить лигнин в «нанобетон». Пару месяцев назад о ней обмолвился на рабочем совещании по вопросам БЦБК зампред правительства Виктор Кондрашов. Точное название новой компании Игорь Бычков не знает. Другой участник научного эксперимента, Кондратьев, сообщил «ВСП», что, скорее всего, речь идёт о Московском государственном строительном университете.

– Как мы понимаем, эту компанию по своим каналам прорабатывал Виктор Кондрашов. Он сам рассказал, что был в Москве в МГСУ и там ему продемонстрировали, скажем так, некие рецептуры смесей, которые позволяют затвердить отходы, – рассказывает начальник отдела инновационных технологий ИрНИТУ.

Появление ещё одного конкурента не обрадовало иркутских учёных. Так, Сутурин вообще поставил под сомнение технологию.
– Слово «нано» для российского человека обозначает жульничество, – скептично замечает Сутурин.

В политехе и вовсе сообщили, что имеют собственные наработки по превращению лигнина в «нанобетон». «У нас есть образцы, которые застывают в течение нескольких часов. Мы готовили презентацию этого проекта, а тут раз – такая ситуация…» – вздыхает Кондратьев. Примечательно, что даже академик Бычков, поддерживающий технологию лимнологов и выступавший весной 2016 года с критикой проекта ИрНИТУ, отметил сейчас, что у политеха действительно есть аналогичный проект.

В любом случае, при выборе нужной технологии не обойтись без лабораторных испытаний, сравнительного анализа всех существующих проектов, а также без положительного заключения Росприроднадзора и прочих профильных структур, считают участники научной дискуссии, с которыми беседовала «ВСП». Сколько потребуется времени на новые эксперименты и испытания, пока не понятно. Между тем на выполнение экологического проекта в Байкальске отведено всего три года. Федеральное финансирование в размере 2,6 млрд рублей предусмотрено в ФЦП «Охрана озера Байкал» на 2017–2019 годы.

– Если закончится ФЦП, а мы так и не решим проблему с лигнином, думаю, мировым сообществом это будет оцениваться негативно, – говорит Бычков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры