издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкальские перспективы

Десятая, юбилейная сессия Школы экологического предпринимательства, организованная в сотрудничестве En+ Group и МБФ «Возрождение земли сибирской», прошла в Байкальске с 23 по 26 февраля. Этот проект, направленный на развитие моногорода на берегах Байкала, действует с 2012 года. Особый статус десятой сессии придало участие в ней эксперта мирового уровня по системной поддержке стартапов и бизнес-ангела Кендрика Уайта.

 

Для Прибайкалья ШЭПР может считаться уникальным проектом, отмечают эксперты: до сих пор никто не осмелился повторить подобный опыт. В En+ Group, которая пять лет назад положила начало этому проекту, говорят, что бизнес-сессии школы стали продолжением целого ряда инициатив компании по защите Байкала и развитию Прибайкальской территории. «Учитывая, что Иркутская область – один из основных регионов присутствия компании, мы считаем необходимым поддерживать, а также инициировать проекты, направленные на решение задач в области экологии, – подчёркивают в En+. – Руководствуясь этим принципом, мы выстроили эффективную и уникальную в своём роде систему защиты озера Байкал, которая базируется на нескольких инициативах: экопросвещении, эковолонтёрстве, поддержке научных исследований, внедрении бизнес-технологий в решение экологических проблем. ШЭПР наравне с другими нашими проектами, включая экомарафон «360 минут», уникален не только для Прибайкалья, но и в масштабах всей страны».

 

За пять лет существования школы в сессиях приняли участие более 400 человек из Байкальска и других городов и малых поселений Иркутской области, а также соседних сибирских регионов с целью довести свои идеи до полноформатных бизнес-проектов. Среди предложений, представленных на минувшей десятой сессии Школы экопредпринимательства, – настольная игра по маршруту Большой Байкальской тропы, набор юного агронома, массажный кабинет, где массаж проводят люди с проблемами зрения, Байкальский музей клубники и другие.

– Хотя мы проводим сессии ШЭПРа уже десятый раз, никогда не перестаём удивляться – ни одна из них не была похожа на предыдущую, – говорит президент Молодёжного благотворительного фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова. – И речь идёт не только о самих проектах, которые бывают весьма неожиданными, но и об организации школы: меняются станции экспертного конвейера, сам экспертный состав, постоянно смещаются акценты – внимание концентрируется на тех вопросах, которые наиболее важны для участников конкретной сессии. Всё потому, что бизнес – особенно тот, который начинается «на коленке», – требует много времени и сил. Зачастую при его реализации не обойтись без так называемого «менторского» сопровождения. В рамках школы мы как раз за каждым проектом участников закрепляем эксперта – мастера сопровождения проекта. Это позволяет привести их к тому состоянию, когда они могут претендовать на получение финансовых ресурсов и помощи в развитии.

Экологический след

Чтобы стать участником ШЭПРа, нужно соблюсти всего несколько условий, отмечают организаторы. Представить свой проект, заполнив и прислав заявку организаторам. Важно, чтобы проект, несмотря на всю свою эксклюзивность, будь то изготовление масла из рыжика или бетона с использованием пластиковой крошки, был реалистичным, основанным на принципах экологичности, а также мог быть воплощён в жизнь в Байкальске и его окрестностях. «Сам проект может быть откуда угодно, – настаивают собеседники «СЭ». – Но важно, насколько он реализуем на берегу Байкала, ведь одна из главных причин, по которой в своё время был запущен проект школы, – помощь моногороду Байкальску в вопросах диверсификации экономики и поддержки местного населения».

Отбор проектов происходит в несколько этапов. Все заявки попадают на суд к экспертам, которые дают им предварительную оценку – это заочный отбор. На основе этого отбираются участники очной сессии. В этот раз возможность проработать бизнес-планы своих проектов получили почти два десятка команд. В течение четырёх дней работы ШЭПРа были выявлены самые перспективные бизнес-идеи и бизнес-проекты. Их авторы в итоге получили возможность провести финальную презентацию перед представителями крупных бизнес-компаний, способных оказать реальную, в том числе и финансовую, поддержку. Впрочем, как настаивают эксперты, среди тех проектов, которые не попали в итоговую шестёрку, есть подающие надежду. «Был прекрасный проект – по созданию Байкальского музея клубники, – рассказывает Елена Творогова. – Его авторы отказались от финальной защиты, но проработали самые важные и нужные им вопросы, получили согласие нескольких ключевых экспертов ШЭПРа на дальнейшее сопровождение проекта, поэтому мы уверены в его реализации. Самое главное, что участники в рамках сессии решают прикладные задачи, которые им необходимо учитывать. Если бы вы видели, с чего начиналась наша работа 23 февраля, то были бы сильно удивлены. С точки зрения профессионалов, там был «детский лепет», ведь свои бизнес-идеи излагали люди, которые чаще всего к бизнесу никакого отношения не имеют, и те, кто сумел заработать свои первые деньги, но никогда не рассказывал об этом публично. Буквально за четыре дня они смогли перейти на совершенно новый уровень».

Среди проектов, вышедших на финальную презентацию, оказались те, которые за время сессии ШЭПРа были переработаны практически полностью. Так, идея сувенирного магазина пре­вратилась в создание пространства «культурной дегустации», где посетители смогут испытать новые впечатления через органы чувств: вдохнув аромат свежезаваренного чая из байкальских трав, попробовав на вкус шоколад на меду или размяв глину. Там же планируется всё же сделать площадку для реализации продуктов других проектов ШЭПРа.

Многие из проектов, представленных на сессии Школы экологического предпринимательства, на первый взгляд далеки от экологии – никак не связаны с «зелёными» принципами производства и не нацелены на сохранение окружающей среды. Среди участников ШЭПРа, например, были предложения по созданию музыкальных эвентов – новых форм семейного и корпоративного досуга, когда люди за одно занятие превращаются в слаженный музыкальный коллектив и создают своё музыкальное произведение.

– Экологичность – широкое понятие, но его можно свести к базовым моментам, – утверждают организаторы ШЭПРа. – В основе лежит принцип «не навреди» – человеку и природе. Экологичность – не клеймо, а путь, который выбирают люди и бизнес. Тот же семейный клуб «Жар-птица», предложивший идею музыкальных мероприятий для праздников и корпоративов, работает с традиционными достаточно простыми музыкальными инструментами – деревянными флейтами, бубнами, маракасами. В ходе их мероприятий не используются никакие расходные материалы, не образуется никаких отходов. И, конечно, нельзя игнорировать социальную важность таких проектов – это вклад в экологию общества.

Перспективы развития

Лучшим и самым перспективным с точки зрения реализации на минувшей сессии ШЭПРа признан проект по созданию линии органической косметики. Несмотря на то что природа Прибай­калья богата своей флорой, косметический бизнес сконцентрирован в Новосибирске. В скором времени ситуация может измениться благодаря одной семье. «Это удивительная история», – говорят о проекте, который получил самые высокие оценки специалистов.

Несколько десятков лет назад родители Серафимы Тужилиной – главной вдохновительницы создания в Приангарье своего бренда органической косметики – уехали из города и занялись земледелием. «Мы жили вдали от цивилизации, – вспоминает она. – Всё началось в 19 лет, когда я сделала свой первый крем по рецепту из книги немецких пчеловодов. Мне так понравилось, что я занялась изучением косметики на основе трав». В какой-то момент увлечение вылилось в то, что делать косметику Серафима стала не только для себя, но и для других. Появился даже небольшой крафтовый бренд «Вдохновение». «Родители поддерживают меня ингредиентами, сестра и мой муж отвечают за стиль упаковок, – говорит она. – За то время, пока я занимаюсь всем этим, я поняла, как много рецептов на основе очень простых, но качественных составляющих. Именно они используются в европейской органической косметике, которую выпускают семейные бренды, считающиеся люксовыми. Думаю, что-то подобное нужно сделать и у нас, потому что этот сегмент в России пустует». Серафима Тужилина вместе с группой единомышленников планирует создание новой торговой марки. Для этого в первую очередь нужно получить декларацию соответствия. Провести все необходимые анализы, часть из них – в Новосибирске. Решить все вопросы в компании планируют в ближайшие 2-3 месяца. «Я уже около 12 лет занимаюсь приготовлением косметики, – говорит собеседница «СЭ». – Раньше я не хотела делать из этого бизнес, но сейчас поняла, что у меня есть силы построить семейное предприятие. Хочу попробовать себя в малом предпринимательстве, чтобы соблюсти экологические нормы. Это позволит выпус­кать продукцию малыми партиями, чтобы сохранить качество. Сейчас я чувствую поддержку. После ШЭПРа у меня много предложений и возможностей, которые позволят остаться на плаву и развиваться».

– В этом году проект Harmonica стал открытием, – отмечает руководитель проектов устойчивого развития En+ Group Мария Грачёва. – Много лет он существовал как домашний бизнес, и до определённого момента учредителей это устраивало. Однако Школа экологического предпринимательства дала концепции новый толчок, экобизнесмены поняли, как развивать своё производство. Весьма ценно и то, что участниками юбилейной сессии стали не только существующие бизнесы, но и представители некоммерческого сектора. Особого внимания заслуживает команда организации «Большая Байкальская тропа»: ребята представили концепцию создания образовательной настольной игры. И что особенно отрадно, этот проект нашёл отклик как среди участников ШЭПРа, так и среди экспертов.

Кроме проекта ББТ, который нашёл отклик у En+ – компания выразила желание поддержать разработку общественников, – отметился ещё один эколого-образовательный проект. Наборы для выращивания обычных овощей в домашних условиях, уверены его авторы, позволят внести вклад в агрообразование школьников младших классов. Этим наборам в ходе сессии придумали очень симпатичное название – «Редиска в миске». «Таким проектам всегда сложно найти пути реализации, – отмечает Елена Творогова. – Но зачастую именно они добиваются лучшего результата».

Нелишние усилия

Из более чем 140 бизнес-идей, предложенных за пять лет проведения сессий Школы экологического предпринимательства в Байкальске, только 20 состоялись как реальный, пусть и маленький, бизнес. Среди них – семейный музей «Белая юрта» в Большом Голоустном, где не только продаются сувениры местных мастеров, но и посетителям показывают аутентичные предметы быта местного населения, рыжиковое масло, Байкальская йога, производство фиточаёв в Ангарске и Байкальске, керамическая мастерская, производство вяленой ягоды, изготовление сувениров из вторичного стекла и другие. Однако большинство из предложений остаются нереализованными. И дело здесь не только в отсутствии интереса инвесторов.

«Казалось бы, придумать идею – это уже 70–80% успеха. Но действительность такова, что помимо концепции должно быть искреннее желание развиваться и тратить на это необходимые ресурсы, – говорит Мария Грачёва. – Однако в моногородах с этим есть проблема. Вот, например, вечером приходишь в магазин в Байкальске, но за 10 минут до закрытия перед тобой замыкают дверь со словами: «Извините, мы уже не работаем». Или в такси возмущаются притоком клиентов! Для приезжих это нонсенс, а для местных менталитет. И его нужно менять, показывать обратную сторону бизнеса – этим мы и занимаемся на ШЭПРа. Когда мы начинали этот проект, даже не ожидали, насколько большим окажется число людей, которые хотят себя попробовать в экологическом и социальном предпринимательстве, но, к сожалению, не знают, с чего начать».

Одним из таких проектов на минувшей сессии ШЭПРа стала идея трудоустройства людей с проблемами зрения. Её в Байкальске представляли второкурсницы института архитектуры и строительства ИрНИТУ. Одна из участниц команды – Вероника Кожевникова – постоянная участница других проектов En+ Group в рамках Школы нового поколения. «Это показатель того, что акции и большие проекты, которые мы организовываем на территории Иркутской области, приносят результат, – говорит Мария Грачёва. – Эта синергия, когда утраиваются усилия и ресурсы разных направлений, не только идёт на решение конкретных проблем, но и работает на развитие всего региона».

– На самом деле проект, который мы представляли, – результат общей работы с Иркутским отделением Всероссийского общества слепых, просто их представители не захотели сюда ехать – видимо, засмущались, – говорит девушка в окружении подруг по команде. – Мы и сами здорово смутились, когда уже в автобусе перед вы­ездом в Байкальск поняли, что вокруг взрослые люди: думали, будут студенты. Ещё сильнее перепугались, когда сосед начал диалог с американским экспертом, который приехал на ШЭПР. Решили, ничего у нас не получится. Но потом, уже во время работы стали понимать, что это не так и мы можем соответствовать уровню.

Экспертом, который смутил участниц, стал Кендрик Уайт. «Это известный человек в деловых кругах России, специалист в развитии бизнесов с нуля, – рассказывает Елена Творогова. – Он является представителем бизнес-ангелов (это сообщество частных венчурных инвесторов, обеспечивающих финансовую и экспертную поддержку компаний на ранних этапах развития) и занимается системами поддержки стартапов. На сессии ШЭПРа этот эксперт пробыл два дня – здесь он рассказывал про инвестиции: где их раздобыть и нужны ли они. И он отметил, что увидел среди участников много реальных проектов, которые могут быть воплощены в жизнь».

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер