издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От Дома Кузнеца – Дому власти

Приватизировать посредством создания АО. Иркутское правительство планирует создать очередное акционерное общество, в уставной капитал которого намерено внести иркутскую недвижимость – старинные каменные Дом Кузнеца и Дворец труда. В будущем власти обещают эти объекты продать, а деньги отправить на достройку административного здания, где разместятся чиновники. Но Заксобрание Иркутской области пока возражает: депутаты загорелись идеей построить Дом власти, где разместятся не только региональные министерства, но и парламент. За ситуацией наблюдала «ВСП».

Правительство Приангарья готовит изменения в прогнозный план приватизации областных объектов на 2017 год. Речь идёт о расширении перечня объектов, которые будут проданы в этом году. Среди прочего предлагает регион внести в этот список недвижимость – здания, расположенные на центральных улицах Иркутска и являющиеся архитектурными памятниками. Как ранее писала «ВСП», региональные власти ещё в конце 2016 года заявили, что хотят продать часть госимущества и на вырученные деньги построить здание для областных чиновников.

Сегодня часть этих объектов, хоть и привлекательных с точки зрения месторасположения (находятся в центре Иркутска или тяготеют к нему) и больших площадей, находятся в плачевном состоянии. Так, у знаменитого Дома Кузнеца (ул. Дзержинского, 36, площадь более 6 тыс. кв. м) разрушаются фундамент, фасад, в таком же состоянии и внутренняя его часть. Схожая картина наблюдается и с ещё одной «визитной карточкой» Иркутска – зданием Дворца труда (ул. Ленина,13, площадь 2,3 тыс. кв. м).

Но для того, чтобы распорядиться этими (если не привлекательными, то любопытными) объектами, чиновники придумали более витиеватую схему, нежели проведение традиционных аукционов, предусмотренное в профильном законе о приватизации. Большие старинные здания, расположенные на центральных улицах Иркутска, чиновники предлагают не выставлять на торги, а внести в уставной капитал специально создаваемого под эти объекты акционерного общества, которое и будет реализовывать помещения.

Именно на такой схеме как на наиболее привлекательной настаивают зампред регионального правительства Виктор Кондрашов и министр имущественных отношений Владислав Сухорученко. Оба лично пришли на заседание комитета по собственности Заксобрания 17 апреля, чтобы убедить парламент принять план приватизации-2017 на ближайшей сессии. За процессом наблюдал журналист «ВСП».

Виктор Кондрашов попытался убедить аудиторию, что Дом Кузнеца и Дворец труда при стандартной процедуре приватизации уйдут с молотка почти даром. Инвесторы просто не захотят брать аварийные объекты с обременением (памятники потребуется восстанавливать), считает зампред.

– Памятники архитектуры, в случае если они признаны аварийными, могут быть отчуждены исходя из первоначальной цены – один рубль за объект. Поэтому мы не исключаем риски, что при проведении подобных торгов цена приватизации может быть занижена. Поэтому мы предлагаем эти здания внести в уставной капитал АО, – пояснил Кондрашов.

Название очередного АО, в котором 100% капитала будет принадлежать правительству, вслух оба оратора – и Кондрашов, и Сухорученко – старались не упоминать. Однако из документов, которые они направили в ЗС, можно было выяснить, что теперь регион кроме «Корпорации развития Иркутской области» (в ней «хранится» уже несколько лет около 2 млрд рублей из облбюджета) может обзавестись ещё одним акционерным обществом с не менее громким названием – «Центр недвижимости Иркутской области».

На вооружение «Центр» возьмёт себе методику работы с архитектурными ценностями, которую сейчас использует Агентство развития памятников Иркутска (принадлежит муниципалитету). Так, сначала объект (например, Дом Кузнеца) передаётся в АО «Центр», которое находит инвестора. Ему передаются в рамках аукциона права на реконструкцию памятника, а после завершения этой работы решается вопрос о передаче в собственность самого объекта. А средства, которые будут получены новым АО от сопровождения проекта, от проектирования на реконструкцию памятников, пойдут на картографическую фабрику, которую областное правительство готово достроить под собственные нужды.

В уставной капитал «Центра», по задумке Кондрашова и Сухорученко, должны поступить 10 областных объектов. Таким образом, суммарно уставной капитал «Центра» может составить 490 млн рублей – по предварительной оценке их рыночной стоимости. Кроме упомянутых выше Дома Кузнеца и части помещений Дворца труда (подвал и площади на 1–3 этажах) чиновники хотят внести в «Центр недвижимости» недавно выявленный объект культурного наследия – Дом Пульмана, тоже разместившийся в центре Иркутска (ул. Партизанская, 27, площадь – 80 кв. м), а также ещё целый ряд областных зданий по улице Баррикад (это более тысячи кв. м помещений и более 16 тыс. кв. м земель), комплекс объектов по ул. Софьи Перовской, 34, недостроенное здание в Ангарске и, собственно, саму картографическую фабрику (ул. Красноказачья, 23а).

– АО будет аккумулировать деньги для начала строительства здания. Выбранный объект – картографическая фабрика – сейчас законсервирован. После его запуска туда можно будет собрать большинство чиновников иркутского правительства. Сейчас же за пределами «Серого дома» (нынешнее здание правительства. – Авт.) находится большое количество чиновников. Для них арендуются офисы либо предоставляются собственные аварийные помещения, – обратил внимание зампред правительства.

По данным минимущества, после окончания строительства картографической фабрики в распоряжении чиновников появятся дополнительно 12 тыс. квадратных метров. Цена за один такой квадрат, по мнению иркутского министра имущественных отношений, обойдётся бюджету в 30 тыс. рублей. Итого – 360 млн рублей.

– Но мы из бюджета области не потратим ни копейки, – объявил Кондрашов.

Первым на послание Кондрашова о новом доме для чиновников откликнулся депутат Геннадий Истомин.

– Лучшей площадки для строительства административного здания, чем чаеразвесочная фабрика и здание Иркутской ТЭЦ (находятся на набережной Ангары), не найти. Если мы достроим картографическую фабрику, то угробим туда не менее миллиарда. А проблемы с транспортными коммуникациями по-прежнему останутся из-за транспортной загруженности, – посетовал он.

Зато на обширных площадях «чаеразвески» и ТЭЦ можно развернуться, что и попытался сделать в своих фантазиях народный избранник. Подземные двухуровневые парковки, здание администрации города Иркутска («у них тоже аварийное»), здание правительства («площадью как минимум 10 тысяч квадратов»), здание Заксобрания и КСП, помощников и депутатов Госдумы, гостиница и хороший конференц-зал («с переводами со всеми…»), мечтал Геннадий Истомин.

– С Дерипаской (собственник ТЭЦ – ПАО «Иркутскэнерго». – Авт.) можно подписать соглашение, чтобы забрать участок. С Дмитриевым – совершить обмен, чтобы забрать чаеразвесочную фабрику. Надо предоставить ему соразмерное здание, – учил мыслить глобально Истомин.

Чтобы осуществить такую мечту, продать можно и Дом Кузнеца с Дворцом труда, и гостиницу «Русь», и картографическую фабрику.

– Посмотрите, в каких зданиях находятся другие субъекты федерации! Надо приступать к строительству нормального Дома власти! – агитировал за большую стройку старейший из иркутских депутатов.

Но в планы Виктора Кондрашова, перебравшегося из городского «Серого дома» в областной, очередной переезд пока не входил. Тем более у зампреда возникли справедливые опасения, что до окончания грандиозной стойки Дома власти в своих креслах продержатся не все: «По срокам – ни ваш депутатский созыв не доживёт до этого, ни …»

По его словам, правительство делало попытку переговорить с Олегом Дерипаской, но он попросил взамен от чиновников другое стратегическое предприятие – «Облкоммунэнерго». Картографическая фабрика получится и быстрее, и дешевле, вторил Виктору Кондрашову министр Сухорученко.

Такая несговорчивость тут же вызвала ответную реакцию. Ольга Носенко вспомнила, что с акционерными обществами, учреждёнными областным правительством, ей лично приходится встречаться слишком часто, чтобы вновь соглашаться на эксперимент.

– Мы уже столкнулись с создаваемыми дополнительными структурами правительства – «Корпорация развития Иркутской области» (КРИО), фонды микрокредитования и промышленности. Почти каждый месяц рассматриваем их на комитете, пытаемся разобраться, чем занимаются, – сообщила она.

Тень «КРИО» охладила и остальных. Геннадий Истомин тут же заявил, что для принятия решений по плану приватизации областных объектов у него лично недостаточно информации:

– Предоставьте документы, которые подтверждают ваши слова! А в тёмную играть – не пойдёт! Сегодня вы, – обратился он к Виктору Кондрашову, – зампред правительства, а завтра – нет. С кого потом спрашивать?!

– Нам навязываются конкретные варианты. Но нет информации о других. Из картографической фабрики нормальное, красивое здание не получится, – начали развивать мысль остальные парламентарии.

Тут же депутаты вспомнили, что у минимущества Иркутской области есть госструктура Фонд управления имуществом, через которую можно попробовать провести подобные проекты по домам-памятникам без создания пресловутых АО.

Контрольно-счётная палата тоже не отставала. Аудиторы объявили, что не получили от правительства области сведения об объёмах финансирования, которое можно привлечь через АО, о дальнейшем использовании и возможной реализации объектов, об объёме затрат, необходимых для восстановления здания картографической фабрики. Дом Пульмана (Иркутск, Партизанская, 27), как объявил зампредседателя КСП Константин Янцер, и вовсе приватизировать преждевременно – объект относится к вновь выявленным памятникам и в реестр пока вообще не включён.

На подмогу Виктору Кондрашову бросились профессионалы.

– Примите наш документ пока хотя бы в первом чтении. Ко второму мы принесём остальные документы, – пообещал Роман Буянов, полномочный представитель губернатора в Заксобрании.

Но разволновавшееся законотворческое общество было уже не успокоить. Таким образом, вопрос был исключён из повестки ближайшей сессии Заксобрания. «ВСП» продолжит следить за ситуацией.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры