издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как потерять 43 миллиарда

Из истории работы правительства Иркутской области

  • Автор: Антон Матвеев

Дважды подбирались депутаты Законодательного Собрания Иркутской области на прошедшей в среду сессии к теме строительства нового аэропорта в Иркутске. Сначала – задавая вопросы во время отчёта губернатора, потом – через депутатский запрос. Всех интересовало, где, кем и на какие деньги будут вести стройку. Полученной информации оказалось недостаточно. В итоге губернатора обяжут в тридцатидневный срок ответить на обращение ЗС о стратегии развития аэропорта. В поддержку этого решения парламентарии создадут рабочую группу.

Отчитываясь о своей деятельности в 2016 году, губернатор не смог обойти вопросы строительства нового иркутского аэропорта. В 2015 году на момент передачи в областную собственность 100% акций АО «Международный аэропорт «Иркутск» проект обещал стать одной из крупнейших инфраструктурных строек в Иркутской области. Изначально на эти цели до 2020 года предполагалось привлечь более 43 млрд рублей, которые примерно в равных долях должны были поступить из федерального бюджета и от частных инвесторов.

С инвестором область должна была определиться ещё в прошлом году. По крайней мере, этого требовали условия соглашения с Минтрансом РФ и Росавиацией. Но что-то пошло не так. Областные власти по не ясным ни депутатам, ни экспертам причинам не могут приписать к этому большому проекту ни одну бизнес-структуру, которую необходимо определить на конкурсной основе. Хотя, по словам Сергея Левченко, желающих больше, чем требуется. «Инвесторы готовы вложить не менее двух миллиардов долларов», – говорил губернатор месяцем ранее. А в среду ещё раз подтвердил, что конкурс на проект нового аэропортового комплекса в Иркутске будет объявлен до конца текущего года.

Теперь, обрисовывая модель частно-государственного партнёрства, Сергей Левченко говорит, что область должна «привлечь как минимум четырёх инвесторов – чтобы они по 25% вложили в этот проект». «И из них у государства будет 25% плюс одна акция – для того, чтобы не устраивать монополизм», – цитирует главу области агентство «Телеинформ».

Эксперты уже отмечают минусы озвученной губернатором модели. Так, исполнительный директор компании «АвиаПорт» Олег Пантелеев в интервью РБК выразил сомнения в состоятельности проекта с большим количеством инвесторов.

– Наличие нескольких инвесторов может привести к конфликту интересов при строительстве аэропорта и управлении им. При такой структуре акционеров, которую предлагают иркутские власти, мало у кого возникнет желание вкладывать деньги, потому что сложно повлиять на принятие ключевых решений.

К тому же известно, что конкурсная документация готовится компанией «ИркутскАэроИнвест», созданной в марте 2017 года на паритетных началах с «Корпорацией развития Иркутской области» и компанией «Новапорт», принадлежащей одному из потенциальных инвесторов – Роману Троценко. На момент регистрации власти заявили о том, что это СП займётся подготовкой тендера на определение инвестора на строительство нового аэропорта для областного центра. При этом Левченко не исключал, что в дальнейшем может быть рассмотрен вопрос передачи новой УК части акций.

На мартовской сессии председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка задавал резонные вопросы о новом предприятии, на которые не получил чётких ответов: «Что за мысль такая – привлечь «Новапорт Иркутск», ну, может быть, специалистов «Новапорта»? А мы не могли в рамках нашего менеджмента аэропорта Иркутска создать некую группу, дирекцию, как угодно можно это назвать, и, абсолютно преследуя цель, ничего не продавать, самим заказать эту работу?»

Подобная ситуация, похоже, не только создаёт прямой конфликт интересов, затягивает сроки реализации проекта, но и свидетельствует о явных преференциях в адрес компании Романа Троценко, приходят к выводу наблюдатели.

Однако в среду министр ЖКХ, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов сообщил, что в задачи «ИркутскАэроИнвеста» входят актуализация и разработка проекта реконструкции действующего аэропорта и проведение мероприятий по объединению сети малых аэропортов Иркутской области.

Далее Сулейменов напомнил, что Иркутская область в числе других 70 регионов выпала из федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы». Она оказалась закрытой не только для Иркутского аэропорта, но и для ряда аэропортов на территории региона. Обращения председателя облправительства Александра Битарова и губернатора Сергея Левченко в адрес федеральных ведомств пока не возымели своего действия. По словам Сулейменова, губернатор планирует направить письмо в адрес президента Владимира Путина о необходимости возобновления работ по строительству нового иркутского аэропорта. Это письмо пока проходит согласования в правительстве Иркутской области, заявил министр.

Артур Сулейменов рассказал, что у области сегодня нет на примете площадки, где можно будет развернуть строительство нового иркутского аэропорта. Восемь лет назад был подписан меморандум по реализации строительства нового аэропортового комплекса вблизи населённого пункта Поздняково. Однако разработанная проектная документация, на которую в своё время затратили около полумиллиарда рублей, была признана не соответствующей нормативно-техническим документам и результатам инженерных изысканий. Отрицательный отзыв на проект строительства аэропорта в Поздняково правительство Сергея Левченко недавно получило от Росавиации.

В свою очередь, вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова заметила, что у правительства Иркутской области нет дорожной карты действий. «Скажите, кто сейчас «держит руками» ситуацию, чтобы нас не лишили обещанных по ФЦП 23,5 миллиарда рублей? Потому что от этого зависит судьба всей аэропортовой системы Иркутской области», – поинтересовалась она.

– Когда речь идёт о выделении бюджетных средств на какие-то объекты, мы требуем от муниципалитетов наличия проектно-сметной документации, положительного заключения экспертизы, наличия оформленной земли и так далее, – заявила Дикусарова. – И не удивительно, что федеральный центр того же требует от региона. Из доклада я поняла, что с определением земли под аэропорт остановились, проектно-сметная документация отсутствует, положительного заключения экспертизы нет. Что же делается?

Александр Балабанов выступил с предложением направить обращение в правительство РФ, чтобы федеральный Минтранс взял под свой контроль ситуацию с конкурсом на определение инвестора для иркутского аэропорта. Он обратил внимание на ряд документов Минтранса.

– Я только два из них возьму. Это протокол совещания у Соколова от 21 сентября прошлого года. Там несколько пунктов, зачитаю некоторые? — цитирует депутата «Телеинформ».  — «Принять к сведению позицию Минтранса России о неисполнении Иркутской областью обязательств, предусмотренных соглашением о сотрудничестве относительно реконструкции действующего аэропорта города Иркутска и строительстве нового, и об отсутствии изменений в плане привлечения инвесторов с момента предыдущего доклада в июле». Дальше пункт: «Отметить информацию Минтранса России о невозможности начала реализации строительства нового аэропортового комплекса города Иркутска в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» с 2017 года по причине отсутствия решений правительства Иркутской области о выборе земельного участка. А также ввиду отсутствия инвестора, готового участвовать в софинансировании проекта». Дальше: письмо Минтранса Дворковичу в конце октября прошлого года. По ФЦП. Мы, оказывается, потеряли не 23, а 43 миллиарда рублей. В этой программе звучат цифры 43 миллиарда 109 миллионов рублей, причём из них 23 миллиарда – это бюджетные средства федеральной казны, а 20 миллиардов – это внебюджетные средства того самого инвестора. Мы упорно работаем с одним инвестором, которого облюбовали, ну или он нас облюбовал. И в результате этого создаётся конфликт интересов. А где другие инвесторы? Мы слышим, что их появилось три или четыре. Но если нет ничего – ни выбранного земельного участка, ни конкурса – какие инвесторы могут прийти и серьёзно обсуждать своё участие?

Балабанов также недоумевал, почему регион собирается вкладывать деньги в действующий аэропорт, если главная задача – построить новый. «Действующий будет работать только до сдачи нового – потом он должен быть ликвидирован, – заявил депутат. – И когда сегодня этот облюбованный инвестор заявляет, что построит новый терминал на старой территории, это говорит о том, что он идёт абсолютно точно по домодедовской схеме, где частник подрядился помогать развивать этот аэропорт и доразвивал до того, что его доля в три раза превысила долю государства».

Председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению ЗС Борис Алексеев предложил направить обращение в адрес губернатора и спросить его, как выполняется протокол совещания с Минтрансом. А также сформировать предложения о совместных действиях и направить их в адрес правительства РФ: «Потому что иначе мы этот вопрос из «тёмной комнаты» не выведем». Председатель комитета по собственности Ольга Носенко напомнила, что ещё в марте ЗС приняло постановление, в котором правительству области предписывалось разработать дорожную карту по теме иркутского аэропорта, создать соответствующую рабочую группу и обеспечить прозрачность этой темы. Но постановление остаётся невыполненным.

Депутаты решили направить обращение губернатору, отведя на ответ тридцать дней. А в рамках рабочей группы провести обсуждение мероприятий по развитию аэропорта.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер