издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правила умножения: метод «Иркутскзолопродукта»

Завод АО «Иркутскзолопродукт» – редчайший пример того, как энергетики занимаются непрофильным для себя бизнесом. Если точнее, производством строительных материалов – плитки, бордюров, а с недавних пор ещё и пескоблоков, в которых используется зола с угольных ТЭЦ. При эффективной организации бизнеса дело очень привлекательно с точки зрения прибыльности, а инструменты производственной системы позволяют существенно повысить финансовую отдачу от него. О том, как новые подходы к работе на рынке с крайне высокой степенью конкуренции позволяют в два раза увеличить производство и почти в том же объёме нарастить продажи, – в материале «Сибирского энергетика».

Миссия АО «Иркутскзолопродукт» остаётся неизменной на протяжении дюжины лет: перерабатывать золо­шлак, получаемый от работы тепловых электростанций. Пути к этой цели давно проторены: золошлаковые материалы (именно этим словом оперируют специалисты) используют для ликвидаций несанкционированных свалок и отработанных карьеров, тушения пожаров, как это было с возгоранием полигона для хранения лигнина в Зиме и как это успешно реализуется в микрорайоне Китой Ангарска в настоящее время.

Извлекаемую из электрофильтров сухую золу уноса, которая используется в качестве добавки для бетона, стабильно покупают строители. Поле для деятельности предприятия также давно и хорошо известно: ежегодный выход золошлаков с ТЭЦ «Иркутскэнерго» составляет около 1,3 млн тонн. С задачей не допустить переполнения «критичных» отвалов «Иркутскзолопродукт» справляется успешно.

«С точки зрения дополнительного заработка»

Один из путей её решения – производство строительных материалов, в том числе с использованием золошлаковых материалов. Если точнее, то плитки и бордюров, при создании которых применяют золу уноса. «Её доля в общем объёме переработки невелика, – отмечает директор АО «Иркутскзолопродукт» Сергей Бутаков. – Но мы рассматриваем экономику этого цеха не столько с позиций крупнотоннажной переработки золошлаковых материалов, сколько с точки зрения дополнительного заработка, за счёт которого мы можем снижать затраты «Иркутскэнерго» на освобождение отвалов».

Цех, он же центр строительных материалов «СтройMIX», не один год успешно работает на рынке с низким порогом вхождения и, как следствие, высоким уровнем конкуренции. Этому способствует качество продукции, известное крупным клиентам, в том числе постоянным. На руку до недавних пор играла и тенденция покрывать плиткой тротуары в крупных городах. Однако в конце мая администрация Иркутска отказалось от неё в пользу привычного асфальта. Это обстоятельство стало ещё одним стимулом к изменению стратегии «Иркутскзолопродукта» на рынке строительных материалов, и без того начавшей меняться в последнее время.

Результаты уже ощущаются: если в первом полугодии 2016 года было выпущено 27 174 бордюра (каждый – длиной ровно метр), то за шесть месяцев 2017 года – уже 57 824. В январе–июне нынешнего года компания реализовала 40 775 бордюров против 22 874 за аналогичный период про­шлого года. Рост во многом объясняется внедрением инструментов производственной системы и отчасти – модернизацией установки для изготовления.

– На мой взгляд, выпуск и реализация собственной продукции – редкость для компаний нашего профиля, – говорит Бутаков. – Мы уникальны ещё и тем, что у нас в какой-то степени поточное производство, то есть маленький, но всё-таки конвейер. Поэтому мы можем применить многие элементы производственной системы, причём в классическом её понимании, как на «Тойоте».

Снизить потери, расширить ассортимент

Ключевым шагом стала стандартизация рабочих мест и производственных операций. Нашлось также место для кайдзен-предложений. Ревизии подверглась и сама технология производства готовой продукции. Результат – количество брака уменьшилось с 12–15% до 0,7%. Потери сырья сократились с 4%, регламентированных ГОСТом, до 0,5%. Доля золы, которая замещает цемент – самый дорогой компонент, была увеличена до 7%. При этом прочность, устойчивость к отрицательным температурам, износостойкость и другие качества бордюров и плитки остались в тех же рамках, которые официально установлены для бетонных и железобетонных камней. И это подтверждают испытания, которые технологи «Иркутскзолопродукта» проводят ежедневно.

Ещё один результат внедрения инструментов производственной системы заключается в том, что количество технологических циклов увеличилось, а время выполнения заказа клиента сократилось с 29 дней до трёх. «Одна из главных задач, решаемых нами, – оптимизация расходов, – рассказывает заместитель генерального директора по развитию бизнеса ЗАО «Иркутск­золо­продукт» Владимир Тарасов. – Мы при этом ещё и стараемся учитывать запросы потребителя».

Руководствуясь таким подходом, предприятие вывело на местный строительный рынок два новых продукта. Первый – магистральный бордюр, который используют для ограждения федеральных дорог. Его сейчас укладывают на шестикилометровом участке автотрассы М-53 «Байкал» возле Саянска силами ООО «Московский тракт». Второй – пескоблок, который «Иркутск­золопродукт» начал поставлять покупателям стройматериалов с 3 июля.

– Мы смотрим рынок, продажи на всех возможных площадках и анализируем, что нужно не только юридическим, но и физическим лицам, – замечает Тарасов. – Проследив за тенденциями, мы поняли, что пескоблок – продукт, востребованный потребителями. Поэтому оптимизировали загрузку производственных мощностей, разработали рецептуру, провели все необходимые испытания и начали по нему работать. Ожидаем роста продаж физическим лицам.

Северный поворот

Расширение сотрудничества с покупателями из их числа тоже стало частью новой стратегии «Иркутск­золопродукта». Для этого был разработан новый сайт центра строительных материалов «СтройMIX» и начата рекламная кампания в социальных сетях. Результат не заставил себя ждать – объём продаж физическим лицам за полгода вырос на 39%. Словно в ответ на вопрос о причинах этого в кабинете моего собеседника раздаётся звонок: покупатель из Заларей готов приобрести 17 поддонов пескоблоков.

«С каждым юридическим лицом разговариваем так же, как с физическим, – закончив разговор, добавляет Тарасов. – Для каждого стараемся подобрать индивидуальные условия, в случае с той же плиткой – регулируем размеры и внешний вид, исходя из пожеланий клиента». Звонок из Заларей – проявление ещё одной тенденции: «Иркутскзолопродукт» расширяет рынки сбыта. Логичный шаг был сделан на север Иркутской области. Плитка, произведённая на заводе компании под Ангарском, уже пошла на благоустройство Братска и Железногорска-Илимского. Есть планы по выходу на рынок Усть-Илимска.

«Мы провели маркетинговое исследование – изучили электронные площадки, конкурсы, сметы и просто ужаснулись: то, что с юга области, оказывается на 30% дешевле произведённого на севере, – сообщает заместитель директора «Иркутскзоло­продукта» по развитию бизнеса. – После этого взялись за то, чтобы выйти на конкурсы, которые там проводятся, связаться с местными строительными компаниями. Привлекли не только наших специалистов по продажам, но и тех сотрудников, которые работают там, чтобы они приходили и разговаривали непосредственно с клиентами». Сейчас на поставки на «севера» приходится 10% отгруженной продукции. Основные покупатели – те, кто занимается малоэтажным строительством и благоустройством городских кварталов. Только в Братске «Иркутск­золопродукт» работает с пятью предприятиями.

Кто ставит задачу

В основе роста продаж и освоения новых рынков лежат кардинальные изменения в принципах работы компании. От планового производства «на склад» в «Иркутскзолопродукте» отказались – мощности центра строительных материалов загружают, исходя из анализа спроса и договорённостей с покупателями. «Возникла ситуация, когда мы вышли в субботу ради одного клиента, – подчёркивает Тарасов. – Теперь это стало общепринятой практикой: к середине недели обзваниваем покупателей, чтобы к четвергу иметь список тех, кому может понадобиться отгрузка в выходные. Это, к примеру, те, кто работает на федеральных трассах: у них бордюры сразу идут в ремонт. Чтобы под них подстроиться, выводим погрузчик, кладовщика».

Мотивацией становится ощутимый финансовый результат. По предварительным оценкам, без расчёта экономии на бензине и ресурсах он составил 9,36 млн рублей за два квартала 2017 года. Благодаря этому цех «Иркутскзолопродукта» может побороться за звание лучшего эталонного участка как минимум в энергетическом дивизионе En+ Group. В конкурсе на уровне АО «ЕвроСибЭнерго» проект предприятия уже занял второе место.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры