издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наверстать упущенное

Сразу два мероприятия, посвящённых проблемам Байкала, прошли на территории Бурятии за последние полторы недели. Сначала в Улан-Удэ 29 июля состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера с участием министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, а 4 августа в Танхое президент России Владимир Путин провёл совещание по развитию Байкальской природной территории. Среди прочего главными темами обсуждения стали перспективы выполнения целевой федеральной программы охраны озера, а также перспектива изменения его водоохранной зоны.

Главной новостью прошедших встреч глав Бурятии и Иркутской области с президентом и главой Минприроды РФ стало сообщение о перспективах продления Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» на 10 лет – до 2030 года. И это при том, что результаты работы ФЦП, начатой на территории Бурятии и Иркутской области ещё в 2012 году, оцениваются весьма неоднозначно. «За 2012–2016 годы (в рамках программы. – Авт.) выделено более десяти миллиардов рублей, хотя предусматривалось гораздо больше, нужно об этом тоже сказать, – отметил Владимир Путин на заседании, пошедшем в Танхое неделю назад. – Считаю необходимым рассмотреть вопрос о продлении срока действия программы, причём особое внимание обратить на эффективность и приоритеты расходования средств».

В списке задач, которые должны быть решены за счёт софинансирования в рамках федеральной целевой программы, ликвидация восьми наиболее опасных для Байкала объектов. По одному из них – Джидинскому вольфрамо-молибденовому комбинату – выполнен первый этап соответствующих работ. «В настоящее время ведутся работы ещё по двум аналогичным проектам. Речь идёт о Холбольджинском угольном разрезе и терриконах бывшей шахты Гусиноозёрская – почвенных скоплениях нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенги, – отметил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. – Начинается работа ещё по пяти проектам, в том числе по полигону опасных отходов «Восток», хранилищу гальванических отходов и Холоднинскому месторождению, где тоже когда-то проводилась разработка, потом всё было остановлено, но часть опасных отходов, которые там остались, попадает на природную территорию. В результате будет очищено свыше двух тысяч гектаров земель и до полутора тысяч тонн отходов снижен объём загрязнений, поступающих в окружающую среду».

Кроме того, выполнение ФЦП преду-сматривает полномасштабное преобразование водоочистных систем в регионах, окружающих Байкал. «После закрытия ЦБК, на долю которого приходилось более 80 процентов сбросов грязных стоков, львиную долю загрязнения сейчас формируют предприятия ЖКХ – это более 60 процентов от всего объёма, – подчёркивает Донской. – При этом в Бурятии сегодня действуют 33 очистных сооружения, и лишь четыре из них соответствуют экологическим требованиям. Из 17 действующих очистных сооружений в Иркутской области практически ни одно не удовлетворяет экологическим требованиям». Программа «Охрана озера Байкал» предусматривает появление на территории Иркутской области и Бурятии 46 очистных сооружений. Однако работа по их возведению идёт ни шатко ни валко: начиная с 2012-го было построено шесть таких объектов, ещё три объекта находятся на стадии завершения. Похожая ситуация складывается с обустройством мусорных полигонов: из 31 объекта построены три, ещё по двум ведутся работы.

Причиной проблем с объектами, которые должны финансироваться в том числе за счёт федеральной целевой программы, по словам региональных и федеральных чиновников, являются задержки в подготовке проектной документации. «Может быть, для некоторых это звучит не весомо, – отметил Сергей Донской по итогам заседания межведомственной комиссии по вопросам охраны озера 29 июля. – Но получение проектной документации – основной этап для запуска строительства. Мы сталкиваемся с тем, что проектные документы для объектов, которые может финансировать федеральная целевая программа, не готовятся вовремя. И общая проблема для многих регионов: они не успевают готовить проект и, соответственно, согласовать его вовремя. Когда это происходит, деньги уже возвращаются в бюджет».

Успеть за федеральным финансированием регионы не могут, потому что запланированные объекты, как правило, относятся к муниципалитетам, у которых денег на разработку проектной документации попросту нет, отмечает временно исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов. «Понятно, что без поддержки со стороны республиканских властей они это сделать не могут, – подчёркивает он. – Сейчас мы пересмотрели этот подход – и ситуация у нас уже изменилась. Мы хотим максимально использовать предложенные возможности. В связи с тем, что в прошлые годы федеральная целевая программа не работала должным образом, финансы были сокращены». В условиях сокращённого финансирования приоритетным проектом для Бурятии является реконструкция очистных сооружений города Улан-Удэ, которые ежегодно сбрасывают 22 миллиона кубометров загрязнённых сточных вод. «К работе по модернизации указанных сооружений приступаем в этом году, в целом объём средств на реализацию проекта составляет 2,7 миллиарда рублей. Сейчас идёт первый этап проекта, и деньги выделены пока только на него», – говорит Сергей Донской. В Иркутской области за счёт софинансирования ФЦП «Охрана озера Байкал» в 2015–2017 годах запланированы работы по берегоукреплению в пределах прибрежной полосы в Листвянке, 1200 метров берега реки Китоя на участке от посёлка Старица до посёлка Кирова.

Первоначально общий объём ФЦП составлял 58 млрд рублей. Эти деньги планировалось потратить на мероприятия по охране Байкала с 2012 по 2020 год. «Изначально в 2012 году все были очень воодушевлены открывшимися возможностями – я помню это по встречам в регионах, – вспоминает министр Донской. – Первый год проработали, а потом начали «откатываться» – то одного нет, то второго. На совещаниях встречаемся, говорим коллегам: не будет ничего на местном уровне сделано, мы ничем не сможем помочь. Мы и сегодня пришли к тому, что многие проекты по срокам упущены, но надо приложить все усилия, чтобы программа вышла на оптимальный уровень: поставленные задачи должны быть решены. Сейчас уже понятно, что реализациия многих проектов, например, ликвидации отходов производства БЦБК, строительства очистных сооружений и мусороперерабатывающих станций, по срокам выходит за пределы 2020 года, когда программа должна завершиться. В связи с этим мы ставим вопрос о продлении ФЦП «Охрана озера Байкал» до 2030 года с возможностью восстановления прежних объёмов финансирования программы».

Одновременно с этим в Бурятии были оглашены планы по корректировке границ водоохранной зоны Байкала. «Подготовлены предложения по корректировке водоохранной зоны и уточнению границ, сокращающие её площадь с 57 тысяч квадратных километров до 5,9 тысячи квадратных километров, то есть уменьшение практически в десять раз, – сообщил Сергей Донской Владимиру Путину 4 августа. – Они подготовлены совместно с учёными Института имени Сочавы, который здесь находится. Мы подготовили совместно этот проект, сделав водоохранную зону более привязанной к ландшафту, то есть она фактически обеспечивает охрану исключительно озера Байкал именно в рамках тех экологических норм, которые у нас в законодательстве прописаны». Предполагается, что проект изменений, уже направленный на согласование главам Республики Бурятия и Иркутской области, позволит избежать излишних ограничений для большинства из 159 населённых пунктов, связанных с движением транспортных средств, размещением кладбищ и мест хранения твёрдых коммунальных отходов. «При этом внесение изменений не повлечёт снижение режима охраны озера в силу жёстких запретов на осуществление отдельных видов деятельности в границах Центральной экологической зоны Байкала», – отметил Донской.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры