издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Блюстители чистоты

«Сибирский энергетик» провёл день с иркутскими коммунальными работниками

На первый взгляд, романтики в рабочих буднях сотрудника жилищно-коммунального хозяйства нет. «Зато есть видимый, осязаемый результат проделанной работы, – рассказывает Светлана Рагожина, руководитель компании, которая обслуживает дома ООО «УК «Энергия». – Мотивация простая – благоустроенный двор, чистые подъезды и, следовательно, благодарность наших жильцов».

В третье воскресенье марта профессиональный праздник у работников ЖКХ. Благодаря труду коммунальщиков в домах всегда есть свет, вода и тепло, а на улицах и во дворах домов чисто и красиво. Светлана Рагожина не случайно стала героем нашей традиционной рубрики «День с профессионалом». Она-то знает, сколько усилий необходимо прикладывать ежедневно для грамотного построения и планирования рабочего процесса, чтобы бесперебойно обеспечивать благами цивилизации жителей города и поддерживать порядок на улицах.

В далёкие времена дворник считался представителем уважаемой профессии. А сегодня все только и делают, что страшат нерадивых школьников: «Не будешь учиться, пойдёшь дворником работать!» В представлении некоторых жителей дворники – это люди, которые только от безысходности машут метлой и собирают мусор. Сейчас уже как-то общепринято ругать состояние жилищно-коммунального хозяйства. Однако, случись какая-нибудь авария, люди с нетерпением ждут представителя ЖЭКа и благодарны ему, когда работа выполнена. Корреспонденты «СЭ» вышли вместе с сотрудниками подрядной организации ООО «УК «Энергия», чтобы узнать, соответствует ли сформировавшееся представление о профессии дворника действительности и чем живут современные блюстители чистоты.

Со Светланой Рагожиной мы встретились на её рабочем месте. В обслуживании у Светланы находится 11 многоквартирных домов в Академгородке и 6 домов по ул. Помяловского и ул. Костычева. Всего в управлении УК «Энергия» находится 67 многоквартирных домов. В её функции входят не только эксплуатация и ремонт коммунальных сетей, поддержание чистоты в подъездах и во дворах, уборка снега с крыш и подготовка многоквартирных домов к отопительному сезону, но и подбор персонала – дворников, сантехников, слесарей, уборщиц.

Рабочий день Светланы Рагожиной начинается в 7.30 утра. На автомобиле она объезжает вверенную ей территорию многоквартирных домов: дворники приступают к работе с шести утра. По дороге наша героиня рассказывает, что «бывает, дворник по объективным причинам не вышел на участок, к примеру, заболел». «Тогда звоню другим и прошу подменить, – говорит Светлана. – Но такие случаи – редкость, потому что работа у нас ответственная. Бесспорно, работа тяжёлая как психологически, так и физически. Не каждый справится, поэтому у меня есть определённый критерий отбора персонала при приёме на работу. В жилищно-коммунальном хозяйстве, как и в любой другой отрасли, сотрудник должен нести ответственность за свой труд. Работы хватает. К примеру, если сильный снег или ветер – режим у нас уже усиленный».

После мы оказываемся в так называемом «кабинете» дворников. Это небольшое полуподвальное помещение в одном из многоквартирных домов в Академгородке. Внутри достаточно уютно, стоят столы, стулья, есть диван, на полках огромное количество рабочего инвентаря. На стенах расположены специальные стенды с ключами. Несколько ячеек свободны – значит, в тех подвалах ведутся работы. Светлана проводит планёрку со своими работниками, в течение которой озвучивает фронт работ и распределяет между рабочими участки и инвентарь.

Всего в подчинении у Рагожиной 11 человек – четыре дворника, три уборщицы, слесарь, плотник, сварщик и мастер. Примерно за полчаса, пока мы общались, Светлане позвонили раз пять. Каждому она подробно объясняла, как и что нужно делать. Уже после планёрки Светлана проводит обход территорий, домов, которые должны быть в удовлетворительном состоянии. Далее смотрит заявки жителей и передаёт наряд-задание сантехникам в случае необходимости.

«Чаще всего заявки поступают вечером, а во время отопительного сезона нередко звонят и по ночам. Заявки бывают разного характера: трубу прорвало, батарея подтекает. Вот и получается, что должны звонить в аварийную службу, но иногда звонят сразу мне на мобильный», – рассказывает Светлана.

Сильная и волевая

Светлана на «ты» с техникой, по роду деятельности это ей необходимо. К примеру, сердце дома – это тепловой узел, от работы которого зависит теплоснабжение всего здания. Поэтому для того, чтобы содержать узел в исправном состоянии, необходимо понимать его устройство и функционал.

А трудовой путь Светланы начинался давно. В 2001 году наша героиня закончила Иркутский государственный технический университет. Она освоила специальность «Инженер-строитель водоснабжения и водоотведения».

– Так получилось, что я сразу устроилась в домоуправление, в то время это были тресты жилищного хозяйства. С тех пор моя жизнь тесно связана с ЖКХ. Приработалась, видимо, уже, – вспоминает Светлана Викторовна. – Сначала я была мастером, потом инженером, после коммунальной реформы пошла на повышение – в РЭУ, стала инженером. После того, как прошла очередная жилищная реформа и ЖЭК стали заменять управляющие компании, мы стали подрядными организациями. Мы – это те же люди, которые были инженерами и мастерами. Кто-то создал ИП, кто-то ООО. А деятельность всё та же.

Светлана Рагожина отметила, что в сравнении с жилищными трестами и РЭУ при переходе на УК работать стало полегче. По Светлане сразу видно – она очень энергичная женщина, с властным характером, с голосом руководителя. «Профессия инженера не обязательно подразумевает размеренную работу в проектном институте, сидячий образ жизни. Я люблю двигаться, так и получается: мы целый день в движении, на объектах, обходим подвалы, дворы, подъезды»,– говорит наша собеседница.

Затем Светлана проводит для нас импровизированную экскурсию. Отправляемся на первый объект – многоквартирный дом № 317 на улице Лермонтова в Академгородке. Когда мы только подходили, первое, что сразу бросилось в глаза, – чистый двор: снег с тротуаров счищен, дорожки подметены. Всё это очень контрастирует с соседним двором, который обслуживает другая УК, где с крыш капает, везде гололёд, территория грязная. Жители этих домов сами признают, что их управляющая компания работает не так, как «Энергия». Но выбор УК всегда остаётся за собственниками, может быть, их самих всё и устраивает.

Покой нам только снится

Средняя зарплата иркутского дворника составляет от 12 до 40 тысяч рублей в месяц, всё зависит от тарифа в многоквартирном доме на содержание общего имущества и объёма домов. Рабочий день – с 6 утра до 5 часов вечера с перерывом на обед. И, конечно же, график работы зависит от погодных условий. Предусмотрены отпуск, больничные, вынужденные отгулы. За одним дворником закреплено в среднем 4-5 домов.

В основном дворниками работают молодые люди в возрасте 20–45 лет. В бригаде у Рагожиной четыре дворника. У каждого свои причины работать с метлой: подработка, отсутствие спроса на специальность, личные обстоятельства. Пенсионеры попадаются редко: работа всё-таки тяжёлая. «И студенты в нашей практике были, но надолго они не задерживаются – хотят работать по вечерам, но такое невозможно: жильцы хотят, чтобы уборку начинали с утра, ведь приятно выйти в уже чистый двор, а ночью много мусорят, – рассуждает наша собеседница. – У нас был студент, ему нужна была подработка, работал хорошо, но перед сдачей экзаменов уволился. А работа, повторюсь, ответственная».

По её словам, зимой приходится тяжелее всего: гололёд и обильные осадки заставляют трудиться в усиленном режиме. Основная работа выполняется вручную – с помощью ледорубов, скребков и лопат. «Чаще, конечно же, чистим дворы специальной техникой, – добавляет Светлана. – Лето для нас – пора проведения работ по текущему ремонту, подготовки домов к отопительному сезону, благоустройства территорий».

– Эта зима была для всех очень сложной, мы не исключение, – добавляет наша собеседница. – Синоптики говорят, что такие снежные зимы бывают раз в 70 лет. Снега выпало так много, что кровли домов мы чистили не один раз. А это всё стоит денег. Жители порой не понимают, сколько стоит та или иная работа. Тарифы на доме утверждаются решением общих собраний собственников. Есть дома, где тариф на содержание и текущий ремонт был утверждён в 2015 году, а сейчас уже 2018 год. Цены растут, материалы и услуги дорожают. Но чаще всего наши жители всё понимают и ценят нашу работу, поэтому «Энергия» очень плотно взаимодействует со старшими по домам и всегда находит точки соприкосновения.

Интерес не только в деньгах, но и в репутации

Исторически так сложилось, что жители Академгородка очень интеллигентные. Тут менталитет такой, что сами жители очень активные, аккуратные. Они служат своего рода контролёрами для коммунальщиков. «Чтобы не делать из жильцов жертв бюрократизма, нужно установить соседские отношения, наработать чёткую обратную связь и вовремя реагировать на звонки, – делится наш домоуправ. – Регулярно собирать общие собрания, знакомиться с проблемами жителей, помогать их решать. Они же всегда объективно оценивают работу коммунальщиков. Из таких каждодневных «оценок» и мнений складывается общий имидж управляющей компании».

Это подтвердила председатель совета дома № 317 по улице Лермонтова – активная жительница Светлана Кирпиченко:

– УК «Энергия» привлекла нас тем, что всегда идёт на диалог. Раньше нас обслуживала другая управляющая компания, но такого взаимопонимания у нас не было. Когда мы искали себе УК, рассматривали много вариантов, но все они навязывали нам свои договоры со своими, уже прописанными условиями, и не все они нас устраивали. Ещё в 2014 году мы сравнивали договоры нескольких компаний и пробовали обсудить их условия – только УК «Энергия» спокойно отреагировала на обсуждение условий договора. Они ждали, пока мы согласовывали пункты договора. В конце концов наш дом и ещё три соседних перешли в «Энергию». Вместе планируем текущие ремонтные работы, вместе обследуем крыши и подвалы.

Тем временем утренняя смена бригады подошла к концу. Дворники завершают работу на территории и расходятся на обед. После им снова предстоит вступить в борьбу с мусором – бесконечную, но очень нужную!

 

Читайте также
Свежий номер
Актуально
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector