издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Столичность» стоит денег

Иркутску нужен более мощный ресурс

Люди стремятся жить в больших городах. Этот сложившийся тренд пока игнорируют в Приангарье. Крупные города давно соревнуются за интеллектуальный и человеческий ресурс, который экспертное сообщество уже сравнивает с нефтяными скважинами. Эта тема крепко связана с демографическими вопросами. Иркутская область в течение 15 лет сталкивается с миграционным оттоком, границей для которого стал Красноярский край.

Агломерация как преимущество

Нужно развивать города, потому что именно в них концентрируется лучший человеческий капитал, считает профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. Как-то, выступая перед большим стечением представителей иркутского истеблишмента, включая сегодняшних сотрудников правительства Иркутской области, она заметила, что у региона не так уж много точек роста, и поставила развитие агломерации Иркутск – Ангарск – Шелехов в один ряд с развитием нефтяной отрасли. При этом рекомендовала присмотреться к тому, что делает Красноярский край для поддержки своей столицы. По её мнению, шансы обойти Красноярск у Иркутска ещё есть.

Всё чаще Иркутск с Красноярском сравнивают молодые люди, определяясь с тем, где они будут получать образование. Выбирая между городами, люди ориентируются на комфорт, качество инфраструктуры – доступность общественного транспорта, прочих услуг. И Красноярск, получивший на развитие в связи с проведением там Зимней универсиады 59 млрд рублей – 3,5 годового бюджета Иркутска, всё больше отрывается от областного центра Приангарья.

– Из малых и средних городов люди продолжают уезжать. Можно ли сказать, что в Иркутской области ситуация хуже? Нет. Вы средненькие, но Красноярск, например, лучше, – отметила Зубаревич (цитата по ИА «Телеинформ»). – Почему? Он лучше «собирает» население своего края, он более сильный «пылесос». Поэтому из Иркутска надо делать более активный «пылесос» внутри своего региона. С миграционными оттоками из Ангарска и Братска уже ничего не сделаешь. А у Иркутска ещё есть потенциал развития, есть запас времени и нестарое население.

Иркутск, на который приходится четверть населения Приангарья, никогда не относился к лидерам по такому показателю, как бюджетная обеспеченность. Этим термином активно пользуются финансисты, говоря о том, сколько средств из бюджета приходится на одного жителя населённого пункта. Например, в 2015 году на одного иркутянина приходилось 22,1 тыс. рублей, что сложно сравнивать с показателями того же Свирска, где эта сумма превышала 34 тыс.

Сегодня бюджетный процесс в областном центре организован ровно так же, как и в любом другом муниципалитете. Расходы казны в значительной степени направлены на содержание и развитие объектов социальной сферы (57%) – главным образом школ и детских садов.

Хотя региональные власти пока игнорируют совет Натальи Зубаревич, процессы развития Иркутской агломерации идут своим ходом. В областном центре находятся государственные министерства, агентства, службы, представительства, офисы бизнес-корпораций. До 40 тысяч человек ежедневно въезжает в город, в том числе это и жители пригородов, которые работают в городе, привозят сюда детей в школы и детские сады, получают здесь медицинское обслуживание.

Нагрузка возрастает

Вопросы возрастающей нагрузки на региональную столицу должны решаться, сочла группа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области и в апреле внесла в областной парламент законопроект, увеличивающий объём субсидий, предоставляемых Иркутску на исполнение функций областного центра. И если сейчас город, как столица региона, получает 0,2% от объёма налоговых доходов областного бюджета, то в случае принятия законопроекта доля финансирования Иркутска может возрасти до 2,2%.

По подсчётам депутата Законодательного Собрания Иркутской области Эдуарда Дикунова, одного из инициаторов законопроекта, город сможет получить дополнительно 2 млрд рублей. Наш собеседник полагает, что финансирование программ по развитию областного центра должно начаться уже в этом году.

– Город может направить эти деньги на создание комфортной среды, на ремонт зданий, особенно относящихся к социальной инфраструктуре, к памятникам истории и культуры, на строительство дорог. Словом, на всё, в чём так нуждаются иркутяне, которые хотели бы видеть Иркутск современным, но при этом не утратившим свою самобытность, сохранившим дух исторического города с уникальной архитектурой, – говорит Эдуард Дикунов.

Пока же «на столичность» Иркутск получает около 400 млн рублей в год. Это субсидия на городские дороги. Для сравнения: всего, по данным пресс-службы администрации Иркутска, на содержание и ремонт улично-дорожной сети города, внутриквартальных территорий, мостов и других объектов, а также на строительство и реконструкцию автомобильных дорог город потратил в прошлом году 2,3 млрд рублей.

«Заначка» для муниципалитетов

В «заначке» Законодательного Собрания уже больше года лежит другой законопроект, подготовленный Эдуардом Дикуновым. И этот документ также связан с увеличением финансирования городов. Депутат предложил передать часть поступлений от регионального налога на имущество организаций муниципалитетам.

Сейчас муниципальными считаются лишь налоги на имущество физических лиц. Платежи за здания и сооружения предприятий полностью уходят в областную казну. А регион этими поступлениями, отмечает парламентарий, с городами не делится. Хотя ещё в 2012 году указом президента зачисление этого налога в муниципалитеты рекомендовалось, комментирует Дикунов. Сам же он предлагает установить следующую пропорцию: 90% – областной бюджет, 10% – муниципальные районы и городские округа.

Только Иркутску эта законодательная инициатива дала бы около 600 млн рублей, подсчитал депутат. Этими деньгами город мог бы распорядиться на своё усмотрение, не ожидая «разнарядки» от регионального правительства в виде трансфертов. Несмотря на то что движение законопроекту пока не дали – губернатор направил на него отрицательное заключение, мнение Эдуарда Дикунова на этот счёт не изменилось.

– Одним из основополагающих принципов местного самоуправления является его независимость от государственной власти, которая невозможна без самостоятельности в финансовой сфере, – говорит он. – В Европейской хартии местного самоуправления закреплено положение о том, что органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться.

Нельзя развивать города только решениями региональных властей. Это позиция и Натальи Зубаревич.

– Так не бывает. Город – место, где низовые интересы пересекаются с интересами власти, это переговорная площадка, – говорит она. – Какой может быть эта площадка, когда доля областных трансфертов в бюджетах городов почти 58%? Трансферт – это несвобода: тебе сверху дали деньги и сказали, на что ты их можешь потратить, к тому же должен это софинансировать. Как можно развивать города в условиях финансового крепостного строя?!

По мнению эксперта, отношения региона с крупнейшими городами требуют изменений. Иначе о их развитии стоит забыть.

От первого лица

В Послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин предложил развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели за предстоящие шесть лет:

– Такой масштабный проект – это новые экономические и социальные перспективы для людей, современная среда для жизни, для культурных и гражданских инициатив, для малого бизнеса и стартапов. Всё это послужит формированию в России массового деятельного среднего класса.

Очень многое будет зависеть, конечно, от городских, местных властей, от их открытости передовым идеям, от готовности откликаться на запросы представителей разных поколений, семей с детьми, пенсионеров, инвалидов. Мнение людей, каким быть их городу или посёлку, должно быть решающим. Мы об этом не раз говорили, в том числе на встречах с руководителями муниципалитетов. Сегодня говорю это не для галочки и прошу обратить на это внимание руководителей всех уровней.

Важно, чтобы развитие городов стало движущей силой для всей страны. Активная, динамичная жизнь России с её огромной территорией не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах. Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры