издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не представляет ценности»

Региональная власть дала добро на уничтожение дома Рассушина

На прошлой неделе мы все с вами стали беднее, хотя не все это заметили. У Иркутска отняли ещё один памятник. Причём сделал это не кто-нибудь, а региональная власть в лице Службы по охране объектов историко-культурного наследия. 15 августа приказом руководителя службы из списка памятников выведен дом Рассушина, невзирая на громкие протесты людей, чьи имена имеют солидный вес в архитектурной среде. Есть опасения, что старый дом будет снесён уже на следующий день после вступления приказа в силу. Чтобы этому помешать, на сайте наследие-иркутск.рф начат сбор подписей против вывода дома Рассушина из реестра памятников. В четверг, 23 августа, в 13 часов у здания службы состоится пикет, на который приглашают всех иркутян.

Когда в прошлом номере «ВСП» я писала о том, что готовятся документы на выведение дома Рассушина из списка выявленных памятников, я, признаться, и сама не верила, что это может произойти на самом деле. Казалось немыслимым, чтобы власть поступила настолько цинично. На самом деле в службе прекрасно осознают ценность дома Рассушина. И у нас есть тому доказательства – текст в газете от 17 января 2017 года «Вечные ценности». Тогда заместитель руководителя службы Григорий Ивлев говорил: «Теоретически заказчик может найти ещё какого-то эксперта, но я не знаю, как в дальнейшем можно обосновать заключение о том, что дом Рассушина не представляет ценности».

Борьба за объект началась не вчера. Она продолжается с 2015 года, когда собственником была сделана первая попытка признать строение не заслуживающим статуса памятника. С тех пор иркутскими специалистами вдоль и поперёк изучен этот деревянный домик, так удачно вписанный в уникальный фрагмент исторической застройки. Здесь сохранилось пять деревянных построек, рядом – каменная канцелярия генерал-губернатора, Белый дом, затем известный и за пределами Сибири дом с куполами – здание ИРГИРЕДМЕТа. Всё это придаёт дому Рассушина дополнительную ценность и позволяет говорить не об одном домике, а о целом участке бульвара Гагарина.

«Это некомпетентность, коррупция или безразличие»

Особенную пикантность ситуации добавляет тот факт, что в момент принятия рокового для памятника решения на руках у чиновников из Службы по охране объектов историко-культурного наследия находилось две экспертизы на дом Рассушина. Одна из них – положительная, и в её поддержку ещё четыре иркутских государственных эксперта пишут свои заключения. Другая – отрицательная, выполненная экспертом из Выборга Юлией Куваевой, которая даже не приезжала в Иркутск и в глаза не видела предмет своего исследования. Но именно последней экспертизе служба отдала предпочтение, вынося свой вердикт.

«Что за этим стоит, можно только догадываться, – говорит председатель ИРО ВООПИК доцент ИрНИТУ Алексей Чертилов. – Это некомпетентность руководителя, коррупция или безразличие».

В пятницу, 17 августа, состоялась пресс-конференция, на которой в защиту памятника выступили региональные общественные организации. Их представляли руководитель ИРО ВООПИК Алексей Чертилов, председатель правления Иркутской региональной организации Союза архитекторов России Игорь Козак, руководитель общественной организации «Наследие» Дмитрий Разумов и, наконец, доктор архитектуры, профессор, председатель Общественного совета при Службе по охране объектов историко-культурного наследия Иркутской области Марк Меерович.

Разговор на ней шёл не только о доме Рассушина. В последние годы Иркутск превратился в сладкий пирог, от которого кто-то откусывает по кусочку. Системно выводятся из списков не только выявленные памятники, расположенные в центральных районах. Бесследно и без последствий исчезают реестровые объекты, находящиеся под государственной охраной. А на их месте появляются кирпичные новостройки.

По данным Дмитрия Разумова, в 2001 году в списке выявленных объектов историко-культурного наследия в Иркутске насчитывалось 618 памятников. Теперь осталось 424 объекта. Около 200 старинных домов было выведено из-под охраны и утрачено за считанные годы. Пройдёт ещё 5–10 лет, и лицо города изменится до неузнаваемости.

– В конце прошлого года я написал открытое письмо губернатору с просьбой остановить процесс массовой утраты памятников в регионе, – говорит Марк Меерович. – Я не призывал и не призываю к увольнению руководителя службы или сотрудников. Объясню, почему. Если руководитель службы не подписывает акт, а потом его вызывают в «Серый дом», и после возвращения оттуда он тот же самый акт подписывает, значит, источник этого решения не в службе, а в том аппарате, который должен её деятельность контролировать. Иркутск – город небольшой, и всё тайное здесь быстро становится явным. С момента моего обращения к главе региона никаких решений принято не было. Я не могу допустить мысль о том, что губернатор просто проигнорировал эти факты. Значит, речь идёт либо о халатности и нежелании что-либо менять в этом процессе, либо о прямой заинтересованности правительства области именно в таком положении дел.

Все на пикет

Участники пресс-конференции заявили о том, что подготовлено ещё одно коллективное обращение на имя губернатора. На сайте наследие-иркутск.рф начат сбор подписей горожан против вывода дома Рассушина из списка памятников. Проголосовать можно в течение месяца. В четверг в 13 часов дня напротив здания Службы по охране объектов историко-культурного наследия по улице 5-й Армии, 2, состоится пикет, на который зовут всех неравнодушных иркутян.

Участники пресс-конференции подготовили исковое заявление и намерены в судебном порядке оспорить правильность акта о выводе дома Рассушина из списка памятников, а также добиться его возвращения в реестр.

Подготовлено также коллективное письмо на имя министра культуры РФ с просьбой о проведении аттестации экспертов, которые выводили значимые объекты из числа памятников. В частности, речь идёт о зданиях по адресам: бульвар Гагарина, 32а, Бабушкина, 2.

– Кроме того, мы начинаем публичный проект об утраченных памятниках с выявлением интересантов и оглаской этой информации для общественности, – добавил Дмитрий Разумов. – Я думаю, информация для иркутян будет просто шокирующей.

«…Уже на следующий день дом снесут»

Однако даже сами инициаторы всех этих процессов не слишком оптимистично оценивают свои судебные перспективы.

– Приказ о невключении дома Рассушина в реестр вступит в силу сразу после публикации в газете «Областная», – говорит Алексей Чертилов. – И я вас уверяю, после этого уже на следующий день дом снесут.

Тем более что подобный прецедент уже имеется. Примерно такой же сценарий был использован, когда из списка памятников выводился дом по улице Бабушкина, 2.

– Мы увидели экспертизу на вывод объекта на следующий же день, – рассказывает Дмитрий Разумов. – Срочно заказали и оплатили альтернативную экспертизу. Но, когда мы её принесли, уже появился приказ о выведении объекта из списка выявленных памятников. И на следующий день дом был снесён. А нашу экспертизу рассмотрели и сказали, что объект и правда очень ценный, но к сожалению, он уже утрачен. Мы всё сделали, чтобы сохранить дом Рассушина, но у нас не получилось. Единственное, на что мы надеемся, – это общественное мнение, с которым, впрочем, всё меньше считаются Служба по сохранению наследия и действующий губернатор. Мне очень нравится предвыборный билборд КПРФ, где написано, сколько школ и детских садов за три года за бюджетные деньги якобы построила КПРФ. Ну пусть они уж тогда напишут ниже, сколько памятников за этот срок было утрачено. Тогда у нас будет более объективная картина происходящего в области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры