издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь станет хоть чуточку легче

После публикации в «Восточке» пациента Ангарского гемодиализного центра обеспечили средствами реабилитации

В сентябре «Восточка» рассказывала о Сергее Макарове, пациенте Ангарского гемодиализного центра. Вся его жизнь построена вокруг медицинской процедуры, от которой зависит само физическое существование больного человека. Больше сил не хватает ни на что, даже на оформление инвалидной коляски. После публикации в газете кое-что в жизни Сергея изменилось. Например, на прошлой неделе сотрудники Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ вручили ему сразу две коляски – домашнюю и прогулочную.

Сергей Макаров живёт на гемодиализе уже десять лет. Это значит, что его жизнь полностью зависит от процедуры очистки крови при помощи аппарата «Искусственная почка». Длительность каждой процедуры около четырёх часов. Делать её нужно через день, чтобы выводить из организма скопившиеся шлаки. Понятно, что любой диализник крепко-накрепко привязан к своему гемодиализному центру.

Вообще-то у Сергея есть дом в посёлке Железнодорожный Усольского района, где он и родился. Но, едва в Ангарске появился гемодиализ, мужчина переехал жить в хоспис при центре. Когда областное правительство приговорило хоспис к закрытию, пациенты стали решать свои проблемы, как могли. Сергей снял квартиру поближе к больнице. К этому времени он уже потерял возможность ходить на своих ногах, поэтому других вариантов просто не оставалось.

Практически вся пенсия по инвалидности у Сергея уходит на оплату арендованного жилья. Помочь ему некому. Жена ушла много лет назад, взрослая дочь не принимает участие в жизни отца. Может быть, поэтому на оформление льгот и даже на получение инвалидного кресла у Сергея просто не хватало ни сил, ни настойчивости.

Правда, два года назад он попытался дать государству знать о своём бедственном положении. Однако собрать все необходимые справки не смог. Для человека, который не в состоянии передвигаться без посторонней помощи, это не так просто. Тем более если ты прописан в одном месте, а живёшь в другом. «Кто меня за каждой справкой будет возить в Усольский район, – вздыхал Сергей во время нашей первой беседы. – Попросил знакомых мужиков, они мне коляску у себя в мастерской собрали из старых запчастей». На этой самодельной коляске наш герой и ездил до последнего времени.

Но после выхода статьи о проблеме Сергея узнала руководитель Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ФСС) Яна Соболь. Именно эта структура занимается обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации – инвалидными колясками, протезами, слуховыми аппаратами.

Выяснилось, что на учёте в региональном отделении фонда состоит более 20 тысяч инвалидов. Но Сергея Макарова среди них нет. Поэтому люди, отвечающие за наличие коляски у каждого инвалида в нашей стране, просто не знают о существовании Сергея Макарова и о том, как сильно ему нужна коляска.

– Понимаете, наша работа носит заявительный характер, – говорит директор филиала № 8 Иркутского регионального отделения ФСС РФ Ирина Цыпенко, которая как раз занимается инвалидами из Ангарска. – Пока к нам не поступило заявление от гражданина на получение коляски, мы никак не можем догадаться о том, что она нужна.

Если можно так выразиться, Фонд социального страхования – последнее звено в цепочке «инвалид – государство». Сначала в процесс включается медучреждение, в котором пациент проходит врачебную комиссию. Затем его подхватывает другая структура – медико-социальная экспертиза, которая составляет индивидуальную программу реабилитации. И в этой программе точно написано, какие технические средства нужны больному. Тут уже в дело вступает Фонд социального страхования и обеспечивает человека этими средствами.

В данном случае сбой системы произошёл в самом начале, где-то на уровне поликлиники. Теряя способность ходить или слышать, человек не попадает в безвоздушное пространство. Вокруг него по-прежнему люди, а главное – врачи, которые знают такие слова, как «индивидуальная программа реабилитации», «врачебная комиссия», «медико-социальная экспертиза». Именно участковый терапевт первым видит, что пациент не может ходить самостоятельно и ему нужна новая программа реабилитации, чтобы получить инвалидное кресло.

Когда за дело взялась Яна Соболь, выяснилось что пройти врачебную комиссию для получения индивидуальной программы реабилитации можно по месту жительства, а не по месту прописки, то есть в больнице скорой медицинской помощи Ангарска, к которой прикреплён Сергей. Администрация больницы быстро откликнулась и принялась всячески способствовать благому делу. Поскольку пациент попался примерный, давно обследованный вдоль и поперёк, комиссию удалось пройти быстро.

– Наш специалист приходил домой к Сергею, прежде чем разработать программу индивидуальной реабилитации, – говорит начальник отдела по работе с обращениями Главного бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области Софья Самосват. – Освидетельствование на дому мы практикуем, если к этому есть медицинские показания. Это обычная практика.

Как только была оформлена индивидуальная программа реабилитации, Сергея Макарова моментально поставили в очередь на получение транспортного средства.

И тут Сергею наконец-то просто повезло. Как раз в это время Иркутское отделение ФСС занималось оформлением очередного контракта на получение инвалидных колясок марки «Отто Бокк». Сергей Макаров был включён в реестр получателей. Кстати, с начала года за счёт федерального бюджета Иркутской области было выделено 526 534,1 тыс. рублей на закупку технических средств реабилитации для инвалидов. Этого достаточно для того, чтобы сейчас обеспечивать техсредствами тех, кто подал заявки в октябре.

В конце ноября Сергей Макаров получил сразу две коляски – более лёгкую комнатную и надёжную прогулочную. Теперь его жизнь станет хоть чуточку легче. Жаль только, что нельзя так просто решить все проблемы инвалидов. Например, по мановению волшебной палочки создать в городе безбарьерную среду.

Например, на первом этаже БСМП расположено травматологическое отделение. А единственный пандус к нему был построен в прошлом году, да и то по решению суда. Но даже им инвалиды могут воспользоваться с трудом, настолько он неудобный. Например, кнопка вызова помощи расположена на верхней площадке этого сооружения. А если человек всё-таки забрался наверх, зачем ему помощь, он ведь уже справился с задачей. Что уж говорить о высоких бордюрах, непреодолимых для колясочников лестницах и так далее. Поэтому дорога до больницы для Сергея Макарова и других маломобильных пациентов – настоящее ежедневное испытание.

Но пример Сергея Макарова показывает, что всё это можно переделать и преодолеть. Для этого не нужно совершать какие-то подвиги. Достаточно, чтобы каждый человек на своём рабочем месте оставался не просто функцией, а человеком.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры