издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога к набережной

Архитекторы представили иркутянам решения по благоустройству центра города

В конце ноября в Иркутске стали известны победители двух больших архитектурных конкурсов. Участники первого предлагали лучшее эскизное решение, вариант, где мог бы разместиться концертный зал, рассчитанный на 1200 зрителей. В рамках второго конкурса авторские коллективы готовили архитектурно-градостроительную концепцию застройки территории, ограниченной улицами Цесовской Набережной, Сурикова, Ленина и Степана Разина. Вчера победители конкурсов, а также председатель конкурсных комиссий – главный архитектор Иркутска Сергей Александров – рассказали журналистам о своих замыслах.

На конкурс по определению места строительства универсального концертного зала было заявлено шесть работ авторских коллективов. Один из участников – иркутский школьник – подал проект вне конкурса, но и его было решено взять в работу. Сергей Александров отметил, что конкурс мэрия проводила не ради того, чтобы определить победителя и работать с одним проектом. Основная цель конкурса – собрать лучшие идеи и использовать их в городском благоустройстве.

Иркутяне неоднозначно восприняли предложение победителей конкурса – группы архитекторов во главе с Олегом Бадулой – разместить концертный зал на острове Конный: на участке площадью шесть гектаров в восточной части острова, между Академическим мостом и островом Юность. «Я считаю, именно в этом месте концертный зал будет максимально «раскрыт» на город. На берегу Ангары это сооружение смогут видеть жители левого берега. С одной стороны, зал находится в шаговой доступности от исторического центра Иркутска, в то же время он несколько удалён от непосредственно ткани исторической застройки, что также является преимуществом. Оно даёт возможность разместить здесь объект динамичной архитектуры. Возможно, сооружение станет высотным акцентом, новым местом притяжения для горожан и гостей», – изложил аргументы в пользу этого места победитель конкурса.

Ещё один плюс, по мнению Олега Бадулы, – возможность свободного проезда для транспорта. На острове Конный можно запланировать большую парковку. По мнению архитекторов, рядом с концертным залом уместна парковка на 300 мест. Она могла бы служить не только для гостей концертного зала, но в целом для всех посетителей островов Конный и Юность.

Архитекторы предлагают рядом с концертным залом разместить гостиницу (ещё один высотный акцент), что позволит рационально использовать территорию острова. Единственный минус острова Конный для размещения крупных объектов победители конкурса видят в отсутствии инфраструктуры.

Если этот вариант сравнить с предложением ещё одной группы авторов – разместить концертный зал в районе улицы Пискунова, становится понятно, что там препятствий намного больше. Конкурсанты предложили построить зал на территории деревянных кварталов, которые запланированы под расселение. Проблема в том, что поиск источников финансирования переселения может затянуться на годы. Горожане же хотят современный концертный зал в обозримом будущем. Кроме того, конкурсная комиссия отметила идею расположить концертный зал внутри Маратовской развязки, «расширив» при этом само кольцо.

Победители второго конкурса предложили подход, при котором пространство в районе Цесовской Набережной должно быть отдано пешеходам, а не транспорту. Ключевые решения проекта заключаются в том, что на этой территории исключается сквозной проезд транспорта вдоль береговой линии. «Не нужно «загонять» весь транспорт в центр, должны быть дублирующие магистрали. Центр – это наши достопримечательности, он не должен быть загромождён автомобилями, чтобы люди могли свободно перемещаться из одного общественного пространства в другое», – говорит руководитель группы архитекторов, набравшей максимальное число баллов, Андрей Белопольский. Проезд для транспорта будет сохранён на участке от улицы Гаврилова до моста. Остальную часть набережной планируется сделать пешеходной. В единый комплекс предполагается связать бульвар Гагарина и Нижнюю Набережную с дорожками для велосипедистов.

Участники группы предложили создать зелёную набережную с «мягкими» очертаниями, не ограниченную бетонными стенами. Предполагается, что с нижнего уровня, самого близкого к воде, будет открываться вид на верхнюю часть набережной и городские улицы. Эффект изолированности планируется преодолеть за счёт плавных откосов, террас и амфитеатров.

По мнению архитекторов, гармонично впишется в набережную жилая застройка разной этажности. Найдены решения для инфраструктурных объектов, например для теплосетевой подстанции, при которых сооружения не смотрятся чужеродными в исторической застройке: техническое здание предлагается оформить в ретро-стиле. «Будут использованы современные материалы. В этом нет ничего страшного. Гармоничное сочетание современных объектов – сохранённых, отреставрированных – насыщает пространство», – рассказывает архитектор.

Проект победителей конкурса предполагает, что все улицы, перпендикулярные береговой линии, будут выходить на набережную. В частности, основной пешеходной артерией станет улица Марата, которая будет продолжена до реки. Сейчас улицы «отсечены» от набережной, авторы проекта предлагают открыть сквозные проходы для людей.

«В районе набережной не будет парковок, они будут размещаться на прилегающих улицах. Первые этажи зданий планируется отдать под торговлю, кафе. Эти сооружения, как и дороги, не будут преграждать путь, люди смогут свободно проходить мимо домов», – отмечает Андрей Белопольский.

Проведение конкурсов – один из первых шагов к осуществлению замыслов архитекторов. Следующие этапы – внесение изменений в муниципальные градостроительные документы. На декабрьском заседании депутаты Думы Иркутска внесли изменения в генеральный план города, по которому Цесовская Набережная на участке от улицы Ленина до Чудотворской исключена из числа магистральных для транспорта. Это лишь часть изменений, не видимых людскому глазу, но необходимых для того, чтобы горожане в ближайшие годы могли прогуляться по благоустроенной Цесовской Набережной. Или сходить на концерт в своём городе, испытывая не чувство вины, а лишь гордость за то, в Иркутске наконец появился современный концертный зал.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер