издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Залезая в «народный» карман

Региональная власть толкает муниципалитеты на нарушение Бюджетного кодекса

Муниципалитеты часто вынуждены тратить средства программы «Народные инициативы» не туда, куда хотят, а туда, куда прикажет исполнительная власть. Например, недавно в территории разлетелось письмо из министерства жилищной политики, транспорта и связи с указанием брать драгоценные «народные» денежки и оборудовать на них контейнерные площадки. В итоге муниципалитеты идут на нарушение Бюджетного кодекса, а «Народные инициативы» превращаются в профанацию.

Контрольно-счётная палата Иркутской области проверила исполнение программы «Народные инициативы» муниципальными образованиями региона. Итог получился интересным. Тут и нарушения бухгалтерской отчётности, и ещё много всего. Но системные нарушения говорят скорее о том, что муниципалитеты находятся в крайне бедственном положении, раз вынуждены брать драгоценные «народные» деньги и тратить их на закупку оборудования для садиков или замену в них же окон.

В 2016 году на реализацию программы «Народные инициативы» из областного бюджета было выделено 300 млн рублей, в 2017 году – 500 млн рублей. Проект реализовывается с 2012 года, за этот период в территории направлено 4,4 млрд рублей. Программа очень востребованная, поскольку это деньги сверх годового бюджета, которые муниципалитеты могут использовать по своему разумению. Например, в прошлом году более 400 муниципальных образований смогли что-то сделать на эти деньги. Аудиторы КСП проверили, насколько эффективно были потрачены эти средства.

«Это не их полномочия»

Аудиторы отметили, что часто средства «Народных инициатив» используются, что называется, «не на те цели». Например, из программы нельзя брать деньги на капитальные ремонты или строительство. Но территории это всё равно делают. Правда, иногда по документам ремонт называется «текущим», а по факту остаётся капитальным.

Аудитор Контрольно-счётной палаты региона Лариса Мулярова отметила, что только в рамках «Народных инициатив» муниципалитеты могут сделать уличное освещение.

– Более никакими способами и никаким образом муниципальные образования не смогут получить средства и реализовать в 21 веке потребность населения жить с нормальным уличным освещением, – заявила Мулярова. – В этой ситуации нужно, конечно, помогать муниципальным образованиям.

Распространённым оказалось нарушение, когда средства «Народных инициатив» используются не совсем на народные инициативы, а, прямо скажем, на «затыкание дыр». Иногда это граничит с определением «нецелевое использование бюджетных средств». А для глав это ведь всё равно, что по тонкому льду ходить. За «нецелёвку» можно ответить по всей строгости закона. Как правило, рискуют они ради… приобретения материально-технического оборудования или проведения ремонта в учреждениях образования.

Например, администрация Мамско-Чуйского района провела закупки для дошкольных учреждений. В Свирске закупили оборудование для игровых площадок в детском саду, в Киренском районе администрация закупила и оплатила монтаж оконных блоков для детского сада. Между тем содержателями зданий являлись сами учреждения. По закону на все эти цели они должны получать субсидию и самостоятельно закупать для себя всё, что нужно. Но по факту денег на это нет.

– Это не полномочия муниципалитетов, – отметила Лариса Мулярова. – Предоставление субсидии на сферу образования не относится даже к полномочиям министерства экономического развития, через которое идёт выделение средств на программу «Народные инициативы». Эти расходы осуществляются министерством образования. Если образованию муниципалитетов нужна поддержка, субсидия должна быть отдельная, целевая.

«Народные ли это инициативы?»

Стоит ли удивляться, что в итоге аудиторы не увидели реального участия населения в реализации мероприятий программы. Например, администрация должна была показать проверяющим протоколы сходов, общих собраний, на которых население принимало бы участие в решении вопросов местного самоуправления. И такие документы были предоставлены. Но эксперты КСП сочли, что составлялись они формально, для галочки. Решения же принимались по факту не на общем собрании, а разумением руководства.

– Народные ли это инициативы? – задала вопрос Лариса Мулярова. – Конкретно эта программа создана для того, чтобы решать проблемы населения, а не проблемы администрации. Проблемы, на которые фактически «перекидывают» народные деньги, должны решаться в рамках государственных программ.

Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская отметила, что перекидывание денег из «Народных инициатив» началось практически сразу после принятия программы. Но инициировано это перекидывание даже не самими муниципалитетами.

– В муниципалитеты пошли письма (от правительства региона. – Авт.) с указанием использовать средства «Народных инициатив». Недавно главы получили письмо из минЖКХ с указанием брать деньги из «Народных инициатив» на обустройство контейнерных площадок в 2019 году в рамках проведения «мусорной реформы». Муниципалитеты были крайне возмущены. Органы местного самоуправления изощряются и делают ремонты на эти средства просто потому, что другие деньги изыскать не могут. Наверное, мы будем просить, чтобы муниципалитетам разрешили тратить деньги «Народных инициатив» на ремонты, – сказала Зоя Масловская.

– Вместо того, чтобы увеличить субвенцию, органы исполнительной власти давят на глав и заставляют брать средства на решение насущных задач из «Народных инициатив», – поддержала муниципалитеты вице-спикер Законодательного Собрания Наталья Дикусарова. – При этом мы все понимаем, что средства «Народных инициатив» – самая востребованная часть бюджета в пользу органов местного самоуправления. Как только мы приступаем к формированию бюджета, начинаются массовые обращения с просьбой сохранить средства «Народных инициатив». Нужно всё-таки дать возможность органам местного самоуправления направлять эти деньги туда, куда они хотят, а не туда, куда их заставляют.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры