издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оптовый покупатель, розничный продавец

О работе сбытовой компании – в заключительной главе «Энергетики от А до Я»

Топливо для производства электроэнергии необходимо добыть, а саму энергию – произвести и распределить. Для того, чтобы замкнуть эту цепь, необходимо ещё одно звено – сбыт. Подразделения, которые продавали электричество и на которые ложились все взаимоотношения с потребителями, всегда существовали в структуре энергетических предприятий, но в последнее десятилетие они функционируют как отдельные компании. Тому, как это работает, посвящена заключительная глава проекта «Энергетика от А до Я».

Хотя предприятие по сбыту энергии и контролю за её использованием в составе районного управления «Иркутскэнерго» было создано без малого 65 лет назад, история существования «Иркутскэнергосбыта» в качестве самостоятельной структуры берёт своё начало 1 октября 2008 года. Разделение связано с реформой отрасли, которая стартовала в стране в 2003 году. «Ещё в конце девяностых в правительстве России понимали: если не развивать энергетику, это негативно скажется на всей экономике страны, – отмечает руководитель группы технического аудита службы технического аудита «Иркутскэнергосбыта» Владимир Василенко. – Поэтому перед руководителями отрасли поставили задачу: придумать, как её преобразовать, чтобы она развивалась и стала локомотивом для остальных отраслей. Была принята концепция, по которой конкурентные виды деятельности отделили от того, что регулирует государство. Так возникло разделение на конкурентные генерацию, то есть производство электроэнергии, со сбытом и регулируемую транспортировку по сетям. По такому сценарию события начали развиваться в начале двухтысячных».

По гарантии

Ключевым нововведением реформы стало создание оптового и розничного рынков электроэнергии. В настоящее время на первом из них в качестве «продавцов» представлены 118 генерирующих компаний, а в роли покупателей выступают 127 сбытовых организаций, 28 крупных потребителей (в основном металлургические заводы), 95 гарантирующих поставщиков и 9 сетевых предприятий, которые выполняют те же функции, а также компания «Интер РАО ЕЭС», занимающаяся экспортом и импортом электричества. Плюс 5 инфраструктурных организаций, которые обеспечивают работу рынка.

«Иркутскэнергосбыт» – один из трёх гарантирующих поставщиков электричества в регионе. Это означает, что компания не имеет права отказать в заключении договора энергоснабжения тем, кто в неё обратился. Если, конечно, он находится в зоне действия предприятия и надлежащим образом подключён к сетям. То же требование распространяется на «Русэнергосбыт», работающий при железной дороге, и «Витимэнергосбыт», который поставляет электричество населению и предприятиям Бодайбинского района.

«По сути, гарантирующий поставщик – это торговая компания, которая покупает необходимый потребителю ресурс на оптовом рынке и обеспечивает электроснабжение своих абонентов в точках поставки, – поясняет Владимир Николаевич. – При этом в интересах потребителей он выстраивает взаимоотношения с оптовым рынком, где энергия приобретается, и с сетевыми предприятиями, которые её транспортируют». В Приангарье работают 23 сетевые компании. Крупнейшая – Иркутская электросетевая компания, которая является «держателем котла». Для остальных региональная Служба по тарифам устанавливает индивидуальные цены для расчёта с «держателем котла». «За каждый киловатт-час, дошедший до нашего потребителя, мы рассчитываемся с Иркутской электросетевой компанией по «котловому» тарифу, а она – со всеми остальными, исходя из индивидуальных тарифов, – добавляет Василенко. – Такая сложная схема создана для того, чтобы все потребители в области, которые присоединены к сетям одного класса напряжения, имели одинаковую конечную стоимость электроэнергии».

Слагаемые цены: рынок плюс надбавки

Стоимость услуг по передаче – лишь одна из трёх составляющих конечной цены, по которой «Иркутскэнергосбыт» продаёт электричество на розничном рынке. Как и сбытовая надбавка, установленная для поставщиков. Львиную долю стоимости киловатт-часа составляет равновесная рыночная цена, сложившаяся на оптовом рынке (она, к слову, делится на две ценовые зоны – «Центр» и «Сибирь»). Так её называют, поскольку она определяется, исходя из того, за сколько поставщики готовы продать энергию и за сколько её готовы приобрести покупатели. Значительная часть электричества приобретается на рынке на сутки вперёд.

Но абсолютно точно предугадать потребление невозможно, отклонения от прогноза неизбежны. Для того, чтобы их компенсировать, действует балансирующий рынок, торговля на котором происходит в режиме реального времени. Если поставщик произвёл больше, чем было запланировано на рынке на сутки вперёд, он продаёт излишки. Так же ведёт себя потребитель, на нужды которого ушло меньше энергии, чем было указано в заявке. Если же, напротив, потребление оказалось больше, он покупает необходимый объём электричества. Цены при этом выше, чем на рынке на сутки вперёд. Цель такого подхода заключается в том, чтобы «штрафовать» тех, кто допускает наибольшие отклонения от запланированной выработки или потребления, и «премировать» тех, кто придерживается плана.

Надо отметить, что иркутские трейдеры – традиционно одни из самых эффективных в России. Это положительно сказывается на конечной цене электроэнергии для наших потребителей.

В отличие от опта на розничном рынке «Иркутскэнергосбыт» торгует, выступая в роли продавца. Электричество у него по рыночным ценам покупают только юридические лица – промышленные предприятия, бюджетные организации, коммерческие фирмы и т.д. А энергия для населения приобретается на опте по регулируемым договорам, в которых установлена фиксированная цена. И продаётся по тарифам, которые устанавливает государство. Если точнее, Федеральная антимонопольная служба, исходя из подготовленного Министерством экономического развития РФ прогноза социально-экономического развития страны, задаёт на год вперёд предельные минимальную и максимальную цены киловатт-часа для населения. В этом коридоре действуют региональные службы по тарифам, которые устанавливают конечную стоимость. Кстати, жителям Иркутской области киловатт-час обходится дешевле, чем населению любого другого региона: в Хакасии тарифы выше почти в два раза, а в Красноярском крае – в 2,3 раза. Как и тем потребителям, которые по законодательству приравнены к бытовым, – управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, садоводствам, гаражным кооперативам, содержащимся за счёт прихожан религиозным организациям и объединениям, которые приобретают электроэнергию для использования в хозяйственных постройках вроде сараев или погребов. В общем, всем тем, кто не извлекает коммерческую прибыль из своей деятельности.

«Смысл – в оптимизации расходов»

Полезный отпуск абонентам «Иркутскэнергосбыта» составляет 26 млрд кВт-ч ежегодно, таковы данные за 2018 год. Доля населения (в компании действует 980 000 лицевых счетов) составляет немногим менее 6,7 млрд кВт-ч. Всё остальное приходится на поставки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, с которыми заключено около 30 000 договоров.

«Иркутскэнергосбыт» при этом представлен практически на всей территории области – за исключением обособленного Бодайбинского района. В структуре компании насчитывается 18 отделений. «В Иркутске их три, – отмечает Василенко. – Одно занимается продажей электроэнергии юридическим лицам, которые размещаются в обособленных, отдельно стоящих зданиях. Ещё два работают с населением и предпринимателями, которые занимают нежилые помещения в многоквартирных домах». Это объясняется тем, что в Иркутске проживает четверть населения области, здесь же сосредоточено множество коммерческих организаций. Оставшиеся 15 отделений охватывают другие территории региона – от Ангарского и Шелеховского районов на юге до Усть-Кутского, Киренского и Мамско-Чуйского на севере. Помимо этого на всей территории своего присутствия «Иркутскэнергосбыт» выступает в роли агента по сбыту тепла, которое производит «Иркутскэнерго». «Смысл опять же в оптимизации расходов, – говорит Владимир Николаевич. – Зачем образовывать параллельную структуру для продажи тепла?»

Помимо тех служб, которые непосредственно отвечают за сбыт энергии и контроль за её использованием, в компанию входят и вспомогательные подразделения: Единый информационно-справочный центр, сервисный центр, транспортный цех. У «Иркутскэнергосбыта» также есть собственный печатный центр, который выпускает в первую очередь платёжки для потребителей. «Львиная доля абонентов пока предпочитает получать бумажные квитанции, – замечает руководитель группы технического аудита. – Однако мы стараемся объяснить людям через средства массовой коммуникации преимущества, которые даёт дистанционное обслуживание: «Личный кабинет», возможность оплаты и передачи показаний приборов учёта через Интернет, приложения для смартфонов, «Вайбер-бот».

В Единый информационно-справочный центр абоненты обращаются по многоканальной телефонной линии, получают ответы на вопросы, связанные с начислением платы за электроэнергию, информацию о плановых и аварийных отключениях. В каждом отделении есть фронт-офис. Кроме того, в компании есть сервисный центр, сотрудники которого консультируют и сопровождают тех, кто собирается подключиться к тепловым сетям «Иркутскэнерго» или электрическим сетям ИЭСК.

Крупнейший поставщик электрической и тепловой энергии Восточной Сибири – Иркутская энергосбытовая компания – в течение 65 лет подтверждает статус надёжного поставщика электрической и тепловой энергии для миллиона своих клиентов. Поддерживать отношения с потребителями максимально прозрачными, исполнять требования законодательства и быть доступными для каждого жителя региона – вот залог её успешной работы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры