издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тамплиеры поэзии

В Иркутске побывал поэтический десант из Санкт-Петербурга

«Пиитер» – это от слов «Питер» и «пиит». Это слово, согласно легенде, когда-то придуманное Александром Башлачёвым, сегодня уже стало одним из символов города на Неве. Правда, он ставил вторым не «пиит» – «стихотворец», а скорее глагол «пить», однако связывая его с той же поэзией. Сегодня так называется литературное общество поэтов Санкт-Петербурга. Три его представителя – Дмитрий Легеза, Галина Илюхина и Ольга Хохлова – побывали на Международном фестивале поэзии на Байкале.

Мост Питер – Иркутск

Международный фестиваль поэзии на Байкале проходил в начале июня в 18-й раз. Когда-то его придумали и организовали поэт Анатолий Кобенков и Евгений Евтушенко. На этот раз в городе Иркутске и на Байкале побывали гости, представляющие один из самых известных в стране поэтических фестивалей – «Петербургские мосты» – и входящие в литобъединение «Пиитер». Это «поэт и японский самурай» Дмитрий Легеза, председатель оргкомитета «Петербургских мостов» поэт Галина Илюхина и путешественник, создатель необычайного театра Ольга Хохлова.

«Я в 2005–2013 годах входила в литературный клуб XL и позже присоединилась к «Пиитеру», а Ольга и Дмитрий – это, собственно, и есть «Пиитер». А потом я тоже слилась с ними в общем объятии, – говорит Галина Илюхина. – И все вместе мы придумали фестиваль «Петербургские мосты» и конкурс «Заблудившийся трамвай» имени Гумилёва, который существует уже 16 лет, и каждый год его финал проходит в Петербурге во время нашего фестиваля. «Пиитер» – это одно из первых поэтических сетевых объединений, которые превратились в очные. У него замечательное название, объединяющее «пиит» и «Питер». Я с «Пиитером» задружилась в 2002 году, а он родился за два года до этого, в 2000-м. Сергей Ляшко, Виктор Ганч, Дмитрий Легеза стали его основателями». Тайну о том, откуда появилось это явление, немного приоткрыла Ольга Хохлова, отвечая на вопрос, как сама стала поэтом. Когда она родила дочку, та спала по ночам только у неё на руках. Ольга спасалась одним лишь Интернетом. Так она наткнулась на сетевой ресурс «Стихи.ру». Этот ресурс – самый большой по количеству авторов, когда-то в 2001 году прошёл первый слёт сетевых поэтов в подмосковном пансионате «Липки», а потом они вышли в реал, поэтические выступления проводились в Санкт-Петербурге, Москве, появились уже настоящие литобъединения типа «Пиитера» и «Руки Москвы» («Рукомоса»). «Пиитерцы» так говорят о себе: «Один из критиков назвал нас «орденом тамплиеров». Может быть, мы и тамплиеры, если считать поэзию храмом».

Далее родился фестиваль «Петербургские мосты», который объединяет поэтов Санкт-Петербурга из самых разных литобъединений и литературных групп, представителей журналов, участников поэтического конкурса имени Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай», литературного конкурса имени Д. Хармса «Четвероногая ворона». В этом году на фестивале были гости из Москвы, Казани, Луганска, Харькова, Израиля, Италии, Канады… Фестиваль дружит с Festival international de la poеsie de Trois-Riviеres (Квебек, Канада), который существует более 30 лет, и каждый год канадцы отправляют в Петербург своего гостя, а в Канаду едет российский поэт. А после фестиваля в Санкт-Петербурге, который прошёл 7–10 июня, поэты поехали на фестиваль на Байкал. Одна из творческих встреч с Ольгой Хохловой, Дмитрием Легезой и Галиной Илюхиной прошла в областной юношеской библиотеке, носящей имя Иосифа Уткина. Поэты и писатели выступали с концертом в ресторане Bier Haus.

Костя Козлов Младший

Ольга Хохлова читала стихи из последней книги, которая в России ещё не вышла. Книга-билингва включает переводы Ольги Хохловой на русский стихов аргентинского поэта Эухенио Лопеса Арриасу и его переводы стихотворений Ольги на испанский. Эухенио Лопес Арриасу – доктор филологии, преподаватель Государственного института высшего профессорско-преподавательского состава университета имени Хоакина В. Гонсалеса, славист. Занимался переводами российских поэтов, к примеру чуваша Геннадия Айги, авангардиста. В марте книга стихов Ольги Хохловой и Эухенио Лопеса Арриасу «Север это юг» была презентована в Российском центре науки и культуры в Буэнос-Айресе. А в июне они вместе читали стихи на фестивале «Петербургские мосты», спустя несколько дней Ольга одна прилетела в Иркутск, чтобы презентовать отрывки из этой книги. Читала она, конечно, очень необычно: сильный голос, отрывистые интонации – всё это завораживало. Всё дело в том, что поэзия для Ольги Хохловой не единственный способ познания мира. Она много путешествует, её интересует театр, но не совсем обычный.

– Ольга Хохлова – удивительный человек, она организовала в Петербурге замечательный детский интеграционный театр «Куклы», который совершенно не кукольный, – рассказывает Галина Илюхина. – Это замечательное пространство, которое объединяет детей с особенностями в развитии. Театр устроен так, чтобы дети с проблемами со здоровьем могли побывать в удобном, комфортном месте, чтобы они общались без какого-либо различия с детьми, у которых таких проблем нет. Это позволяет привыкнуть друг к другу, чтобы не было излишней жалости и страхов. В театре проходят и поэтические выступления, ставятся прекрасные взрослые спектакли.

В театре вместо стандартных кресел – пространство-трансформер, пуфики легко убираются, чтобы дать место коляске, отсутствуют ступени, чтобы дети с ограниченными возможностями и их родители могли легко попасть в залы, спектакли идут с сурдопереводом или понятны без слов. Помещение под театр ремонтировали на собранные пожертвования, многие люди помогали чем могли. «И, как и у поэтов, у театра та же проблема: ему очень трудно найти деньги, – говорит Галина Илюхина. – Даже на такую хорошую идею. Многие их гладят по головке, говорят, что они прекрасны, и идут дальше. А они бьются-бьются-бьются – и получается, слава богу. Не разобьются ни за что».

Ольга Хохлова ещё и мистификатор. «Один мой друг сказал, что на сайте «Стихи.ру» можно найти хорошие стихи… И я придумала такую шутку. Я придумала персонажа, поэта. Его зовут Костя Козлов Младший, он влюблён в какую-то даму, возможно, у них есть дети, Бог знает… Я хотела обмануть человека, чтобы он их заметил. Он их не заметил…» Если заглянуть на сайт «Стихи.ру», то там действительно обнаружишь Костю Козлова Младшего, который опубликовал 25 произведений. И в Иркутске Костя Козлов Младший тоже выступил, хотя никто в зале его не видел.

«Кошка – тоже поэт, но лежачий»

Дмитрий Легеза вообще-то в первую очередь врач. Или во вторую? Он окончил физико-математическую школу, а затем 1-й Ленинградский медицинский институт имени И.П. Павлова и, собственно, долгое время работал медиком, даже имеет степень кандидата медицинских наук. Мало кто может похвастаться таким разнообразием наград: благодарность за оказание помощи больным с черепно-мозговой травмой (1998) и диплом лауреата конкурса имени Хармса «Четвероногая ворона» (2013, 2018 годы). Помимо публикаций в таких изданиях, как «Знамя», «Аврора», «Сибирские огни», печатался в литературных журналах Дании, Колумбии, Италии, Франции. Его стихи переведены на английский, польский, французский, испанский, итальянский языки…

– Среди медиков очень много талантливых поэтов, и я это отмечала, – говорит Галина Илюхина. – И Оля Аникина, и Ира Котова из Москвы, и другие… Они вместе с Димой на последнем Волошинском фестивале спасли польского гостя, у которого было шунтирование сердца и сердце остановилось. Прибегает Андрей Коровин, организатор Волошинского фестиваля… Как раз выступали петербуржцы. И кричит: «Не знаю, что делать, он умрёт!» И Дима и Ира Котова сразу с места бегут к поляку и делают массаж сердца, ждут «Скорую», сопровождают его в Феодосию. А в результате просто спасли человека, запустили сердце обратно. Сейчас ещё один замечательный поэт на «Петербургских мостах» спасает ещё одного коллегу, который приехал из Армавира. Так сложилась судьба, что ему нужна пересадка сердца. И один из наших коллег, оказавшихся на фестивале, сейчас хлопочет об операции в Москве, потому что в Армавире шансов бы не было. Это настолько удивительные пересечения… И вот Дима Легеза представляет собой такое слияние двух талантов, он обладатель большого дара.

«Сразу скажу, что я никакой не депрессивный питерский поэт, депрессии у меня нет, я такой ироничный интеллигент, я интеллигентно ироничен», – говорит поэт. Примером того, как он осмысляет доставшийся ему мир, может служить отрывок из стихотворения «К войне 1812 года (в подтверждение теории академика Фоменко)»:

Наполеон был выдумкой Тарле –

буян мужик, родившийся в Орле,

какой-нибудь Петров или Сусанин;

историка продажное перо

ему ввернуло титул l’Empereur –

и Бонапартом сделался пейзанин.

Или вот такое:

Кошка – тоже поэт, но лежачий,

Кошка – тоже поэт, но кошачий.

А когда он читает свои стихи, ироничный интеллигент даже проскальзывает в интонациях, поскольку в некоторых стихах Легеза просто начинает копировать манеру чтения Иосифа Бродского – до специфического «чьто». Поэтическая мысль зашла так далеко, что поэт увидел будущее – как правительство собственной кровью подписало контракт о поставках нашего газа прямо в ад: «За поставку голубого топлива всем российским чиновникам облегчат посмертные муки».

«Галя – локомотив»

«Человек-фестиваль» – так называют Галину Илюхину. Она автор и куратор поэтических проектов «Город мастеров» и «Невская перспектива», соавтор международного танцевально-поэтического проекта Moving poetry, автор идеи и соорганизатор литературного фестиваля Союза Российских писателей «Паровозъ», член Союза писателей Санкт-Петербурга, составитель поэтической антологии «Аничков мост» (современные стихи о Санкт-Петербурге).

«Галя – локомотив, она находится в постоянной, настоящей борьбе. Когда она не пишет стихи, она пытается отвоевать имущество поэтов Серебряного века, которое с 1990-х годов совершают попытки продать», – говорит Ольга Хохлова. Речь идёт о шести писательских дачах в Комарово, которые в этом году пытались продать с торгов, несмотря на то что и по сей день они служат приютом писателям и поэтам. В этом году в июне отмечали 130-летие Анны Ахматовой, а её знаменитый дачный домик, называемый «будкой Ахматовой», вместе с другими писательскими домиками пытались реализовать. Анна Ахматова, к слову, похоронена на Комаровском некрополе, и продавать ее домик тут как-то странно, но для Росимущества нет ничего невозможного. Сложными вопросами о том, кому и как должно принадлежать это федеральное имущество, можно ли передать его в безвозмездное пользование Союзу писателей Петербурга или нет, – всем этим занимается Галина Илюхина, поскольку вторая её профессия – юрист. Она очень надеется, что уникальное место останется за поэтическим и писательским братством, поскольку «чиновникам война не нужна». Но «в нежной переписке» с Росимуществом поэт Илюхина уже полтора года. И, наверное, смогла бы написать книгу и про это чудесное знакомство, если бы захотела, но она предпочитает стихи.

Её сборник стихов 2016 года называется «Колокольная горка»: от первоначального названия Комарово – с финского «Келломяки», «Колокольная горка». В её стихах видны, кажется, все «питерские» места: дворы-колодцы, «Сайгон», так называемый «Гастрит» на углу Невского и Рубинштейна, питерский трамвай… Но невозможно уйти от ощущения, что в стихах Илюхиной какой-то город вне времени, составленный из прежних осколков, как разбитая и собранная снова чашка, и узнаются узоры, и совсем это новое не похоже на то, что было раньше.

Конечно, приехав из Питера, трудно избежать вопроса о «питерской» поэтической школе. «Есть что-то, что отличает питерские стихи?» – спросили гостей. «Мрачные», – засмеялся кто-то из зала. «Ну вот, только что сказали: «Мрачные», – подхватила Ольга Хохлова. – У нас просто город, в котором с детства воспитывали, что вокруг все гибли: строили город – гибли, революция – гибли, блокада – гибли. Наверное, на всём этом особо веселиться не принято. У нас 28 полных солнечных дней в году, и в основном они в марте, когда ещё холодно». «Петербуржцам свойственна ирония, они так спасаются», – добавил Дмитрий Легеза. «Есть, есть особая питерская школа, – сдалась, наконец, Галина Илюхина. – Это люди вот такие, адаптированные к этому всему, всё принимающие. И есть люди приезжающие, если их эта среда принимает, они тоже начинают мутировать и привыкать к этому всему – и писать стихи. А многих город отторгает».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры