издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Отмыться уже не получится»

Фракция КПРФ заблокировала законы о помощи пострадавшим от наводнения

Фракция КПРФ заблокировала рассмотрение семи законопроектов, направленных на помощь пострадавшим от наводнения. На 19-й сессии областного парламента глава фракции Андрей Левченко предложил снять с повестки проекты законов, подготовленные прокуратурой и депутатами, а коллеги-коммунисты его поддержали. Официальная версия – документы «сырые». Однако правовое управление ЗС утверждает, что проекты были тщательно подготовлены и согласованы. Коммунисты признались: они просто лоббировали интересы губернатора Сергея Левченко. По мнению экспертов, глава области испугался, что принятие новых законов обяжет его помогать пострадавшим в полном объёме и не даст сэкономить на тех, кто потерял дома.

Пожалели денег

19 сессия Законодательного Собрания усилиями фракции КПРФ стала скандальной. При обсуждении повестки сессии слово взял глава коммунистической фракции – сын губернатора Сергея Левченко Андрей Левченко. Он предложил снять все вопросы с повестки дня кроме вопроса № 8 – по корректировке областного бюджета. Семь законопроектов были направлены на помощь пострадавшим от наводнения. Прокуратура Иркутской области в своём документе предлагала наделить муниципалитеты полномочием, которое позволило бы мэрам быстрее оказывать помощь людям. Заместитель прокурора Роман Шергин даже не смог сделать доклад по вопросу. Депутаты предлагали освободить пострадавших на время восстановления от налогов на имущество организаций, транспортного налога, платёжек по электроэнергии. Три закона были направлены на помощь семьям с детьми (включая бесплатное питание), один содержал дополнительные меры поддержки пострадавших. Помощь должна была быть оказана сельхозтоваропроизводителям. Все эти законы КПРФ предложила убрать.

Сын губернатора Андрей Левченко без преамбул заявил, что законопроекты, по его мнению, увеличат расходы бюджета, а потом всё же попытался придать своим словам хоть налёт заботы о людях и поправился: мол, от них никто не отказывается, просто документы «сырые». «Андрей Сергеевич, то есть вы кардинально предлагаете снести все вопросы сессии кроме одного?» – спросил спикер ЗС Сергей Сокол. «Да, Сергей Михайлович, мы с вами об этом до сессии разговаривали», – сказал Андрей Левченко. «Я, честно говоря, не думал, что вы вынесете это», – заметил спикер. «У меня всего политического опыта не хватает для понимания того, что вы сейчас делаете. Наши вопросы готовы, я за это отвечаю абсолютно чётко», – сказала депутат Наталья Дикусарова. Позже в своем аккаунте в «ФБ» заместитель руководителя аппарата ЗС Алексей Петров написал, что работа над проектами закона шла несколько недель без перерыва – «от написания первых рабочих текстов законопроектов до их детального обсуждения и шлифовки совместно с представителями органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, прокуратуры и управления Минюста России». «Все до единого проекты прошли углублённое обсуждение в рабочих консультациях и в заседаниях комитетов Законодательного Собрания, причём не только в первоначальном варианте, но и с учётом предполагавшихся поправок во втором чтении. Всё было готово, – сообщил Петров. – Поэтому любые утверждения о том, что проекты были «сырыми», «слабыми», «не готовыми» категорически не имеют под собой оснований. Тем более странно было это слушать от людей, которые не вписали в эти документы ни одной буквы».

Председатель комитета по законодательству о здравоохранении и социальной защите ЗС Александр Гаськов сообщил, что его вопросы – с 4-го по 7-й – были рассмотрены на комитете. «Присутствовали из шести членов комитета пять, – сообщил он. – Они были единогласно рассмотрены, было принято решение принять их в первом чтении. И в перерыве данной сессии – во втором и окончательном. Эти законы я лично обсуждал с людьми в Тулуне, в Братске, корректировал согласно их мнению. И, естественно, люди поддерживают наши инициативы». Александр Гаськов проиллюстрировал, как формируются указы губернатора. Выходит указ от 4 июля, потом 24 июля появляются изменения в документ. «Мы не видим, что в этом указе, сколько денег в этом указе, – заметил депутат. – И вот так: законы мы снимаем, а в указы вносим изменения и добавления». Позицию коллег поддержала депутат Ирина Синцова.

В итоге за предложение Андрея Левченко выбросить законы о чрезвычайной ситуации с сессии проголосовали 18 человек, против – 17. Оставался только один вопрос – о поправках в областной бюджет 2019 года, связанных с необходимостью оказания помощи пострадавшим при паводках.

За федеральный счёт

Как сообщила министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова, в первую очередь в бюджет вносятся средства, которые были получены из резервного фонда РФ. 2,9 млрд рублей пойдут на разовые выплаты пострадавшим гражданам. 10,9 млрд рублей направлены на компенсации тем, кто полностью потерял дома. 3,3 млрд рублей – социальные выплаты гражданам, дома которых ещё могут быть отремонтированы. При этом предусмотрен объём областного софинансирования в сумме 875 млн рублей по установленному порядку: 79% на 21%. За счёт средств областного бюджета предлагается предусмотреть субсидию для муниципалитетов на капитальный ремонт домов, находящихся в муниципальной собственности и повреждённых в результате наводнения. На капремонт, строительство, реконструкцию соцобъектов, которые были разрушены или повреждены, в 2019 году предлагается направить 2,1 млрд рублей, в 2020-м – 2,2 млрд рублей. Кроме того, муниципалитетам предусмотрена субсидия для пострадавших от стихии школ и детских садов. Общая сумма поправок – 26 млрд рублей.

Отвечая на вопрос депутата Ирины Синцовой, Наталья Бояринова сообщила, что другие социальные обязательства, взятые областью до ЧС, в связи с наводнением не будут «порезаны». Ирина Синцова поинтересовалась, сколько людей разрешили проблему по получению нового жилья. Как сообщил первый заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Алексей Макаров, сертификаты получили 11 семей. Общая сумма – 10 млн рублей. Оплачено порядка 7 сертификатов. Ирина Синцова заметила, что темпы очень низкие. Не за горами август, и выдачу сертификатов нужно ускорить. «Сейчас, когда мы общаемся с жителями, мы видим, что там есть люди, которые просто на улице живут», – сказала Синцова.

Депутат Наталья Дикусарова заявила о том, что крайне необходимы средства на дорогу Тайшет – Чуна – Братск. «В Чунском районе возникает ситуация, когда жителям необходимо беспрепятственно добраться либо в сторону Братска, либо в сторону Тайшета. Сделать это сегодня практически невозможно», – сказала депутат. Она сообщила, что по дороге не могли пройти фуры с гуманитарной помощью, и потому её в район приходилось доставлять на малогабаритных машинах. «Я настаиваю на решении этого вопроса, я говорю об этом уже несколько месяцев», – подчеркнула депутат. Она заявила, что содержание дорог по этому региону было сокращено по сравнению с прошлым годом. Было 50 млн рублей, сегодня – 40 млн. «На сегодняшний день никаких решений об увеличении этой суммы не принято», – сообщила Дикусарова.

Она предложила предусмотреть в бюджете Иркутской области средства, которые можно было бы направить в муниципальные образования для проведения текущего ремонта. Депутат указала, что у региона скоро возникнут серьёзные проблемы с ремонтом дорог. «Тех денег, которые будут выделены, не будет достаточно для того, чтобы привести дороги, мосты, переходы в порядок, – заявила Наталья Дикусарова. – Это будет очень явно видно, как только начнутся соответствующие работы. Эту тему нужно пересматривать, денежные средства увеличивать. Как мы будем делать в рамках сегодняшнего мероприятия, я не знаю, но информация такая есть».

Депутат Александр Гаськов заметил, что у правительства региона есть резервы экономии. Например, в условиях ЧС странно увеличивать финансирование на дополнительные проектно-изыскательские работы по строительству концертного зала имени Дениса Мацуева. «Я понимаю, что у нас нет денег на социальные законы, которые мы сегодня должны были рассматривать, и на питание всех детей с 1-го по 11 класс, которые попали в зону затопления, – сказал депутат. – Я предлагаю исключить из сегодняшнего закона все непрофильные средства и распределить их на другие законы. Просто я не понимаю, почему мы здесь добавляем, а на те законы, которые мы вносили, у нас нет денег». Проект бюджета был принят депутатами в трёх чтениях, 26 миллиардов будут направлены на помощь пострадавшим. Однако это не исключило жёсткие вопросы к фракции КПРФ, «зарубившей» важнейшие законопроекты.

«В тихом шоке»

– Мы все после того, что сегодня случилось во время обсуждения повестки, находимся в тихом шоке, – сказал спикер ЗС Сергей Сокол, обращаясь к министру финансов. – Дело в том, что нами было подготовлено несколько проектов законов, которые прошли все процедуры, получили отзывы – в том числе и от губернатора. Есть закон прокуратуры, который касается мер господдержки граждан, пострадавших в связи с паводками в июне 2019 года. У нас с вами есть шесть межфракционных законодательных инициатив: по налогу на имущество организаций, по транспортному налогу, по освобождению от налогов юридических лиц, организаций, сельхозпроизводителей, которые пострадали. Есть пакет из трёх законов о поддержке семей, имеющих детей и пострадавших от наводнения. Есть закон о предоставлении древесины для строительства домов и надворных построек… Мы внесли сначала свой закон о помощи тем, кто имел личные подсобные хозяйства и садоводческие участки.

И столкнулись с тем, что через несколько дней после того, как мы его внесли, накануне сессии губернатор представил такой же закон. Мы поняли, что губернаторская фракция настаивает на том, чтобы этот закон был принят… Наш закон был лучше, поскольку он предусматривал и помощь садоводам, мы упрощали процедуру сбора документов. Всего этого не было в проекте губернатора. Мы пошли на то, чтобы отозвать свой законопроект, понимая, что губернатор не отступит от своего предложения, а мы должны помочь людям здесь и сейчас. И то, что происходит у нас с вами сегодня, честно говоря, не очень укладывается ни в какие рамки. Людям необходимо принятие этих решений здесь и сейчас. Завтра они уже должны быть реализованы».

Как оказалось, законопроект об освобождении людей от платы за электроэнергию в восстановительный период был согласован с энергетиками. Как теперь им оформлять платёжные документы, неизвестно. Очевидно, придётся рассылать пострадавшим счета за свет, поскольку закона нет. «У меня просьба будет к губернатору, – сказал Сергей Сокол. – Если губернатор и его фракция лишили нас возможности обсудить и принять эти законы здесь и сейчас, тогда мы просим губернатора своими нормативными документами (указом, постановлением правительства) быстрее, желательно завтра, решить этот вопрос. Нам не важно, чья это инициатива, нам важно, чтобы вопрос был решён. Нужно, чтобы люди получили ту помощь, которая им необходима».

«Я теперь постараюсь, чтобы каждый житель Иркутской области знал имя человека, предложившего сегодня снять с повестки все социальные законы, которые мы обсудили с муниципальными образованиями, – сказала депутат Наталья Дикусарова. – Я вас уверяю, коллеги, имя человека дойдёт до каждого. Андрей Сергеевич, будете самым известным человеком на территории Иркутской области буквально с сегодняшнего дня». Дикусарова сообщила, что все те проекты законов, которые были сняты с повестки, учтены в проекте закона о бюджете. «Денежные средства, которые на них предусмотрены, будут каким-то образом зарезервированы, будут лежать, как лежали в конце прошлого года 15 миллиардов рублей в виде профицита бюджета. Но я думаю, рано или поздно трезвость ума возобладает», – сказала она.

«Наша фракция ни в коем случае не против тех законопроектов, которые сегодня стояли в повестке и которые мы рекомендовали сегодня не рассматривать, – попытался оправдаться от имени КПРФ депутат Евгений Сарсенбаев. – Мы считаем, что они «сырые» и не до конца продуманы. Как мы сейчас слышали из выступления министра финансов, нам предстоит корректировка на 26 миллиардов рублей. Это непростое решение, на самом деле, с сохранением тех обязательств перед жителями Иркутской области, которые нам предстоит сделать. Не надо делать поспешные выводы и говорить здесь, где присутствуют журналисты, что вина «ложится на вас, вы отказали в помощи пострадавшим». «Я рад, что вы так уже разбираетесь во всех нюансах законотворчества, – сказал Сергей Сокол. – Наверное, вы не усвоили главное. Есть такая поговорка русская, к сожалению, здесь не произносимая даже в парламентском формате. Если уж сидишь кое-где, то лучше не подавать знаков внимания, привлекающих к себе».

– Законы о налоговых льготах, которые будут касаться всех жителей в подтопленных территориях, подготовлены в полном объёме, – ответила Сарсенбаеву депутат Дикусарова. – Подготовлены и согласованы тексты всех поправок ко второму чтению. Мы это сделали сегодня в восемь часов утра. Я вас прошу, не надо давать недостоверную информацию. Более того, никакими указами губернатора льготы по налогам для жителей ввести невозможно. Вы сегодня совершили то, что совершили, извините, но отмыться уже не получится.

– Мы не довели эти законопроекты даже до обсуждения, – сказала депутат Лариса Егорова. – Сегодня фракция КПРФ как будет смотреть людям в глаза? Почему фракция КПРФ встала сегодня на защиту правительства Иркутской области, министерства финансов? Когда нас сюда избирали, люди предполагали, что будут поддерживать их интересы, а не интересы министерства финансов. Не моя задача думать, где возьмутся деньги. Моя задача как депутата в том, чтобы получили помощь не 10 семей пострадавших, а тысяча семей. А вопрос, где брать деньги, – для этого у нас есть правительство, губернатор, есть Федерация, с которой мы должны решать эти проблемы. Учиться надо работать с Федерацией. Не умеет этого делать правительство, давайте это будем делать мы. Давайте мы соберёмся, полетим к президенту.

Депутат Денис Шершнев полагал, что с льготами, к примеру по транспортному налогу, можно и подождать, поскольку конечный срок оплаты – 1 декабря. И с остальными поправками тоже можно подзадержаться, поскольку «трагедия уже произошла и пострадавшие отфиксированы». «Все те люди, их боль, страдания, которые они испытывали, вы же их сами видели, – спросил Сокол. – И вы сейчас выступаете как бюрократ, который прикрывает одно место. Не себя. То же самое Евгению Сейтовичу (Сарсенбаеву. – Авт.) хочу сказать. Ну побудите губернатора, побудите председателя правительства как можно быстрее принять решение. Это самый быстрый способ».

– Если мы сегодня не приняли закон по транспортному налогу, то происходит следующее: распечатываются платёжки, и все жители эти платёжки получают, – заявила Наталья Дикусарова. – Мы сегодня с вами нарушили продуманный, рассчитанный алгоритм. Не 30 октября готовятся платёжки к 1 декабря, вы понимаете? Мы не просто так посмотрели, мы отработали с налоговой, сколько сил УФНС потратила на это всё. Мы с вами предложили муниципальным образованиям сделать льготу по налогу на имущество физических лиц. Потому что мы хоть немного сможем облегчить жизнь индивидуальным предпринимателям на пострадавших территориях, приняв решение на местах. Председатель ЗC вышел на муниципалитеты, чтобы там выверенные решения были приняты с формулировками, с текстами. Коллеги, вы хоть понимаете, что сегодня натворили? Для вас всё это легко, вы считаете, что законотворческий процесс – это как постряпать пирожок. Это процесс, и люди этим профессионально занимаются годами. И вы сегодня меня убеждаете, что ничего страшного не произошло? Так я вас уверяю, коллеги, произошло!

Сергей Сокол пояснил: у ЗС действительно была договорённость с УФНС, а у региональной структуры с ФНС о том, чтобы пока не выставлять пострадавшим платёжки и не вносить их в базы до принятия региональных законов. Свои платёжные документы до сессии задержали и энергетики. Теперь же из-за того, что законов нет, платёжки пойдут по обычной схеме.

Депутатов насчёт закона о помощи селянам попытался успокоить министр сельского хозяйства Илья Сумароков. Он заявил, что помощь уже предусмотрена указами губернатора. Он долго расписывал, что в указах «учтены все категории». Но Сергей Сокол по итогу этого спича заметил: депутаты спросят у самих людей, когда поедут на подтопленные территории, как в реальности им помогает минсельхоз. «Даже президент Путин заметил, что, мягко говоря, вопросов много», – сказал спикер ЗС.

«Я много раз посещал подтопленные территории, – взял слово депутат Виктор Побойкин. – Министру хочется сказать: у вас всё предусмотрено, всё делается. Вот только что-то там я счастливых лиц не видел. И что-то на встречах с президентом Российской Федерации люди тоже не рассказывали, как там всё хорошо. Сегодня был проработан пакет законов от и до. И вы, коллеги, из каких-то политических соображений лишили тех людей, которые вынуждены жить по две-три семьи в комнате, дополнительных мер поддержки». Побойкин напомнил, как на прошлой сессии первый замгубернатора Владимир Дорофеев, отвечая на вопрос, сколько выдано справок об утрате жилья, говорил о 200 документах. А позже выяснилось, что их было на тот момент всего 16. «А сегодня сертификатов выдано, как я услышал, семь! И вы говорите, как всё хорошо. Мягко говоря, не хорошо. И вы сегодня заблокировали дополнительную помощь людям», – сказал Побойкин.

Экономия на пострадавших

– «Выходка» фракции КПРФ – как-то иначе это политическое действие коммунистов назвать сложно – поражает не только своей аморальностью, но и какой-то уникальной для профессиональных политиков непродуманностью, – сказал политолог Сергей Шмидт. – Такие однозначно репутационно ущербные действия следует смягчать, дабы минимизировать репутационные потери качественным информационным сопровождением. Иначе говоря, необходимы убедительные разъяснения действий – не столько для условных «экспертов», сколько для простых граждан. Тут этого не произошло. Сначала из уст руководителя фракции КПРФ (Левченко-сына) прозвучала версия о том, что принятие законов может привести к чрезмерному дефициту бюджета. Замечу, что тут мы имеем дело с интересным, по-своему парадоксальным феноменом – «левая» политическая сила оказывается «партией бюджетной экономии», тогда как обычно «левые» не скупятся на социальные расходы, для «левых» это совершенно нормально. Иркутские коммунисты создают своеобразный оксюморон – хочется назвать происходящее «коммунистическим тэтчеризмом». Мне кажется очевидным, что на помощи пострадавшим решено сэкономить по максимуму в том числе и для того, чтобы к выборам 2020 года прийти с мифом об исключительно благополучном бюджете в Иркутской области. Исключительность и благополучность которого, к слову, не имеет никакого отношения к политике региональных властей и проистекает из успешного развития Иркутской нефтяной компании да увеличение поступлений НДФЛ с выросших благодаря майским указам зарплат работников бюджетной сферы.

По мнению политолога, коммунисты в своей «выходке» руководствовались несколькими причинами. Одна из них заключается в том, что если те же поправки провести указами губернатора, то депутатский контроль за расходами будет затруднён. Как отметил на сессии депутат Александр Гаськов, невозможным становится в этом случае и контроль за тем, какие вообще суммы выделены, поскольку указы губернатор привык менять и поправлять, как ему лично удобно, что показали и вся его четырёхлетняя деятельность, и первый месяц после наводнения. Все законопроекты по вине КПРФ уже не будут рассмотрены до осени, поскольку сессий больше не запланировано.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры