издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пролетели со свистом

Передача иркутского аэропорта в собственность региона обернулась сплошным разочарованием

Иркутская область не выполнила ни одного пункта соглашения, которое было заключено между регионом, Минтрансом РФ и Росавиацией при передаче ОАО «Международный аэропорт Иркутск» из федеральной собственности в областную. Об этом вчера заявила аудитор КСП Юлия Махтина, когда рассказывала о результатах проверки работы аэропорта на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания региона. Зато теперь аэропорт спонсирует поездки пионеров во Вьетнам и даёт деньги на выборы коммунистам.

Заседание комиссии началось зажигательно. На нём присутствовали Артур Сулейменов, министр жилищной политики, энергетики и транспорта, и Игорь Сухорученко, министр имущественных отношений региона. Депутатский корпус представляли спикер Законодательного Собрания Сергей Сокол и члены комиссии в полном составе.

– А где у нас генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Иркутск», кто-нибудь из правительства может сказать? – поинтересовался Сергей Сокол, оглядывая присутствующих.

– Так он это, в Следственном комитете. Показания даёт, – ответил Сулейменов.

– Что, уже? – не выдержал кто-то из депутатов.

Об итогах проверки КСП доложила аудитор Юлия Махтина. Она отметила, что в рамках трёхстороннего соглашения пассажиропоток планировалось увеличить с 1,7 млн до 3 млн человек, но пока удалось выйти на объём перевозок 2,2 млн человек. Достижение намеченного показателя в нынешних условиях вообще трудновыполнимо. Вторым важным пунктом соглашения было строительство нового аэропорта, а также реконструкция или модернизация уже действующего. Пока об этом проще совсем забыть. Кстати, в правительстве, кажется, так и сделали.

Только проект не принятой до сих пор Стратегии социально-экономического развития Иркутской области включает модернизацию и строительство нового аэропорта в состав инвестпроектов. А вот в действующей программе «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» на 2014–2020 годы ни о чём таком не упоминается.

Проект строительства нового аэропорта, под который из федеральной целевой программы региону выделялось софинансирование в объёме 23 млрд рублей, захлебнулся ещё на этапе выбора земельного участка, и это была очень странная история. Она началась с того, что правительство Иркутской области в 2016 году предложило разместить аэропорт около деревни Поздняково. Однако в марте 2017 года Росавиация отказалась согласовать этот участок в связи с внесёнными в 2014 году в Земельный кодекс изменениями.

Губернатора Сергея Левченко такой ответ не удовлетворил, потому что он коммунист, боец и вообще никогда не сдаётся. Левченко сделал вид, что ничего не уразумел с первого раза, и направил целую пачку новых обращений, в том числе в адрес президента РФ, «об определении условий актуализации земельного участка «Поздняково». В сентябре 2017 года уже Минтранс сообщил: размещение аэропорта в Поздняково невозможно. Губернатор опять не понял и ещё четыре раза писал обращения. В общем, пока в регионе делали вид, что не умеют читать, строительство нового аэропортового комплекса в Иркутске было исключено из ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2021 годы». Программа прекратила своё существование, и федеральное софинансирование в размере 23,1 млрд рублей растворилось как дым.

На заседании комиссии по контрольной деятельности министру жилищной политики, энергетики и транспорта региона Артуру Сулейменову за потерю федеральных денег пришлось ответить. Но его ответ прозвучал неубедительно.

– Это не из-за нас софинансирование убрали, – оправдывался Сулейменов. – Это из-за того, что Иркутск был исключён из ФЦП.

– В Красноярске построен аэропорт, в Новосибирске тоже построен, – парировал Сергей Сокол. – Теперь в федеральную программу вошёл Улан-Удэ. В федеральном правительстве сидят не враги, и если Иркутску не дают софинансирование, значит, его не под что давать. Ведь до 2015 года была концепция развития аэропорта, и с ней регион включили в федеральную программу.

– Вы говорите, область не виновата в том, что её лишили софинансирования, а в письме Минтранса РФ говорится об обратном, – депутат Виталий Перетолчин процитировал переписку между Сергеем Левченко и Минтрансом РФ. – Тут написано буквально следующее: «Обязательства Российской Федерации исполнены в полном объёме. Обязательства правительства Иркутской области до настоящего времени не исполнены. Вышеуказанные обстоятельства противоречат механизму реализации программы «Гражданская авиация» и не позволяют начать реализацию объекта. С учётом изложенного, а также в связи с ограниченными возможностями бюджета Росавиацией и Минтрансом подготовлены  предложения по исключению объекта из программы. Предлагаем вернуться к указанному вопросу после 2022 года только при условии выполнения правительством Иркутской области своих обязательств».

Так или иначе, но лишь в апреле 2018 года регион направил в Минтранс календарный план мероприятий по выбору нового земельного участка, который был утверждён в феврале 2019-го. Предварительно речь идёт о Хомутовском муниципальном образовании, но это пока не точно.

С частными инвесторами тоже ничего не получилось, хотя привлечение частного капитала (20 млрд рублей) было одним из обязательств, которые регион на себя взял в рамках всё того же трёхстороннего соглашения. 30 мая 2018 года правительством области без проведения конкурсных процедур было заключено соглашение с ООО «Рампорт Безопасность» (переименовано потом в ООО «Терминал Иркутск»), согласно которому инвестор обязуется осуществить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового пассажирского аэровокзального комплекса внутренних и международных авиалиний на общую сумму 7 млрд рублей.

Во исполнение этого соглашения АО «Международный аэропорт Иркутск» передало за плату во временное владение и пользование ООО «Рампорт Безопасность» часть своего земельного участка. Однако Федеральная антимонопольная служба заблокировала сделку, заподозрив губернатора в нарушении антимонопольного законодательства, в частности статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции». Соглашения и договор субаренды были расторгнуты. Между тем на землеустроительные работы было направлено 4,1 млн рублей, которые теперь могут просто «сгореть».

С реконструкцией аэродрома и технологическим перевооружением дела обстоят тоже не очень хорошо. До передачи аэропорта Иркутска в собственность региона расходы по модернизации и реконструкции были предусмотрены за счёт средств федерального бюджета. Теперь все работы предприятие должно выполнять за свой счёт. Например, сейчас взлётно-посадочная полоса и рулёжные дорожки находятся в плачевном состоянии. На ремонт нужно не менее 10 млрд рублей. Накопить такие средства самостоятельно предприятие не сможет, хотя является прибыльным.

Для самого аэропорта смена собственника ничем хорошим не обернулась. Например, арендная плата для аэропорта выросла с 35,6 млн до 49,4 млн рублей в год, или на 38,8%. «В случае его нахождения в федеральной собственности плата составила бы 22,5 млн рублей», – отмечается в отчёте КСП. В результате аэропорт, арендующий областное имущество, находится в неравных условиях с аэропортами, находящимися в федеральной собственности и обеспеченными бюджетными источниками осуществления капитальных вложений.

– Смена собственника не повлекла ожидаемого повышения эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области, – считают в КСП.

Интерес вызывают депозитные счета ОАО «Аэропорт Иркутск». Например, бывший генеральный директор аэропорта Александр Рябикин в 2017 году дал распоряжение разместить 80 млн рублей на счетах ОАКБ «Солидарность», зная о высокой вероятности потери денежных средств. В 2018 году решением всё того же Рябикина на счетах «Солидарности» разместили ещё 220 млн рублей. Это было сделано, несмотря на то что банк имеет очень низкий рейтинг финансовой надёжности по сравнению с другими банками РФ. Решением уже следующего генерального директора Андрея Скубы срок депозита продлён до 1 января 2019 года с понижением ставки с 7,5% до 7%.

Отдельная дискуссия возникла вокруг так называемой благотворительной деятельности аэропорта. Нужно сказать, что до 2015 года предприятие ничем таким не баловалось. Но переход в областную собственность вызвал оживление высоких чувств у руководства. В 2017 году безвозмездно отдали 11 млн рублей, а в 2018 году – 3 млн. Нельзя сказать, что все деньги пошли во благо.

Например, 3,8 млн передали областному учреждению «Центр сохранения наследия» (ЦСН) на организацию работ по увековечению памяти репрессированных. Но там ничего не сделано до сих пор. КСП отметила, что расходы на сумму 5,2 млн рублей выглядят подозрительно и «носят признаки сделки на невыгодных для общества условиях». Президент Федерации по хоккею с мячом Владимир Матиенко получил от аэропорта 1 млн рублей для общественной организации, будучи в то время членом совета директоров ОАО «Международный Аэропорт Иркутск». КСП определила тут наличие признаков «сделки с заинтересованностью».

Спонсировал аэропорт и политические движения. На выборы кандидату от КПРФ Сергею Ивановичу Игумнову подкинули 100 тысяч рублей. Фонду развития Приангарья, который возглавляет руководитель протокола губернатора Иркутской области, член бюро обкома КПРФ Андрей Куперт, дали 4,5 млн рублей. Деньги были потрачены на «благие дела». Полмиллиона рублей фонд вложил в развитие кругозора пионеров и комсомольцев Приангарья. Первых отправил во Вьетнам, для вторых организовал школу комсомольского актива.

– А что, так можно было? – отреагировала на эту информацию депутат Лариса Егорова. – Жаль, только КПРФ знала, что аэропорт так работает с партийными списками. У нас тоже есть целый список матерей детей-инвалидов, которые не могут отправить своих детей на лечение. Кому можно список передать?

Но почему-то никто не кинулся помогать матерям.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры