издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Электронная коммерция по-русски

Продажи продуктов, лекарств и алкоголя станут драйверами отрасли, считают эксперты

  • Автор: Ольга Мутовина, в материале использованы данные исследований со специализированного ресурса e-pepper.ru

Объёмы электронной торговли в России могут значительно вырасти за счёт продажи лекарств. Фармацевтические препараты выгодно покупать в Интернете. Иногда цена на один и тот же препарат, приобретённый в оффлайн-аптеке и на электронном ресурсе, может различаться в разы. Но сейчас россиянам по закону нельзя покупать лекарства через Интернет. Разрешено лишь заказывать доставку до пункта выдачи и уже там покупать по более выгодной цене. Законодатели планировали к лету рассмотреть закон о дистанционной продаже лекарств. Но решили отложить его до осени. Есть силы, которые активно сопротивляются нововведениям.

Развитие рынка электронной коммерции обсудили участники Байкальского международного форума партнёров. Масштабное мероприятие состоялось на прошлой неделе в Иркутске. Соображения экспертов мы дополнили аналитикой из открытых источников.

По сведениям Российской ассоциации электронной коммуникации (РАЭК), аудитория Рунета составляет 90 миллионов человек. Причём количество новых пользователей растёт незначительно – примерно на 3% в год. Увеличивается время, которое люди проводят в Сети. Средний пользователь посвящает интернет-активности примерно три часа в день. Пока больше всего времени юзеры находятся в социальных сетях, но их стремительно догоняют видеохостинги.

Объёмы шопинга

Единой статистики объёмов и распределения сегментов рынка электронной коммерции не существует. Ведь пользователи не обязаны отчитываться, какой товар где именно и на какую сумму купили. Однако эксперты время от времени представляют своё видение развития отрасли.

Покупки в отечественных интернет-магазинах совершают около 33,5 миллиона покупателей из России. Так оценивает объёмы шопинга главный аналитик Price.ru Алексей Петровский. В среднем на каждого из клиентов в год приходится 7,4 сделки на внутреннем рынке, общий объём рынка составляет 917 миллиардов рублей.

Иностранными магазинами в 2018 году пользовались 22,3 миллиона российских покупателей, полагает Петровский. Число покупок на одного человека в среднем составляло 15,7, то есть всего около 350 миллионов посылок. Средний чек одной покупки в зарубежном магазине в 2018 году был примерно 900 рублей, таким образом, общий объём международных покупок за год составил около 315 миллиардов рублей.

В среднем эксперты оценивают объёмы российского рынка электронной торговли в 1,23 триллиона рублей. Это 598 миллионов покупок со средним чеком около 2060 рублей.

Аналитики Data Insight в своём исследовании «Интернет-торговля в России в 2018 году» пришли к выводу, что российский e-сommerce растёт не за счёт среднего чека, который падает второй год подряд, а благодаря росту числа заказов. Их количество за прошлый год увеличилось на 18%.

Как отмечают в Data Insight, российский рынок отличается от других своей географической концентрацией. Большинство ретейлеров сосредоточено в Москве. При этом наблюдается непропорционально большая доля заказов из крупных городов. Огромные размеры нашей страны сказываются на её логистике. В результате и логистическая инфраструктура, и вообще рынок интернет-торговли в России фрагментированы, говорят эксперты.

Покупка как развлечение

Около 60% интернет-пользователей, проживающих в небольших российских городках, никогда ничего не покупали в интернет-магазинах. К таким выводам пришли аналитики Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и «Яндекс.Такси». Отказывают себе в покупках и порядка 40% интернет-пользователей в городах-миллионниках.

Как выяснилось, жителям малых и средних городов просто не приходит в голову покупать что-то через Интернет, у них не выработалась такая привычка. 28% респондентов объясняют своё нежелание делать покупки через Интернет тем, что они предпочитают лично ходить в магазин.

Эксперты объясняют это тем, что в небольших населённых пунктах для клиента очень важно получить за свои деньги не только товар, но и «социальную активность». Ему нужно поговорить с продавцом, посмотреть продукцию, выбрать лучшую, приятно провести время. В маленьких городах и посёлках люди воспринимают любую трату не только как возможность приобрести товар, но и как развлечение.

Другой причиной отсутствия интереса к интернет-покупкам в маленьких городах может быть низкое проникновение цифровых сервисов, привязанных к территории. Речь идёт о сервисах для заказа и доставки еды, онлайн-покупок в местных магазинах, приобретения билетов на локальные мероприятия и онлайн-заказа такси. По данным исследования, 21% жителей городов России практически или полностью не обеспечены подобными сервисами. Полноценный доступ к ним имеют лишь 60% городских жителей страны.

Регулярно к услугам дистанционных продаж прибегают только 31% респондентов из небольших городов. В мегаполисах интернет-покупки более популярны, но совершают их тоже далеко не все – 52%.

Что? Где? Когда?

Платёжная платформа PayPal и компания Ipsos опубликовали результаты исследования рынка e-сommerce в России. Компании изучали страхи, привычки, ожидания и предпочтения покупателей, касающиеся покупок в зарубежных интернет-магазинах.

Как показали результаты исследования, 80% взрослых интернет-пользователей в России совершали онлайн-покупки. Из тех, кто совершал покупки, 70% хотя бы один раз в прошлом году делали это в зарубежных магазинах. 14% любителей онлайн-шопинга предпочитают покупать товары исключительно за рубежом, а более половины (53%) доверяют иностранным магазинам так же, как и локальным.

79% покупателей посещают зарубежные сайты для покупки одежды, 62% приобретают электронику, 61% – игрушки и товары для хобби. Большинство трансграничных покупок россияне совершают с компьютера, а более четверти (26%) готовы к шопингу и с мобильных устройств. При совершении международных покупок 60% россиян приобретают товары из Китая, 14% – из США, 11% – из Гонконга.

Покупая товары в американских магазинах, россияне в первую очередь объясняют это стремлением приобрести качественный (52%) и аутентичный (39%) продукт, тогда как в магазины Китая и Гонконга они обращаются за недорогими товарами (88% и 77% соответственно) и дешёвой доставкой (37% и 29%).

Россияне, не совершающие покупки за границей, объясняют это главным образом тем, что опасаются не получить товар (33%), сложностью возврата товара (28%), а также тем, что товар, который они получат, не будет соответствовать описанию (24%). 81% россиян, регулярно приобретающих что-то онлайн, хотели бы иметь возможность оплатить покупку либо в местной валюте магазина, либо в российских рублях. Среди ключевых факторов, определяющих предпочтительный способ оплаты трансграничных покупок для россиян, безопасность (41%) и удобство (55%).

По данным исследований, 36% россиян, совершающих международные покупки онлайн, делают это чаще во время сезонных распродаж, 28% не упускают выгодные предложения в «чёрную пятницу», если они попадаются им на глаза.

Мобайл или десктоп?

Основным трендом прошлого года группа компаний Assist назвала существенный рост платежей со смартфонов. Покупки осуществлялись при помощи pay-сервисов и карт национальной платёжной системы «Мир».

На конец 2018 года в среднем по российскому рынку 44% покупок оплачивались с мобильных устройств. Аналитики предупреждают: мобильный канал продаж готовится «догнать и перегнать» традиционный онлайн. Доля мобильных платежей в последние несколько лет существенно прирастает. Поэтому вполне вероятно, что скоро смартфон станет основным платёжным инструментом для большинства онлайн-плательщиков.

Кроме того, по данным Российской ассоциации электронной коммуникации (РАЭК), важным трендом стал выход на онлайн-рынок B2B-игроков. Ещё одно новшество: внедрение искусственного интеллекта в ретейле. В частности, в сети «Рив Гош» в трети случаев искусственный интеллект предсказывает, какие товары приобретает держатель карты лояльности. А «М-Видео» за счёт искусственного интеллекта увеличило выручку на десятки процентов.

По мнению президента Ассоциации e-commerce Russia Александра Иванова, позитивным фактом для развития отрасли является то, что по всей стране на рынок онлайн-коммерции выходят небольшие компании. Один из таких предпринимателей – Александр Казанцев из города Глазова в Удмуртии (его компания производит настольные игры) – получил в прошлом году почётную премию имени Владимира Долгова. Награда вручается компаниям или людям, чья работа важна и полезна отрасли.

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин рассказал, что в 2018 году рынок российской онлайн-коммерции сильно поменялся. Если за год до этого рынок активно осваивали крупные традиционные ретейлеры, то в 2018 году в него вкладывались лидеры этого сегмента – Wildberries и Ozon.ru. Эти два магазина растут в четыре раза быстрее рынка и в два раза быстрее, чем они сами росли год назад. Сейчас они дают почти 2/3 роста рынка.

«Яндекс» в Сибири

Крупнейший игрок среди отечественных компаний – «Яндекс.Маркет». По данным SimilarWeb, количество уникальных пользователей холдинга составляет 41,4 миллиона человек, а статистика посещений превышает 118 миллионов пользователей.

Руководитель проекта «Яндекс.Маркет» Артём Глущенко напомнил, что в Сибири проживает более 17 миллионов человек. Из них около 3,5 миллиона – активные Интернет-покупатели. При этом в городах с населением 100 тысяч человек и больше покупки через Интернет совершают 45% жителей.

Артём Глущенко отметил также: Интернетом в Сибири пользуются 53% жителей. Это больше, чем в среднем по стране. Но онлайн-покупателей при этом меньше. Причина в сложностях логистики из-за больших расстояний. Крупные компании ещё не дошли до территорий и не создали здесь свои логистические центры.

Если говорить о распределении по отраслям, охотнее всего покупатели приобретают в «Яндекс.Маркете» товары для дома и дачи. На эту сферу приходится четверть всех операций. 17% сделок приходится на электронику. На третьем месте по популярности запчасти для техники – 11%.

В недавнем отчёте банк Morgan Stenley прогнозировал, что к 2023 году объём российского рынка онлайн-коммерции достигнет 2,14 триллиона рублей. Совместное предприятие «Яндекса» со Сбербанком может занять четверть рынка. Аналитики отметили, что совместное предприятие сможет использовать 14 тысяч отделений Сбербанка по стране в качестве пунктов приёма и выдачи заказов, а также 400 тысяч водителей «Яндекс.Такси» для доставки.

Рынок продовольствия

Эксперты инвестиционной компании «Фридом Финанс» дают ещё более благоприятные прогнозы роста рынка. По их оценке, отрасль электронной коммерции к 2023 году увеличится до 3,5 триллиона рублей.

Глава Минпромторга Денис Мантуров на правительственном часе в Госдуме рассказал о великолепных перспективах российской электронной торговли. По его словам, в 2017 году оборот e-сommerce в стране впервые превысил 1 триллион рублей, а к 2024 году может возрасти почти в 3,5 раза.

По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Анастасии Сосновой, наиболее перспективным направлением станет онлайн-торговля продуктами питания.

По её прогнозу, среднегодовой прирост онлайн-продаж продовольственных товаров будет составлять 26-27%. Предпосылкой к этому эксперт считает попытки крупных ретейлеров найти решение главной проблемы, до сих пор препятствующей более активному распространению электронной коммерции в сегменте продовольствия. Высокая стоимость логистических услуг и низкая скорость доставки создают неподходящие условия для развития онлайн-рынка продовольствия. Понятно, что не все продукты могут доехать до покупателя, сохранив свои качества.

В частности, Анастасия Соснова напомнила, что ретейлер X5 готовится развивать сеть постаматов под брендом «Халва». Пока в систему включено около 500 локеров, однако их число увеличится до 1500. Постамат – это стационарный аппарат с ячейками для хранения и выдачи заказов. Покупатель делает заказ, но посылку ему доставляют не домой, а в специальное место, которое он выберет. Не всегда человеку удобно сидеть дома и ждать курьера. К постамату он может подойти в любое удобное время. Кабинки открываются с помощью электронного ключа, который покупатель получает на телефон. Если товар не подошёл, клиент может на месте оформить возврат.

Представитель «Яндекс.Маркета» Наталья Смирнова отметила, что с начала 2000-х онлайн-торговля развивалась за счёт электроники. Новым драйвером рынка стала одежда.

На следующем этапе, по ожиданиям экспертов, драйвером станут продукты питания.

Лекарства и алкоголь

При смягчении законодательства свою нишу в интернет-коммерции могут занять также аптеки. Законодатели должны были до летних каникул подготовить проект закона о дистанционной продаже лекарств, но решили отложить вопрос до осени. Изменениям в законодательстве активно сопротивляются представители фармацевтических сетей. Ведь цены на лекарства в обычной аптеке и при покупке через сайт порой различаются в разы. Если доставку препаратов можно будет легко оформить в Сети, оффлайн-аптеки потеряют часть клиентов и вынуждены будут снижать цены, следуя за рынком.

А федеральный Минзрав настаивает, что доставлять препараты должны фармацевты. «Если закон появится в том виде, как рассчитывает Минздрав, это будет мертворождённый закон. Зачем человеку учиться пять лет в вузе, чтобы потом с рюкзачком за спиной развозить заказы?» – задаётся вопросом Артём Глущенко. Ещё одно ограничение, за которое бьётся Минздрав, – доставка должна быть ограничена пределами муниципалитета.

Эксперты считают, что сегмент дистанционной продажи алкоголя нужно выводить из тени. Формально интернет-торговля запрещена. И всё же горячительные напитки в Сети купить можно. По данным Артёма Глущенко, сейчас около четырёх тысяч сайтов в России нелегально торгуют алкоголем. Эксперт считает, что при изменениях в законодательстве крупные площадки готовы выйти на этот рынок. Вполне реально выдерживать ограничения по торговле в ночное время и дни запретов, а также не допускать продажу алкоголя несовершеннолетним.

По оценкам экспертов, объём электронной коммерции в ближайшее время может увеличиться за счёт формализации сделок между людьми. Сейчас расчёты с так называемыми самозанятыми гражданами находятся «в тени». Их никто не учитывает. Допустим, человек зарабатывает на жизнь ремонтом электроприборов. Подаёт объявление в Сети, принимает заказы. Оплату получает на карту. Если эти сделки прибавить к общему объёму, то ёмкость рынка значительно увеличится, говорят специалисты.

Многие покупатели уже оценили преимущества покупок в Интернете. Жителям мегаполисов доступны современные сервисы. Они могут заказать посылку и в течение суток получить заказ. Причём посылку могут доставить не только домой – вдруг вы допоздна задерживаетесь на работе. Тогда заказ будет ждать вас в ближайшем постамате. В то же самое время в некоторых деревнях до сих пор нет сотовой связи. Вдобавок ко всему в июне в Иркутской области отключили аналоговое телевещание. А к «цифре» подключили не всех. Людям недоступны элементарные вещи – они не могут позвонить по телефону и посмотреть местные новости. Что уж говорить об Интернете и электронных сервисах.

Речь об успехах в отрасли мы можем вести тогда, когда электронная коммерция станет доступна любой бабушке в деревне. Чтобы через приложение в телефоне она могла заказать себе лекарство от давления по низкой цене. А потом забрать свою посылочку на почте.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры